Данная статья расскажет об испанском художнике Франсиско Сурбаране, который являлся представителем севильской школы и золотого века испанской живописи. Современник и друг Веласкеса? Сурбаран славился своей религиозной живописью, которая обладала большой визуальной силой и глубокой мистикой. Но его представления о живописи отличаются от реализма Веласкеса. Композиции художника характеризуются шикарными светотеневыми решениями, поражающими воображение.
Биография Франсиско Сурбарана
Будущий великий художник родился 7 ноября 1598 года в поселении Фуэнте-де-Кантосе в испанской провинции Эстремадура. Его отец, Луис Сурбаран, был богатым баскским торговцем, обосновавшимся ранее в этих местах. Мать великого испанского художника звали Изабель Маркес. Родители Франсиско де Сурбарана поженилась в соседнем городе Монестерио 10 января 1588 года. Кстати, еще два других известных живописца испанского золотого века родились немного позже Сурбарана: великий Веласкес (1599-1660) и Алонсо Кано (1601-1667).
Начало творческого пути
Вероятно, его путь как художника начался в школе изобразительного искусства Хуана де Роэласа в родном городе Фуэнте-де-Кантосе. В 1614 году Франсиско Сурбарана приняли в мастерскую художника Педро Диаса де Вильянуэвы (1564-1654) в Севилье, где он встретился с Алонсо Кано в 1616 году. Испанский художник, вероятно, также был знаком с Франсиско Пачеко, учителем живописи Веласкеса. Помимо этого, на него оказал некоторое влияние художник Санчес Котан, как видно из натюрморта, который написал Сурбаран примерно в 1633 году.
Его ученичество было завершено в 1617 году, когда он женился на Марии Паес. Картина "Непорочный", которая считается началом его профессиональной карьеры, предположительно была написана в 1616 году и на данный момент хранится в частной коллекции Пласидо Аранго. Но специалисты считают, что фактическая дата написания этого полотна - 1656 год, поскольку здесь заметно влияние Тициана и Гвидо Рени, что было более характерно для последнего творческого периода художника.
Семья Франсиско Сурбарана
В 1617 году он поселился в городе Лерене, провинция Эстремадура, где и родились его трое детей: Мария, Хуан, Изабель. Его единственный сын Хуан родился в 1620 году и стал художником, как и отец, он умер во время великой эпидемии чумы, которая произошла в Севилье в 1649 году. После смерти первой жены Франсиско снова женился в 1625 году на Беатрис де Моралес. Беатрис являлась вдовой торговца, который оставил ей хорошее наследство. Она была на десять лет старше Франсиско Сурбарана, как и его первая жена. В 1939 году Беатрис скончалась от тяжелого заболевания. В 1644 году он женился в третий раз на Леоноре де Тордера, дочери ювелира. Ей было двадцать восемь лет, а Сурбарану сорок шесть. У них родилось шестеро детей.
Христианские мотивы в творчестве
В 1622 году он уже был признанным и влиятельным художником. Его наняли, чтобы разрисовать церковный алтарь в родном городе. В 1626 году в присутствии нотариуса он подписал новый контракт с обществом проповедников доминиканского ордена Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье. За восемь месяцев ему пришлось нарисовать двадцать одну картину. В 1627 году он написал полотно "Христос на кресте", которым так восхищались его современники, что муниципальный совет Севильи официально предложил художнику в 1629 году обосноваться в их городе. Фото картины представлено ниже.
На этом полотне изображено распятие Христа. Он пригвожден к грубому деревянному кресту. Белая ткань, опоясывающая его талию, задрапирована в стиле барокко. Она резко контрастирует с хорошо сформированными мышцами тела Христа. Его лицо склонено к правому плечу. Страдание, которое невыносимо, все же уступает перед его последним желанием воскрешения, перед последней мыслью об обещанной жизни. Измученное тело Христа наглядно это демонстрирует. Стиль этого произведения Франсиско де Сурбарана - барокко.
Как и у Веласкеса, ноги Христа на картине Сурбарана прибиты отдельно. В то время художники пытались воссоздать мучительность распятия. Но многие богословы считали, что тела Иисуса и Марии должны быть совершенными. Сурбаран хорошо внял этим требованиям церкви, утвердив себя в качестве выдающегося мастера в 29 лет. В 1631 году испанский живописец создал еще один шедевр - картину "Апофеоз Фомы Аквинского", которая поразила его современников.
Переезд в Севилью
Франсиско де Сурбаран считался живописцем образов, то есть религиозным художником, специализировавшимся на изображениях святых. В 1628 году Сурбаран подписал новый контракт с одним из севильских монастырей. Он поселился в городе вместе со своей семьей и работниками его мастерской. В этот период он написал картину "Сан-Серапио", изображающую одного из монахов-мучеников, умершего в 1240 году после пыток, которым его предположительно подвергли английские пираты.
