Свержение самодержавия в феврале 1917 года и переход власти в руки Временного правительства послужили мощным толчком для повышения социальной активности масс. Одним из проявлений этого процесса стало возникновение органов рабочего контроля. На мелких и средних предприятиях их функцию выполняли заводские и фабричные комитеты – так называемые фабзавкомы. На крупных же заводах создавались особые контрольные комиссии. В чем же состояла их деятельность?
Очередная большевистская инициатива
В компетенцию таких групп входил контроль не только за технической стороной производства, но также за финансовой и коммерческой деятельностью владельцев предприятия. Полномочия членов комиссии распространялись на такие важные аспекты заводской жизни, как наем и увольнение персонала, получение заказов, охрана труда и многое другое.
В период, последовавший за Февральской революцией, наиболее активными пропагандистами введения рабочего контроля на предприятиях были большевики. Их лидер В. И. Ленин в одной из своих статей, появившейся в те дни, писал, что создание на предприятиях различных производственных комитетов и комиссий столь же необходимо, как установление в стране диктатуры пролетариата. По его словам, лозунг «Рабочий контроль!» должен восприниматься как руководство к действию всей массой трудящихся.
Расширение полномочий фабзавкомов
После октябрьского вооруженного переворота и прихода к власти большевиков сфера деятельности фабзавкомов и рабочих комиссий значительно расширилась. К ранее возлагавшимся обязанностям прибавилась подготовка к повсеместной национализации предприятий и транспорта, а также их переводу на рельсы планового хозяйства.
Уже в ноябре 1917 года, то есть сразу после захвата власти, на II Всероссийском съезде Советов большевики заявили о своем намерении повсеместно установить рабочий контроль на предприятиях. Это было весьма важным решением, поскольку его реализация законодательно закрепляла за фабзавкомами их полномочия.
Дискуссии на заседании ВЦИК
Дальнейшее развитие данная инициатива получила на заседании Всероссийской центральной исполнительной комиссии (ВЦИК), состоявшаяся 14 ноября того же года. На ней был принят «Декрет о рабочем контроле». Его утверждению предшествовало обсуждение, вылившееся в жаркую дискуссию между представителями большевиков и их оппонентами – меньшевиками и эсерами.
В результате проведенного голосования победу одержали сторонники ленинской позиции (24 голоса против 10). Характерно, что основным аргументом, прозвучавшим в выступлениях их противников, было опасение, что принятие документа даст рабочим основание чувствовать себя полными хозяевами предприятий. Как известно, впоследствии именно этот принцип лег в основу коммунистической идеологии и в различных вариантах тиражировался партийными пропагандистами.
Основные положения ноябрьского декрета
Получив в ноябре 1917 года свое юридическое обоснование, рабочий контроль был установлен как над самим производственным процессом, так и над приобретением сырья, а если требовалось, то и его продажей. Кроме того, он охватывал собой финансы, а также вопросы, связанные со снабжением рабочих, служащих и их семей продовольствием в наиболее трудные послереволюционные годы.
В Декрете, принятом ВЦИК 14 ноября 1917 года, детально оговаривался порядок формирования контролирующих органов, которыми, кроме фабрично-заводских комитетов и особых комиссий, являлись также советы старост. Все эти структуры создавались на выборной основе. В них, согласно принятому положению, должны были входить также служащие, число которых зависело от количественного соотношения рабочих и инженерно-технического персонала на данном предприятии.
Кроме того, этим же документом предписывалось создание во всех городах и губерниях местных Советов рабочего контроля. По своему административному устройству эти новообразованные органы полностью воспроизводили структуру Советов рабочих и крестьянских депутатов. Особо подчеркивалось, что решения любого местного рабочего комитета обязательны для исполнения владельцами предприятий и отменены могут быть лишь на основании распоряжения вышестоящего контрольного органа.
Силовое обеспечение контроля за производством
Введение рабочего контроля лишь немногим опередило создание в стране Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) – организации, которая, помимо всего прочего, осуществляла силовое давление на тех владельцев предприятий, которые не желали подчиняться требованиям рабочих комитетов. В период, предшествовавший полной национализации промышленных предприятий, нередко бывали случаи, когда их хозяева отказывались предъявлять контрольным органам техническую и финансовую документацию.
Согласно законам, установленным большевиками, подобные действия рассматривались как саботаж, и виновные подлежали аресту с последующим привлечением к суду. Таким образом, не желая подчиняться требованию своих рабочих, владельцы заводов рисковали попасть в руки чекистов, чей стиль общения с социально чуждыми элементами был хорошо известен.
Дополнительные функции контрольных органов
Принятие закона о рабочем контроле на производстве преследовало крайне важную цель – пресечение попыток прежних хозяев закрыть или продать принадлежащее им предприятие, а весь капитал перевести за границу. Кроме того, контрольные органы не давали им уклониться от соблюдения нового трудового законодательства. Предполагалось также, что рабочие комитеты смогут обеспечить должный порядок на предприятиях и помешать анархически настроенной части рабочих расхищать имущество под тем предлогом, что теперь они «истинные хозяева жизни».
