Технология разноуровневого обучения. Основные принципы и правила ТРО

Под разноуровневым обучением в школе понимают особую педагогическую технологию организации процесса освоения материала. Необходимость ее введения обусловлена возникшей проблемой перегрузки детей, которая имеет место в связи с большим объемом учебной информации. Обучать всех школьников в такой ситуации на одном, самом высоком уровне, просто невозможно. А для многих учащихся это часто становится недостижимым, что провоцирует возникновение отрицательного отношения к урокам.

Технология разноуровневого обучения осуществляется вовсе не за счет снижения объемов изучаемой информации. Ее применение способствует ориентированию детей на различные требования к усвоению материала.

Внедрение образовательных технологий

Современное общество, как известно, не стоит на месте. Оно бурно развивается, разрабатывая и внедряя различные инновационные технологии в самые разнообразные сферы деятельности человека. Не отстает от данного процесса и образование. Здесь также происходит активное внедрение новейших технологий. Одной из них является разноуровневая схема освоения материала.

Под технологиями в образовании понимают такие стратегии процесса обучения, которые потребуют от учеников школы не только усвоить определенные знания, но и обладать навыками к их получению. А это, в свою очередь, предполагает специфическую методическую нагруженность всего образовательного процесса.

Под технологиями в современной школе понимают такие учебные практики, которые не входят в рамки традиционного процесса освоения материала. Проще говоря, данный термин означает методологические инновации педагогики. Стоит отметить, что на сегодняшний день в системе образования они получают все большее распространение.

Основная цель технологий в образовательном процессе, внедряемых в современной школе, состоит в реализации творческой и познавательной активности детей. При этом такие системы позволяют не только повысить качество образования, но и наиболее эффективно использовать отведенное для учебного процесса время, а также снизить процент репродуктивной деятельности за счет уменьшения времени, отводимого для выполнения домашних заданий.

По своей сути образовательные технологии изменяют способ и характер получения знаний. Они способствуют развитию умственного потенциала учащихся, одновременно формируя личность. При этом процесс образования происходит при совершенно иных позициях ученика и учителя, которые становятся его равноправными участниками.

Необходимость в разноуровневом обучении школьников

Основной целью базового образования является нравственное и интеллектуальное развитие личности. Именно это и породило необходимость создания более высокой по своему качеству системы обучения, ориентированной на личность ребенка, его самоценность и самобытность. Подобные технологии предполагают освоение школьных предметов с учетом имеющихся у каждого ученика индивидуальных особенностей. То есть они используют дифференцированный подход к каждому ребенку, принимая во внимание его конкретные умения, знания и навыки. При этом применяются оценки, не только устанавливающие тот уровень, который характеризует успешность обучения, но и оказывающие воспитательное воздействие на детей, что стимулирует их активность.

Технология разноуровневого обучения довольно прогрессивна. Ведь она предоставляет шанс каждому школьнику развить имеющиеся у него потенциальные возможности.

Виды дифференцирования

Технология разноуровневого обучения может быть внутренней или внешней. Под первой из них понимают такую организацию учебного процесса, когда индивидуальные способности детей раскрываются непосредственно на уроке. Для этого внутри класса учащиеся распределяются на группы, как правило, по быстроте и легкости усвоения предмета.

Технология разноуровневого обучения внешнего вида предполагает такую организацию учебного процесса, когда школьников объединяют по их способности (или неспособности), по интересам или по проектируемой профессиональной деятельности. Таковы основные критерии отбора учащихся в технологии разноуровневого обучения. Как правило, детей распределяют по классам, в которых осуществляется углубленное изучение определенного предмета, проходит профильное обучение или проводятся факультативные занятия.

Каждая из выделенных категорий учащихся, согласно технологии разноуровневого обучения, должна овладевать необходимым материалом в соответствии:

  1. С минимальными государственными стандартами.
  2. С базовым уровнем.
  3. С творческим (вариативным) подходом.

Педагогическое взаимодействие педагога с учениками школы строится исходя из концептуальных предпосылок ТРО, а именно:

- всеобщей талантливости – бесталанных людей нет, просто некоторые занимаются не своим делом;

- взаимного превосходства – если кто-то делает что-либо хуже, чем другие, то что-то у него должно получиться лучше, и это что-то нужно обязательно найти;

- неизбежности перемен – любое мнение о человеке не может быть окончательным.

Разноуровневое обучение – это технология, в основе которой лежат определенные принципы и правила. Рассмотрим их подробнее.

Развитие каждого учащегося

Использование технологии разноуровневого обучения невозможно без соблюдения данного принципа, который придерживается следующих правил:

  1. Минимальный уровень должен быть рассмотрен только в качестве стартового. При этом педагог обязан стимулировать потребность своих воспитанников в достижении больших высот при усвоении учебного предмета.
  2. Используя разноуровневые задания, необходимо сохранить индивидуальный темп для продвижения к получению максимального объема знаний.
  3. Ученики должны иметь возможность выбирать для себя более сложные задачи, а также переходить в другие группы.

