Польза географического диктанта как формы проверки знаний учеников очень велика. В чем плюсы данного метода? Их множество: разнообразие на уроке, внесение элемента занимательности, формирование грамотной речи у школьников, самостоятельность, экономия времени учителя на проверку полученных знаний.
Многие учителя уже долгое время с успехом пользуются данными диктантами, так как они способны формировать образ территории и закреплять их в памяти. В ходе изучения курса географии учитель сперва может самостоятельно их составлять, а затем давать в качестве домашнего задания: составить подобный диктант для следующей темы.
Наша планета
Для удобства проведения диктанта можно заранее каждому ученику отдельно распечатать небольшие карточки. Если такой возможности нет, то можно детям диктовать вопросы или написать их на доске. Так как устройство нашей планеты изучается в пятом классе, то малышей перегружать не стоит. Первый наш диктант содержит всего четыре задания.
- Необходимо ответить на несколько вопросов. Исходя из уровня знаний, ученикам может быть предложен схематический рисунок Солнечной системы. Первый вопрос: сколько планет в СС? Второй вопрос: какой планетой от Солнца является Земля? Третий вопрос: между какими планетами расположена Земля?
- Напишите: как называется путь, по которому передвигается планета вокруг Солнца.
- Как вы думаете, каковы причины смены времен года?
- Как называется спутник Земли, и какую роль он играет?
Знание карты
Первым заданием в географическом диктанте по знанию карты мы предлагаем заполнить небольшую таблицу. Левая колонка – вид географической карты, правая – что изображено (ученики должны ее заполнить самостоятельно).
Физическая карта полушарий | |
Физическая карта России | |
Политическая карта мира | |
Экономическая карта | |
Контурная карта |
Второе задание – выберите наиболее крупный масштаб среди перечисленных: 1:500000; 1:1000000; 1:25000 и 1:7500. Объясните, как правильно читается масштаб.
Третье задание тоже должно содержать развернутый ответ. Необходимо определить масштаб карты, на которой 2,5 тысячи километров изображены отрезком в двадцать сантиметров. Запишите ответ и объясните, как вы его получили.
Литосфера
В этой теме мы немного укрепим наши знания по теме «Литосфера», дадим наиболее популярные вопросы для географического диктанта. По географии можно предложить множество вопросов, но эти наиболее интересные.
- Как называется расплавленное вещество мантии, которое насыщено газами и водяным паром?
- Верно ли утверждение: толщина земной коры на материках больше океанической?
- Выберете правильный ответ: осадочной породой является: гранит, базальт, мрамор или каменная соль.
- Какая форма рельефа образовалась в результате деятельности ветра: овраг, вулкан, моренная гряда, дюна.
Гидросфера
К географическому диктанту по теме «Гидросфра» мы можем предложить следующие варианты вопросов:
- Как называется водная оболочка Земли (биосфера, литосфера, гидросфера или атмосфера)?
- Вода составляет (3/4, 2/3, 1/4 или 4/5) доли Земли.
- На какие ресурсы приходится большая доля воды (реки и озера, подземные воды, ледники или мировой океан)?
- Как называется море без берегов (Черное, Мраморное, Саргассово или Аравийское)?
- Назовите самый большой океан (Тихий, Атлантический, Индийский или Северный Ледовитый)?
- Что такое минеральная вода (чистые подземные воды, морские, ледниковые или подземные с примесями солей и газов полезных человеку)?
Как видите, этот диктант можно проводить и в виде теста для проверки знаний темы.
Атмосфера
Теперь переходим к теме «Атмосфера», вопросы, ответы географического диктанта представлены в данном разделе. Здесь ученикам предстоит дать развернутые ответы.
- Из каких газов состоит воздух? Ответ: азот, кислород, аргон, углекислый газ, водород.
- Как изменяется температура воздуха в тропосфере с высотой и почему? Ответ: чем больше высота, тем температура становится ниже. Это связано с тем, что солнечные лучи нагревают Землю, а она в свою очередь отдает тепло в атмосферу.
Биосфера
Сейчас мы перечислим вопросы для географического диктанта на проверку понятий терминов в теме «Биосфера».
Дайте определение следующим терминам: биосфера, аэросфера, геосфера, гидросфера, живое вещество, искусственная биосфера.
Для удобства можно поделить класс на два варианта и предложить каждому из них по три термина.
Океаны
Вопросы для географического диктанта по теме «Океаны» представлены в данном разделе статьи.
- Какой океан имеет только южные границы?
- Используя атлас, составьте описание одного океана по плану (название, ГП, размеры, преобладающие глубины, максимальная глубина, виды хозяйственной деятельности).
Россия
Географический диктант может содержать следующие вопросы:
- Большая часть России расположена на…
- Сколько субъектов насчитывается в РФ?
- Сколько часовых поясов в России?
- Сколько государств граничит с РФ?
- Сколько морей омывают территорию России?
- Сколько федеральных округов насчитывается в РФ?
- Самая высокая точка России…
- Самая низкая точка России…
Обращаем ваше внимание на то, что этот диктант можно использовать в качестве контрольного тестирования. Остается добавить только четыре варианта ответа.
Глобальные проблемы
Первый вопрос: что относится к наиболее острой проблеме человечества (экологическая проблема, продовольственная или демографическая)?
Второй вопрос: на чем сказывается ухудшение качества окружающей среды (качество народонаселения, качество жизни или состояние здоровья)?
Третий вопрос: к чему приведет разрушение озонового экрана (развитие онкологии, изменение климата, перестройка генофонда)?
Четвертый вопрос: где была проведена первая конференция ООН в 1954 году (Каир, Рим или Мехико)?
Пятый вопрос: что такое устойчивое развитие?
Шестой вопрос: что такое карта экологической обстановки?