Операции с применением контрольной закупки и контролируемой поставки широко используются правоохранительными органами для раскрытия преступлений, доказательств по которым собрано недостаточно, или нет иного способа, чтобы выявить настоящих организаторов противоправных действий. От начала и до конца они проводятся под тотальным надзором полиции или спецслужб.
В соответствии с Венской конвенцией
Долгое время такого понятия как контролируемая поставка в Российской Федерации, а до этого в Советском Союзе, не существовало. Во многом в список мероприятий сотрудников правоохранительных органов РФ оно вошло благодаря Венской конвенции. Документ был разработан с целью урегулирования между спецслужбами разных стран единой формы взаимодействия для раскрытия преступлений, в которые могут быть втянуты несколько стран одновременно.
Все начиналось с пресечения торговли наркотиками. В 1988 году в Вене входящие в Организацию Объединенных Наций страны договорились действовать сообща в борьбе с организованной преступностью и подписали документ, в котором регламентировалось взаимодействие между правовыми структурами разных государств в борьбе с незаконным оборотом запрещенных для свободного употребления психотропных веществ. Со временем аналогичное сотрудничество распространилось и на сферу подпольной торговли оружием.
Как это выглядит
Чтобы понимать, по какому алгоритму проводится операция, можно привести пример контролируемой поставки с пересечением государственной границы того или иного государства. Допустим, спецслужбы страны получили информацию, что в такой-то день или определенными людьми будет предпринята попытка провоза через таможню запрещенного груза. Конечно, его можно тут же изъять, а правонарушителей задержать.
Но иногда важно наказать не исполнителей, а организаторов поставки контрабанды с получением необходимых доказательств их преступной деятельности. Выявить их можно, только проследив дальнейший путь товара с установлением всех действующих лиц операции. В этом случае разыскать организаторов и в дальнейшем пресечь их деятельность будет гораздо проще. Иногда запрещенный товар на границе удается незаметно заменить на вполне безобидный, чтобы перевозчик об этом не догадался. Но подобное удается не всегда. В любом случае, за ним устанавливается слежка с привлечением спецслужб вплоть до прибытия груза до места назначения. Правда, не все так просто. Чтобы произвести операцию с поднадзорной контрабандой, необходимо разрешение суда. А его можно получить, лишь предоставив веские доказательства в необходимости мероприятия.
Не свободная реализация
На сегодня в оперативно-розыскных мероприятиях контролируемая поставка используется при расследовании уголовных дел, в основе которых лежат предметы и вещества, на использование или применение которых необходимо специальное разрешение. Например, антикварные вещи, исторические и культурные ценности. В этот же разряд можно отнести и информацию, составляющую государственную тайну. Все, что способно стать объектом поднадзорной поставки, условно разделяется на две подгруппы.
Первую составляют вещи и предметы, подлежащие обязательному лицензированию на деятельность с их использованием. Это опасные ядовитые вещества, психотропные средства, оружие, взрывчатка, драгоценные металлы и камни, технические средства космического и военного назначения и многое другое. Связанные с ними преступления редко совершаются истинными организаторами. Черновая работа по транспортировке предметов или их элементов лежит на обычных исполнителях. От них к организаторам тянется длинная цепочка посредников.
Условно открытый оборот
Несколько короче вереница вовлеченных в преступную операцию подельников, когда речь идет об условно запрещенных к свободному обороту предметах и веществах. Они относятся ко второй подгруппе. Это может быть оборудование, которое при небольшой переделке затем используется для подпольных лабораторий по производству тех же наркотиков, ядовитых или психотропных веществ. Контролируемая поставка товаров, имеющих отношение к деятельности преступных организаций, способна выявить и ликвидировать очаг зла.
Во вторую подгруппу, кроме перечисленных, входят драгоценные металлы, ценные бумаги и денежные единицы, добытые в результате неправомерных действий, таких как кража или мошенничество. Угнанные автомобили, похищенные грузы, особенно если налажена целая сеть по совершению подобных преступлений, также могут стать объектами для проведения контролируемых поставок. Нередко организаторы и исполнители подобных преступлений находятся не только в разных регионах одного государства, но и в разных странах. Здесь и вступает в силу Венская конвенция.
