Диктант – это особый вид контроля знаний ученика

Диктант – это вид контроля, который знаком каждому ученику. Его выполнение вызывает массу трудностей, волнения. В большинстве случаев дети получают неудовлетворительную оценку. Как правильно подготовиться к диктанту? Какие виды письменного контроля в подобной форме может предложить учитель? Как помочь своему ребенку справиться с волнением и теми трудностями, которые возникают на контрольной работе?

диктант это

Виды диктантов в русском языке

Учителя и методисты называют несколько видов письменных работ, которые могут проверять имеющиеся знания или помогать предупреждать те возможные ошибки, что будут допускать ученики. Среди основных видов, которые используются на уроках, называют следующие:

  1. Словарный.
  2. Грамматический.
  3. Комментированный.
  4. Свободный.
  5. Творческий.
  6. Контрольный.
  7. Зрительный.

Какие особенности каждого вида диктантов? Какие цели преследует учитель, выбирая тот или иной диктант по русскому языку? Об этом и поговорим далее.

Словарный диктант

В некоторых методиках этот вид еще могут называть «Безошибочным», «Проверь себя», «Письмо с пропуском букв». Основным заданием такого вида является предупредить возможность написания ошибок во время контрольного диктанта. Ученик не только показывает свои знания или незнания в орфограммах, но и дает возможность учителю спланировать дальнейшую работу над ошибками, закреплением изученного материала и дополнительным прорабатываем написания слов, которые нужно запомнить.

диктант по русскому языку

Грамматический диктант

Он может быть предупредительным, предупредительно-контрольным, подготовительным. Основной задачей такого диктанта является повторение изученных орфограмм, умение находить их в словах, выделять, подбирать проверочные слова, объяснять правила. Такой вид работы используется на уроках во время закрепления изученного материала. Проанализировав написанное учениками, учитель сможет откорректировать домашнее задание, помочь слабым детям, объяснив материал еще раз.

Комментированный

Комментированный диктант – это уникальная возможность выполнять упражнение. Он помогает слабым ученикам справляться с заданием. Такой вид работы выбирают учителя в младших классах. Он дает возможность педагогу контролировать написание упражнения, сразу же исправлять ошибки, делать акценты на изученных орфограммах или пунктуациях.

Творческий

Творческий диктант – это возможность учащимся проявить свои знания, а учителю разнообразить урок. Задания на таком диктанте всегда интересные, учащиеся могут дополнять по смыслу услышанный текст, вырабатывая навыки орфографии и грамматики. Написание под диктовку с применением своих знаний дает возможность развивать логическое мышление, творчество во время урока.

словарный диктант

Зрительный

Зрительный диктант по русскому языку – это основа для формирования грамотности и умения списывать прочитанное. Такие виды контроля являются обязательными для детей младшего школьного возраста. Используя зрительный диктант, учитель может увидеть, насколько быстро и правильно ребенок переносит информацию из книги в тетрадь, как он изучил и применяет печатные и рукописные буквы. Родители должны также уделять особое внимание этому виду диктанта. В домашних условиях крайне важно научить ребенка списывать текст грамотно, корректировать его, находить ошибки в записях.

Контрольный

Такой диктант содержит незнакомый ученику текст, в котором употребляются слова и предложения с изученными орфограммами и пунктуацией. Главной задачей школьника является восприятие текста на слух и запись его в тетрадь без ошибок. Именно этот вид контроля вызывает больше всех проблем. Основной причиной такого явления становится игнорирование изучения правил в школе и дома. Если ученик не прорабатывает систематически изученные орфограммы и пунктограммы на уроке, то высоких результатов на контроле не может быть.

грамматический диктант

Как помочь ребенку грамотно записывать услышанное?

Научить ученика слышать и слушать – основная задача педагога и родителя. Опытные учителя дают советы. Соблюдая их, школьники смогут писать диктанты и показывать хорошие результаты:

  • Текст нужно внимательно слушать от начала и до конца.
  • Когда диктуется предложение, в него следует вникнуть, выделить для себя места возможных знаков препинания и сложных орфограмм.
  • Необходимо слушать внимательно каждый фрагмент фразы и запоминать его.
  • Проверять запись каждого предложения, слушая учителя, его произношение и логические ударения.

Диктант – это не только возможность контроля знаний ученика, но и корректировка, помощь при изучении нового материала. Грамотно спланированная систематическая работа учителя с различными видами поможет ученику всегда иметь высокие результаты, быть грамотным и уверенным в себе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.