Непредвиденные осложнения
Именно так видели будущее создатели Декрета об учреждении на предприятиях рабочих комитетов. Однако реальная жизнь внесла в их планы свои коррективы. Во-первых, намеченный ими процесс стал развиваться стихийно и на ряде предприятий привел к самым неожиданным результатам.
Известны примеры того, как члены комитетов, не ограничившись лишь контролем рабочего процесса и оборота денежных средств, попросту выгоняли прежнего хозяина за ворота, сами пытались выполнять административные функции. Однако очень скоро выяснялось, что они не способны наладить выпуск продукции, в результате чего выполнение заказов срывалось и все оставались без зарплаты, а следовательно, и без средств к существованию. Приходилось идти на поклон к бывшему владельцу, слезно каяться перед ним и просить вернуться назад. В большинстве случаев хозяева вновь занимали свои места, но при этом ставили условия, выполнение которых препятствовало действию контрольных органов.
Декрет, не оправдавший ожиданий
Анализируя результаты принятия Декрета о рабочих комитетах, исследователи приходят к выводу, что он не оказал сколько-нибудь существенного влияния на обстановку в стране. Контроль на предприятиях осуществлялся в большинстве случаев лицами, не имевшими достаточной подготовки, а потому крайне некомпетентными и неспособными принять какие-либо конструктивные решения.
В историю же этот документ вошел главным образом потому, что зачастую являлся поводом для национализации предприятий, проводившихся под предлогом того, что хозяин якобы уклоняется от исполнения постановлений контрольных комитетов. Впрочем, так было лишь на первых порах. Очень скоро большевики ощутили себя полноправными хозяевами жизни и махнули рукой на внешние условности. Они просто отбирали собственность у прежних владельцев, а их самих «пускали в расход» как «буржуев и контру».
В середине 20-х, когда «продолжатели дела Ленина» окончательно захватили монополию на власть, в стране установился так называемый партократический централизм, и комитеты рабочего контроля попали в зависимость от Совнаркома и профсоюзных чиновников. С этого времени они полностью потеряли свое значение.
Теория синдикализма
На основании тех характерных особенностей, которые были присущи институту рабочего контроля, напрашивается вывод, что подобная схема соответствует не столько принципам социализма, сколько синдикализма – доктрине, основанной на главенстве профсоюзов. Во второй половине XIX века она получила широкое распространение как в передовых, индустриально развитых государствах Европы, так и в ряде стран Южной и Северной Америки.
Сторонники синдикализма утверждали, что экономический рост государств может быть обеспечен лишь в том случае, если рабочие, объединившись в синдикаты и конфедерации, возьмут полный контроль над промышленностью. Руководящим органом в этом случае должна стать некая структура, в которую, кроме рабочих, будут входить квалифицированные специалисты в каждой конкретной области.
Экономическая система, неприемлемая при социализме
Нетрудно заметить, что комитеты рабочего контроля, созданные в послереволюционной России, во многом соответствовали принципам, которые исповедовали синдикалисты. Именно по этой причине они не могли иметь будущего при социализме, где главенствующая партия осуществляла единоличный контроль во всех областях общественной и хозяйственной жизни.
Являясь создателями рабочих комитетов, большевики очень скоро почувствовали исходящую от них опасность, поскольку сами же вложили в их руки весьма опасное оружие – право принимать самостоятельные решения, не оглядываясь на аппарат центральной власти. В дальнейшем это могло привести к самым непредсказуемым последствиям, вплоть до потери партийными органами контроля над промышленностью. Поэтому мало-помалу функции комитетов рабочего контроля сужались, и сами они были вытеснены профсоюзами, являвшимися послушными марионетками в руках тоталитарной власти.
«Лебединая песнь» рабочих комитетов
Попытка возрождения комитетов была произведена в годы перестройки, поскольку одной из концепций, пропагандируемых ее идеологами, была как раз синдикализация промышленности. С этой целью в мае 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о рабочем контроле», значительно расширявшее полномочия профсоюзов и дававшее им возможность не только осуществлять контроль за производством, но в определенной степени руководить им. Однако еще сильная в тот период партократия всячески саботировала его исполнение.
Лишь в Кузбассе рабочему комитету, образованному по инициативе директора шахты «Распадская» Ф. Е. Евтушенко, удалось заявить о себе в полный голос. Его члены сумели провести инвентаризацию местных угледобывающих предприятий и, выведя их из-под контроля Минуглепрома СССР, передать под юрисдикцию российских органов управления. Таким образом Россия осуществила приватизацию части общесоюзного имущества. Однако на этом все и закончилось. После августовского путча 1991 года началась масштабная приватизация во всех областях народного хозяйства, и созданные на тот момент группы рабочего контроля потеряли свою актуальность.