Осознание школьниками процесса обучения

Данный принцип также реализуется педагогом посредством определенных правил. Исходя из них, каждый школьник должен:

- понимать и осмысливать собственные возможности, то есть реальный уровень знаний;

- планировать и прогнозировать с помощью педагога дальнейшую работу;

- овладевать различными способами деятельности и общешкольными навыками, а также умениями;

- прослеживать результаты своей деятельности.

При соблюдении описанных выше правил школьник постепенно начинает переходить в режим саморазвития.

Всеобщая талантливость и взаимное превосходство

Данный принцип предполагает:

- признание возможности индивидуальности в развитии различных способностей и свойств личности, ее одаренности, исходя из чего учащимся и педагогам необходимо выбрать ту сферу учебной деятельности, где школьник сможет достигнуть максимально высокого уровня усвоенных знаний, превысив результаты остальных детей;

- определять степень обучаемости не в целом, а лишь относительно определенных предметов;

- продвижение школьника в обучении при сравнении достигнутых им результатов с предыдущими.

Проведение психолого-педагогического оперативного мониторинга

Применение данного принципа требует:

- проведения комплексной диагностики имеющихся свойств личности, которые впоследствии станут основой первоначального разделения детей на группы;

- постоянного контроля над изменением данных свойств, а также их соотношением, что позволит выявить тенденции в развитии ребенка и произвести коррекцию педагогического подхода к обучению.

Уровни, характеризующие усвоение материала

Эффективность выполнения основных принципов и правил ТРО оценивается по объему усвоенных знаний. Это и является уровнем их получения. Как правило, в дифференцированном разноуровневом обучении их применяется три. И это не случайно. Ведь оценка «удовлетворительно» говорит о том, что полученные при обучении результаты соответствуют тем минимальным требованиям, которые предъявляет общество к социально-образовательной сфере.

Этот уровень может быть назван стартовым. Однако всем бы хотелось, чтобы дети получали за свои знания не ниже четверок. Подобный уровень можно считать базовым. Если ученик способный, то в изучении предмета он мог продвинуться намного дальше своих одноклассников. В таком случае педагог выставит ему оценку «отлично». Этот уровень уже считается продвинутым. Охарактеризуем их подробнее.

  1. Стартовый. Он является самым первым из всех уровней усвоения учебного материала и характеризует знания по теоретической сущности предмета и по опорным сведениям о нем. Первый уровень – это то фундаментальное и главное, но в то же время простое, которое имеется в каждой теме. Такие знания соответствуют обязательному минимуму, который в школьном возрасте обеспечивает ребенку непрерывную логику изложения и создает хоть и неполную, но все же цельную картину представлений.
  2. Базовый. Это второй уровень, который расширяет материал, являющийся минимальным при стартовых показателях. Базовые знания конкретизируют и иллюстрируют основные понятия и умения. При этом дети школьного возраста способны осознать функционирование понятий и их применение. Ребенок, изучив предмет на базовом уровне, увеличивает объем полученных им сведений, что позволяет намного глубже понять необходимый материал и делает более цельной общую картину. При этом на уроке технологии разноуровневого обучения такой ученик должен быть готов решить проблемную ситуацию и показать глубокие знания в системе понятий, не выходящих за рамки курса.
  3. Творческий. Этого уровня может достичь только способный ученик, существенно углубившийся в материал по предмету и дающий его логическое обоснование. Такой школьник видит перспективы творческого применения полученных знаний. Используемые при этом педагогические приемы позволяют оценить способность ученика к решению проблем не только в рамках данного, но и смежных курсов, путем самостоятельного определении цели и подбора самой эффективной программы действий.

Диагностика обучаемости

Что может быть отнесено к данному понятию? Под диагностикой обучаемости понимают общую восприимчивость к получению знаний. На сегодняшний день доказано, что данный критерий вовсе не сводится к имеющемуся у школьника умственному развитию. Это многокомпонентное свойство личности, которое включает в себя:

  1. Готовность и восприимчивость к умственному труду. Это возможно при развитии таких характеристик мышления: самостоятельности и силы, гибкости и обобщенности, экономичности и проч.
  2. Тезаурус, или фонд существующих знаний.
  3. Темпы усвоения знаний или продвижения в обучении.
  4. Мотивацию учения, которая выражается в познавательной активности, склонности и имеющихся интересах.
  5. Выносливость и работоспособность.

Специалисты придерживаются однозначного мнения о том, что определение обучаемости может быть получено при комплексной диагностике, проводимой совместно учителями и представителями психологической службы школы. А вот педагогами-исследователями предлагаются более простые способы. С помощью этих методов возможно проведение первичной диагностики. Что она представляет собой?

Преподаватель дает задание классу, и когда 3 или 4 ученика выполняют его, собирает записи. Если школьник справился со всеми задачами, то это говорит о его очень высоком, третьем уровне обучаемости. Выполнение двух и менее заданий соответствует первому уровню.

