Конструкция самолета во многом влияет на его ходовые, технические и аэродинамические характеристики. Изобретение этого летательного аппарата позволило сделать невероятный прорыв в скоростном преодолении значительных расстояний. Рассмотрим элементы и особенности летающих машин.
Элементы конструкции самолета
Ниже приведены названия основных частей, из которых состоит большинство современных летательных аппаратов:
- Основной корпус самолета (фюзеляж). Он служит для связи в одно целое остова, крыльев, силовых агрегатов, шасси и прочих наружных элементов. Внутри фюзеляжа размещается кабина для членов экипажа, грузовой и пассажирский отсек.
- Реактивные или стандартные мощные моторы, приводящие самолет в движение.
- Крыло – деталь, служащая для стабилизации агрегата и создания подъемной силы.
- Для балансировки и устойчивости по вертикали служит вертикальное оперение.
- Горизонтальное оперение отвечает за управляемость и стабилизацию машины в продольной части.
- Система управления.
- Дополнительное оборудование.
Оперение
Классическая конструкция самолета в хвостовой части характерна для большинства боевых и гражданских модификаций. В такой схеме горизонтальное оперение состоит из неподвижного стабилизатора и регулируемого руля высоты.
Стабилизатор предназначен для устойчивости летательного аппарата относительно поперечной оси. При опускании носа самолета, хвостовая часть вместе с оперением подается вверх. В связи с этим давление воздушного потока на верхнем отсеке стабилизатора увеличивается. Создаваемая нагрузка возвращает стабилизатор вместе с фюзеляжем в требуемое положение.
В оснащение входит также заднее вертикальное оперение. Оно состоит из неподвижного элемента (киля) и корректируемого руля направления. Принцип действия узла аналогичен работе горизонтального аналога, только в вертикальной плоскости.
Конструкция самолета обеспечивает стабильность аппарата в двух плоскостях. Продольную устойчивость гарантирует расположение консоли крыла под определенным углом по отношению друг к другу, по типу буквы «V».
Элементы управления
В конструкции самолета важную роль играют рулевые поверхности. Руль высоты представляет собой подвижный задний элемент стабилизатора. Если этот узел оборудован парой консолей, то и рулей будет два. Они синхронно отклоняются вниз либо вверх, помогают изменять высоту полета планера.
Элероны – это подвижные части консолей крыльев. Они позволяют стабилизировать самолет относительно продольной оси. Работа элементов осуществляется синхронно, отклонение каждой детали происходит в разные стороны.
Руль направления представляет собой активную часть киля, служит для стабилизации аппарата по вертикали. Вращение в противоположную сторону от направления руля происходит до того момента, пока пилот не вернет штурвал в нейтральную позицию.
Мотор и другие системы
Рассматриваемые летательные аппараты оснащаются различными типами двигателей. Они отвечают за набор скорости и возникновение подъемной силы. Моторы могут монтироваться в передней части самолета, сзади и на крыльях.
Подразделяются силовые установки следующим образом:
- Реактивные моторы – включают в себя пульсирующий двухконтурный агрегат с реактивной турбиной.
- Винтовые – представлены поршневыми моделями и комплексными вариациями с турбиной.
- Ракетные двигатели – это жидкостные или твердотопливные сверхскоростные модификации.
К несущим конструкциям самолета относится еще ряд деталей. Шасси отвечает за взлет и посадку аппарата на взлетных полосах аэродромов. На амфибиях используются своеобразные лыжи-поплавки, позволяющие эксплуатировать машину на воде или снегах.
Конструкция самолета А-321
Этот экземпляр является самым крупным представителем авиалайнеров марки Airbus. Самолет оборудован удлиненным фюзеляжем, имеет повышенный показатель по вместимости пассажиров. Среди распространенных модификаций этой серии выделяются два образца: А231-100 с невысокой дальностью полета по сравнению с аналогами, и А321-200 с дополнительным топливным резервуаром и мощными моторами.
В общем количестве выпущено порядка тысячи летательных аппаратов этой марки. Серийное производство машин продолжается и в настоящее время. Модель отвечает всем требуемым стандартам и имеет неплохую перспективу для насыщения мирового рынка аэробусами.
Конструкция самолета А321 проста и понятна. Вместимость салона составляет около 200 пассажиров. Крейсерская скорость летательного аппарата - 900 км/ч, а предельная взлетная высота – 10,5 км. При этом дальность полета варьируется около 4,3 тысячи километров.
Плюсы и минусы
Среди достоинств конструкции самолета А321 можно отметить следующие моменты:
- Машина обладает высоким уровнем звукоизоляции.
- Аппарат отличается хорошим комфортом для экипажа и пассажиров.
- Просторный и удобный салон.
- Прекрасные технические параметры.
Среди недостатков отмечают такие аспекты:
- Немного устаревшие технические комбинации, по сравнению с новейшими зарубежными моделями.
- Ограниченные возможности эксплуатации.
Конструкция самолета А-321 предусматривает оборудование сидениями, которые расположены по четыре штуки в ряд. Они имеют комфортную ширину, кожаную отделку, встроенные подушки безопасности. В салоне предусмотрены розетки для компьютеров, а также прочие удобства в плане комфорта пассажиров.
Классификация
По назначению самолеты подразделяются на гражданские и военные образцы. Главные части первого варианта оборудуются пассажирским или грузовым отсеком. Они занимают большую часть внутренней площади фюзеляжа.
Виды небоевых самолетов:
- Местные пассажирские перевозчики. Дальность их полета составляет от двух до десяти тысяч километров, а межконтинентальная категория преодолевает свыше 11 тысяч км.
- Грузовые модели делятся на легкую, среднюю и тяжелую группу. В зависимости от квалификации, они способны транспортировать от 10 до 40 тонн груза.
- Специальные летательные аппараты. Применяются для санитарных, аграрных, разведывательных, противопожарных нужд, а также в качестве аэрофотосъемочных агрегатов.
- Учебные модификации.
Военные вариации не имеют такого комфортного оснащения салона. Основную часть фюзеляжа занимают комплексы вооружения, разведывательное оборудование, боеприпасы и специальные вспомогательные средства. Подразделение армейских планеров по классам: военно-транспортные модели, истребители, штурмовики, бомбардировщики, разведчики.
Устройство летательных аппаратов зависит от аэродинамической схемы, по которой они выполнены. Она характеризуется количеством основных элементов и расположением несущих поверхностей. Если носовая часть самолета у большинства моделей похожа, то расположение и геометрия крыльев, хвостовой части могут сильно разниться.
В завершение
Стоит отметить, что самолет АН, конструкция которого относится к типу классического оформления, широко используется в пассажирских и грузовых воздушных транспортировках. В целом различают несколько схем устройств летательных аппаратов. Среди них:
- Классическая конструкция.
- Тип «летающее крыло».
- Тандемное оформление.
- Модификация «Утка».
- Конвертируемая и комбинированная схема.
- «Бесхвостка».
Между собой модификации отличаются компоновкой узлов, расположением моторов, экстерьером, принципом взлета/посадки, а также параметрами скорости и грузоподъемности.