Братья Ордена, к которому принадлежал Сан-Серапио, в дополнение к традиционным обетам целомудрия, нищеты и послушания объявляли обет искупления или крови. В согласии с ним они обещали отдать свою жизнь в обмен на спасение пленников, которые боятся потерять свою веру. Сурбаран хотел выразить весь ужас пыток и смерти, но при этом избежать появления в композиции даже капли крови. Белое одеяние мученика занимает большую часть полотна и демонстрирует предсмертную агонию. Ниже представлено фото данной картины Франсиско Сурбарана.
Называя себя мастером-художником города Севильи, испанский живописец вызвал ревность своих коллег, например, презираемого им Алонсо Кано. Сурбаран отказался сдавать экзамены, дававшие ему право использовать этот титул, потому что считал свою работу и признание великих художников более ценными, чем мнение гильдии живописцев Севильи, настроенных против него. На Сурбарана буквально сыпались заказы как от членов благородных семей Испании ,так и от покровителей великих монастырей.
Расцвет карьеры
В 1634 году он совершил поездку в Мадрид. Пребывание в столице было решающим для его творческого роста. Он встретил там своего друга Диего Веласкеса, с которым он анализировал собственные работы. Он смог увидеть картины итальянских художников, которые работали в Испании, например, Анджело Нарди и Гвидо Рени. В Мадриде он становится придворным художником. Король Испании был поражен творчеством Франсиско Сурбарана. Став придворным живописцем, он вернулся в Лерену, где бесплатно написал картину для церкви Богоматери Гранады, поскольку был предан Деве Марии. Были также заказы от ряда других церквей и монастырей Севильи.
Картина "Погребение мощей святого Бонавентуры"
В 1629 году Сурбаран пишет известную картину "Погребение мощей Святого Бонавентуры", которую эксперты считают венцом его творчества. Святой Бонавентура умер приблизительно в 1237 году. Произведение написано маслом на холсте. Размер картины составляет два с половиной метра в высоту и два метра в ширину. На картине изображено тело покойника, лежащее диагонально на золотистой драпировке. Вокруг одра художник изобразил шесть францисканских монахов. Двое из них молятся, двое разговаривают, а другие размышляют. На левой стороне полотна стоят король Арагона, папа Григорий Х и епископ Лионский. Лицо умершего контрастирует с лицами людей вокруг него. Сильным акцентом в картине является красная шляпа кардинала, лежащая в ногах Бонавентуры. Композиция считается одной из самых рискованных и лучших в творчестве Франсиско де Сурбарана. Обычно его полотнам характерна простота расположения элементов, показанных на картине.
Новый рынок
Сурбаран писал также религиозные картины для испанских колоний в Америке. Иногда коллекции полотен, изображавшие святых, содержали более десяти работ. В 1638 году он потребовал выплату суммы, которую южно-американские закупщики были ему должны. Исключительным примером произведений Франсиско Сурбарана, написанных им для Америки, является серия из двенадцати картин «Племена Израиля». Три произведения из нее в настоящее время находятся в Окленде, графство Дарем (Англия). Предполагается, что они не достигли места назначения из-за пиратской атаки. К 1636 году Сурбаран расширил экспорт в Южную Америку.
Ниже вы видите картину "Святой Иероним с ангелами".
В 1647 году перуанский монастырь заказал ему тридцать восемь картин, двадцать четыре из которых должны были быть большого размера. На американский рынок он также продавал некоторые полотна, не касавшиеся религиозной тематики, например натюрморты. Они компенсировали уменьшение андалузской клиентуры.
Натюрморты
Картина "Лимоны, апельсины и роза" считается единственным натюрмортом Франсиско Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником. На холсте изображены желтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в корзинке, а также чашка на серебряной тарелке с лежащей в ней розой. Все эти предметы ярко выделяются на темном фоне позади них. Многие эксперты считают, что данные фрукты и кухонная утварь являются религиозной метафорой Святой Троицы.
Ниже представлено фото данного произведения.
Натюрморт " Тарелка и чашка с розой" находится в Лондонской галерее. В Мадриде хранится картина "Четыре сосуда", которая считается самым известным произведением Сурбарана в данном жанре.
Снова для Южной Америки
Также Сурбаран заключил договор с покупателями из колоний, согласно которому он продал в Буэнос-Айрес пятнадцать картин мучеников, пятнадцать изображений королей и знаменитых людей, двадцать четыре картины, изображавшие святых и патриархов (все большого размера), а также девять голландских пейзажей.
Картина "Святой Доминго"- одна из них. Вы видите ее ниже.
Последние годы жизни живописца
Франсиско Сурбаран скончался в возрасте 65 лет. В последние годы он имел мало заказов и потерял свою популярность. Бытует миф, что великий художник скончался в нищете, однако это не так. После смерти он оставил хорошее наследство своим детям в сумме двадцать тысяч реалов. Его картины хранятся в музейных коллекциях по всему миру.