Выхлопная система присутствует на всех без исключения автомобилях. Она представляет собой целый комплекс деталей и устройств, сквозь которые проходят отработавшие газы. Если говорить о «Шевроле Ниве», это резонатор, катализатор, кислородный датчик, выпускной коллектор и глушитель. В большинстве случаев задача каждого элемента – снизить шум или температуру выхлопных газов. Но сегодня мы поговорим о такой детали, которая еще и очищает газы от вредных металлов. Это катализатор. «Шевроле Нива» им оснащается с завода, благодаря чему соответствует экологическим нормам Евро-3 и выше.
Особенности
Итак, что это за элемент? Это каталитический нейтрализатор, основная задача которого – это снижение выброса вредных веществ в атмосферу. На «Шевроле Ниву» устанавливается катализатор трехкомпонентного типа. Он состоит из:
- Корпуса.
- Блока-носителя.
- Теплоизоляции.
Главный элемент катализатора «Шевроле Нивы» - это блок-носитель. Он производится из специальной, огнеупорной керамики. Данный блок представляет собой набор из многочисленных сот-ячеек, призванных увеличить площадь контакта с выхлопными газами. На эти соты нанесены специальные вещества-катализаторы. Это палладий, родий и платина. Данные металлы способны ускорить химические реакции в катализаторе-резонаторе «Шевроле Нивы». Таким образом, вредные частички газа, которые проходят сквозь эти компоненты, превращаются в безвредный оксид, азот и углекислый газ. Также отметим, что в корпусе элемента устанавливается датчик катализатора. «Шевроле Нива» оснащается самым простым кислородным датчиком – он один на весь элемент. Для сравнения, на современных японских и корейских авто устанавливается по два таких датчика.
Среди особенностей катализатора стоит отметить тот факт, что элемент работает при температуре от 400 градусов Цельсия. Поэтому при прогреве двигателя данный элемент не работает. Только при высоких температурах возможно удаление до 90 процентов вредных веществ в сотах блока-носителя.
Где находится?
Ввиду того, что рабочая температура керамического элемента более 400 градусов Цельсия, катализатор «Шевроле Нивы» находится сразу за выпускным коллектором. Таким образом, газы не успевают еще охладиться и подогревают сам блок-носитель. Глушитель с катализатором на «Шевроле Ниву» не ставится как единый элемент. Это две разных детали, одна из которых ставится в начале системы, вторая – на самом выходе.
Признаки
Как определить, что данный элемент вышел из строя? Определить неисправность по пробегу невозможно. В среднем, на «Шевроле Ниве» катализаторы служат порядка 70 тысяч километров. Но замены он может потребовать и раньше. Поэтому нужно руководствоваться косвенными признаками:
- Первый симптом – это лампа «Чек Энджин» на панели приборов. Она обязательно загорится в случае неисправности каталитического нейтрализатора. Датчик, который установлен в фильтрующий элемент, будет получать неверные данные, из-за чего в ЭБУ появится ошибка.
- Снижение мощности. Причиной тому является затруднительный отвод газов сквозь систему. Соты могут быть оплавленными, либо просто забитыми. В результате газы не могут свободно выйти в атмосферу. Как следствие, машина будет терять в мощности и в динамике разгона.
- Расход топлива. Увеличение расхода связано с несколькими факторами. Во-первых, ЭБУ будет руководствоваться усредненными значениями лямбда-зонда, из-за чего смесь будет излишне бедной. Во-вторых, ввиду снижения мощности водитель машинально нажимает на педаль сильнее обычного. От этого и увеличивается расход топлива. Как показывает практика, машина начинает тратить на 10-15 процентов выше обычного.
Способы замены
Итак, что делать, если была диагностирована неисправность катализатора? Можно попытаться заменить фильтрующий элемент на новый. Это будет правильно с точки зрения экологии. Но с точки зрения бюджета, замена повлечет существенные траты. Ведь новый катализатор на «Шевроле Ниву» стоит от 15 тысяч рублей, и не факт, что он прослужит 70 тысяч километров. Таким образом, владельцы прибегают к разным альтернативам. Это:
- Удаление катализатора «Шевроле Нивы» с последующей установкой пламегасителя.