Единые задачи
В Российской Федерации контролируемая поставка была легализована в 1993 году с занесением соответствующих поправок в действующий Таможенный кодекс. Сотрудники ведомства получили право осуществлять и контролировать ввоз в страну веществ и предметов, составляющих определенный интерес для преступных сообществ сразу нескольких государств. Довольно часто Россия использовалась в цепи подобных преступных действий лишь как транзитная зона. Но и в этом случае наши спецслужбы оказывали всяческое содействие своим коллегам из других стран.
При операциях подобных масштабов необходимо четкое взаимодействие всех участников. Малейшие детали проведения контролируемой поставки с компетентными органами других государств по возможности согласовываются заранее. Чем быстрее будет достигнута договоренность между руководствами спецслужб, тем оперативнее непосредственные участники надзора за движением груза приступят к работе. Учитывая, что итогом мероприятий является искоренение международной контрабанды, в которую может быть вовлечена любая страна, в большинстве случаев совместные действия удается согласовать.
С разрешения и под надзором
После принятия нового положение в деятельность Таможенного союза оперативно-розыскное мероприятие «Контролируемая поставка» ввели в свой обиход и правоохранительные органы. В закон об ОРД оно было включено в 1995 году и подразумевает, что с ведома компетентных органов в страну могут разрешить негласный ввоз товаров, представляющих интерес как для преступного сообщества, так и для блюстителей законности. За перевозчиками устанавливается слежка с целью контроля передвижения груза вплоть до окончательного места назначения.
Отчет обо всех оперативных действиях в отношении поднадзорного товара в обязательном порядке доводится до вышестоящего руководства. Никакой самодеятельности в ОРМ в этом случае не допускается. Несогласованные с оперативным штабом операции действия по контролируемой поставке могут привести к провалу всего задания и международному скандалу. Потому на каждый шаг спецслужб требуется соответствующее разрешение. В нынешних условиях налаженной связи через сотовых операторов и космические спутники получить его несложно.
В срочном порядке
Особенно заметно развитие современных технологий, когда необходимо действовать быстро. Не всегда преступники ведут себя предсказуемо, и довольно часто приходится принимать решение, ориентируясь по ситуации. Но и в этом случае уведомление осуществляющего операцию вышестоящего органа об изменении ранее несогласованных ее этапов требуется произвести в течение 24 часов. А в следующие сутки получить официальное разрешение на соответствующие действия или прекратить все действия.
Контролируемая поставка в ОРД подлежит особому контролю, и спецслужбам об этом забывать нельзя. Особенно это важно, если при пересечении границы контрабандный товар не был тайно изъят и заменен на легальный или менее опасный. К подобным действиям прибегают в тех случаях, если запрещенные предметы или вещество представляют возможность отравления или взрыва при транспортировке. В вопросах пресечения выявленного преступления необходимо в первую очередь соблюдать безопасность и обеспечить ее окружающим.
Всеми доступными способами
Контрабанда может осуществляться практически всеми видами возможного перемещения товара. Но выделяют три наиболее широко распространенных. Это курьерская доставка, пересылка почтой и контейнерная транспортировка. В первом случае контролируемая поставка может осуществляться и без ведома непосредственного перевозчика. Ему дают пакет, или конверт, или упакованный любым другим способом товар, который необходимо передать за вознаграждение. Контроль за курьером осуществляется визуально с применением спецтехники. Подобным способом осуществляется наблюдение и за контейнерной транспортировкой.
Тактика надзора за перемещением контролируемого груза по почте имеет свои особенности. В первую очередь, они затрагивают права граждан на тайну личной корреспонденции, потому на вскрытие почтовых отправлений, чтобы убедиться в запрещенности пересылаемого, оперативникам необходимо иметь соответствующее разрешение суда. Существуют и другие тонкости. Например, письмо или посылка могут быть направлены подставному лицу с той же просьбой передачи третьему звену цепи. Потому так важно соблюдать ранее разработанные этапы операции и фиксировать все свои действия. Это могут быть фото- и видеоматериалы, заверенные свидетелями акты осмотра товара. Иначе респондент может вполне резонно заявить о нарушении своих конституционных прав.