Подобную диагностику проводят по конкретному предмету. Причем делать это должны сразу несколько педагогов, что позволит получить наиболее объективные результаты.

Организация разноуровневого образования

Во время проведения урока по ТРО необходимо применение определенных педагогических приемов. Они позволяют организовать дифференциацию работы детей на уроке, исходя из следующего:

  1. Целенаправленности. Она подразумевает то, что цель всегда идет к ученику, а не от него. При этом основные задачи, которые необходимо решить на уроке, расписываются отдельно для каждого из трех уровней. Конкретную цель педагог формулирует через результаты, полученные школьником во время учебной деятельности, то есть то, что он может понимать и знать, уметь и описывать, выполнять и использовать, оценивать и предлагать.
  2. Содержания. Тема урока должна быть разграничена исходя из уровней усвоения учениками информации. Это будет соответствовать тем целям, которые были поставлены ранее. Необходимо, чтобы один уровень от другого отличался глубиной излагаемого на уроке материала, а не включением в него новых разделов и тем. Педагог готовит урок, состоящий из четырех этапов, включающих в себя опрос и изложение новой темы, а затем закрепление и контроль. Знакомство с новым при применении ТРО ведется только на втором, базовом уровне. Остальные этапы педагогом осуществляются на всех трех ступенях освоения знаний.
  3. Организации деятельности. При изложении нового материала учитель делает особый акцент на том объеме, который необходим для первого уровня, являющегося минимальным. И только после этого происходит закрепление темы с выполнением фронтальной самостоятельной работы, где школьники имеют право на частичный выбор заданий по их сложности.

После этого учитель закрепляет изложенный материал в виде диалога. Для этого он привлекает школьников, находящихся во второй и третьей группах. Они разобирают задания с учащимися 1 уровня. Этим педагог добивается безусловного освоения темы и стимулирует переход детей к высшей ступеньке знаний.

Сочетание на уроке индивидуальной, групповой и коллективной работы позволяет на базе первого этапа обучаемости решить вопросы последующих уровней. Для этого учителем используются такие виды и формы организации занятий, как работа в режиме диалога или по группам, индивидуальные внеурочные занятия и модульное обучение, консультирование, помощь во время проведения урока, а также оценка знаний исходя из системы «зачет-незачет».

Преимущества ТРО

Разноуровневое обучение – это довольно эффективная технология. Ее преимущества заключены в следующем:

1. В предложении педагогом одинакового объема материала для всех с установлением различных уровней требований к усвоению предмета, что создает условия для работы каждой из выделенных групп учащихся в определенном темпе.

2. В возможности выбора каждым учащимся своего уровня обучения. Это происходит на каждом уроке, причем пусть даже порой и необъективно, но, тем не менее, с переживанием чувства ответственности за сделанный выбор. Это мотивирует ребенка к обучению и постепенно формирует в нем адекватную самооценку, а также способность к самоопределению.

3. В высоком уровне изложения материала педагогом (не ниже второго).

4. В самостоятельном, ненавязчивом выборе уровне обучения школьником, что безболезненно для самолюбия детей.

Недостатки ТРО

Реализация технологии разноуровневого обучения обладает и некоторыми недочетами. Они имеют место из-за недостаточной разработки в настоящее время подобной методики. Среди отрицательных моментов находятся:

  1. Отсутствие определенного содержания ТРО по каждому школьному предмету.
  2. Недостаточная разработка системы заданий, применяемых во время проведения урока, а также принципов их построения по различным предметам, что необходимо учителям для освоения данной технологией.
  3. Отсутствие окончательно и основательно разработанных методов и форм разноуровневого обучения, способов построения урока по различным предметам.
  4. Необходимость в дальнейшей разработке методов и форм контроля, проводимого в условиях ТРО, в частности, тестов, которые позволяют объединить психологические и педагогические способы уровня развития и обучаемости учеников.

Но в целом данная технология является весьма прогрессивной. Ведь образовательная система, предлагающая для всех одинаковые процессуальные, содержательные и временные условия, с одной стороны является демократичной и справедливой, но при этом непременно приводит к созданию такой ситуации, когда развитые дети просто «забивают» неуспевающих.

Педагогу становится трудно проводить уроки в столь пестрой группе. Невольно он начинает выдвигать к слабым учащимся самые высокие требования. Это выливается в то, что неактивные дети уже с первых дней в школе привыкают быть на заднем плане. Товарищи же относятся к ним крайне пренебрежительно. Подобную крайне вредную тенденцию позволяет избежать технология разноуровневого обучения. Ведь она не создает неравенства, которое возникает при имеющих место одинаковых условиях для всех детей. ТРО позволяет подходить к каждому индивидуально, в том числе и к тем учащимся, которые от рождения обладают высоким интеллектом или замедленными динамическими характеристиками.

Комментарии