- Выбивание керамического наполнителя старого нейтрализатора.
В чем особенности каждого способа, рассмотрим ниже в статье.
Замена на пламегаситель
Это один из наиболее популярных методов решения вопроса с забитым катализатором. Суть процесса предельно ясна. Сначала удаляется старый нейтрализатор, а на его место вваривается пламегаситель. Что являет собой последний? Это элемент выхлопной системы, похожий на резонатор.
Он имеет внутри перфорированную трубу и слой изоляции. Газы, проходя сквозь эти отверстия, глушатся, и снижается их температура. На выходе мы получаем более тихий выхлоп. Естественно, никакой очистки газов при этом не происходит. Но плюс конструкции заключается в том, что она позволяет двигателю стабильно работать на протяжении нескольких лет. Забиться или прогореть такой элемент не может в принципе, так как не имеет сот и изготовлен из нержавейки (либо из алюминизированной стали). Стоимость подобного пламегасителя составляет 1300 рублей. С учетом установки на СТО, цена будет доходить до 2000.
Выбиваем катализатор «Шевроле Нивы»
Для тех, кто хочет сэкономить максимально, этот способ будет идеальным. В чем суть его? Сперва извлекается старый катализатор. Затем при помощи болгарки вырезается его корпус. После этого грубым методом удалится керамическая начинка. Это делается при помощи молотка и зубила.
Таким образом, корпус элемента остается пустым. После этого крышка снова вваривается на место при помощи сварочного аппарата. Деталь устанавливается на штатное место. Некоторые дорабатывают конструкцию – устанавливают перфорированную трубу и монтируют в прослойку между трубой и корпусом изоляцию (например, стекловату или скомканную тонкую проволоку). Таким образом, получается аналог пламегасителя.
Стоимость такого удаления составляет менее 300 рублей, однако для этого нужна болгарка, диск, электроды и сварочный аппарат. Поэтому не всегда данный метод актуален для автомобилистов – проще и быстрее будет воспользоваться услугами СТО, где за пару часов установят уже готовый пламегаситель.
Советы
Какой бы способ ни был применен, важно знать, что после удаления катализатора электронный блок все равно будет показывать ошибку. Это сопровождается желтой лампой «Чек Энджин». А все потому, что кислородный датчик будет фиксировать неверные данные об остатке кислорода в катализаторе. Как решить данный вопрос? Чтобы избавится от желтой лампы раз и навсегда, нужно использовать обманку кислородного датчика. Это некая механическая заглушка, которая имеет такую же резьбу и размеры, как штатный лямбда-зонд. Именно обманка способна корректировать значения лямбда-зонда.
Еще один метод – это прошивка электронного блока. Однако данную операцию лучше делать на СТО. Суть процесса заключается в установке ПО под Евро-2. Таким образом, в ЭБУ не будет информации о катализаторе, и двигатель будет работать в штатном режиме без дополнительных обманок. Данный способ актуален в случае, если удаление катализатора производится на СТО. Ведь в сервисе установка пламегасителя выполняется в комплексе с прошивкой электронного блока.
Также отметим, что длина общей магистрали выхлопной системы не меняется. Поэтому не стоит устанавливать новый задний бампер на «Шевроле Нивы» (рестайлинг это или дорестайлинг, не имеет значения). Система будет работать в штатном режиме. Единственное, что изменится в худшую сторону, - это запах газов.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, как и зачем производится удаление каталитического нейтрализатора на «Шевроле Ниве». Как видите, данный процесс можно осуществить как самостоятельно, так и руками профессионалов. По стоимости эта работа не слишком дорогая. Однако результат превосходит все ожидания. Машина становится более резвой, расход топлива падает до нормы, а необходимость в замене катализатора отпадает.