Особенности внутреннего расследования
Не всегда запрещенные для открытого использования вещи или предметы попадают в страну извне. Например, наладить преступную деятельность по угонам дорогих автомобилей, краже оружия, предметов антиквариата, производству поддельных денег или ряда других правонарушений гораздо проще в своем государстве. При их расследовании применяются разные виды ОРМ. Контролируемая поставка - одно из них. Принцип тот же, что и при пересечении государственной границы. Груз устанавливается, и за ним осуществляется визуальный контроль.
При внутреннем надзоре на проведение подобной операции ее согласование необходимо провести уже не на государственном уровне, а лишь с правоохранительными органами тех регионов, по которым будет транспортироваться или уже перемещается товар. Исключение составляет груз особо контролируемого использования: оружие, секретные технологии, средства массового поражения и тому подобное. В этом случае операция проводится с привлечением оперативных органов центрального аппарата МВД или контрразведки, которые планируют и осуществляют ее от начала и до конца.
Чужое дело
Совершенно иной алгоритм действий российских спецслужб при международной контролируемой поставке. Разработкой всех этапов операции занимается государство, инициировавшее ее осуществление. Сперва вся цепочка возможных взаимодействий согласовывается на государственном уровне. Лишь затем к ней подключают непосредственных исполнителей. Те, в свою очередь, также разрабатывают свои возможные действия на местах в рамках согласованных вышестоящими органами.
При осуществлении международной поставки уголовное дело в другой стране, где непосредственно проводится операция, не возбуждается. Обо всех тонкостях намеченных в рамках этого расследования действий необходимо поставить в известность местную прокуратуру во избежание ее возможного вмешательства в чужую историю. Естественно, велика вероятность, что непосредственный надзор за грузом будут осуществлять сотрудники полиции или контрразведки того государства, где проводится операция. Но в этом случае ее инициаторы будут контролировать и товар, и своих коллег.
Транзитные потоки
Схожие действия спецслужб наблюдаются и при прохождении надзорного груза через ту или иную страну транзитом. Иногда удается заранее установить, что контрабандный товар пересечет не одну границу. Порой подобная возможность устанавливается лишь в процессе проведения самой операции. В этом случае контролируемая поставка является также делом того государства, которое выступило инициатором расследования. В цепочку согласования совместных действий включаются Министерство внутренних дел, таможенные и пограничные органы, Федеральная служба безопасности. Выявленные в ходе совместного расследования преступления могут в дальнейшем послужить отправной точкой для внутреннего пресечения тех или иных действий и заведения уголовных дел. Но при транзитной контролируемой поставке в ее отношении местные власти не вправе открывать собственное производство.
С нарушением конституционных прав
Какими бы ни были благими цели при организации контролируемой поставки, ее проведение нарушает законные права граждан. О конституционных гарантиях на тайну корреспонденции здесь уже упоминалось. Кроме того, в расследование дела под пристальный надзор спецслужб зачастую попадают люди, не имеющие к преступлению никакого отношения. Это могут быть вполне законопослушные сотрудники таможенных служб, через которые проходит товар, водители транспорта, на котором контрабанда перевозится. Сюда же можно причислить и добропорядочных работников других учреждений, имеющих отношение к поднадзорному товару. За ними устанавливается слежка, прослушиваются их телефонные разговоры.
Согласно Конституции, граждан должны уведомить о проводимых против них оперативно-розыскных мероприятиях с указанием нарушения ими определенной статьи Уголовного кодекса. Какими бы ни были виды контролируемой поставки: внутренние или внешние, на все проводимые в отношении вовлеченных в нее граждан действия необходимо иметь соответствующие разрешения суда. В противном случае мероприятие может быть признано незаконным.