Задачи и цели экологического воспитания дошкольников

Целью экологического воспитания является воспитание патриотических качеств в подрастающем поколении. Эта проблема является многоаспектной. В настоящее время экология стала отдельной наукой, помогающей человеку жить в согласии с природным сообществом.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников связаны с формированием у ребенка желания и способности соблюдать основные законы экологии.

цель экологического воспитания дошкольников

Направленность и значимость

Независимо от специализации педагога, в настоящее время важно уделять внимание вопросам экологического развития и воспитания подрастающего поколения. Все направления развития личности должны быть тесно связаны с воспитанием у ребенка серьезного отношения к природному миру.

Важные аспекты

В дошкольной педагогике данное направление появилось в конце двадцатого века, и в наши дни оно проходит этап становления. Цель экологического воспитания дошкольников – закладка у подрастающего поколения базисных основ любви к живому миру, которые позволят ребенку в будущем развиваться и выживать в гармонии с природой.

Предназначение

С учетом новых образовательных стандартов можно отметить цели и задачи экологического воспитания детей:

  • создание и успешная реализация образовательной и воспитательной модели, позволяющей достигать эффекта – проявления уважительного отношения к природе у дошкольников;
  • создание атмосферы важности и значимости экологических проблем в педагогическом коллективе;
  • формирование в образовательном дошкольном учреждении условий, которые позволяют реализовывать экологическое просвещение ребят дошкольного возраста;
  • постоянное повышение педагогическим персоналом своей квалификации, освоение педагогами новых методик экологического просвещения, повышение уровня культуры родителей дошкольников;
  • ведение постоянной работы с детьми в рамках определенных методологических технологий;
  • диагностика сформированности навыков бережного отношения к живому миру у детей дошкольного возраста;
  • составление на основе полученных результатов планов экологического воспитания.

Дети 4-6-летнего возраста обладают определенными возрастными особенностями, что является основой для формирования мировоззренческих представлений, дает воспитателю огромные возможности для экологического просвещения.

в целях воспитания экологической культуры

Аспекты деятельности

Цель экологического воспитания может быть достигнута только в том случае, если воспитатель заинтересован в данном вопросе. Именно педагог является основной фигурой педагогического процесса, вносит решающий вклад в экологическое просвещение подрастающего поколения.

Основные аспекты его личности характеризуют возможность формирования у малышей дошкольного возраста основ уважительного отношения к биосфере:

  • осознание проблемы, ощущение гражданской ответственности за создавшуюся ситуацию, желание внести свой вклад в ее изменение;
  • педагогическое мастерство и профессионализм, владение методами развития любви к миру животных и растений у маленьких граждан, систематическая реализация технологии в практической деятельности при воспитании детей, творческий поиск в ее совершенствовании;
  • практическая реализация гуманистической воспитательной модели в целях воспитания экологической культуры.

Педагог должен создавать благоприятную атмосферу для нахождения малышей в детском саду, заботиться о психическом и физическом здоровье детей. Применение личностно-ориентированных воспитательных методов, индивидуализация работы с воспитанниками и их родителями - основная цель экологического воспитания.

особенности экологической культуры

Специфика экологического образования в ДОУ

Оно является частью образовательного процесса, способствующей развитию у детей дошкольного возраста речи, логического мышления, эрудиции, эмоциональности. Применение подобных методов в ДОУ способствует нравственному воспитанию дошкольников, позволяет воспитывать гармонически развитую личность.

Цель экологического воспитания детей заключается в освоении ими норм безопасного поведения на базе простейших знаний, осознание важности бережного отношения к живому миру.

цели экологического воспитания

Концепции экологического просвещения Федосеевой

По мнению педагога П. Г. Федосеевой, цель экологического воспитания в дошкольном воспитании состоит в формировании базовой экологической культуры, становлении на ее основе у дошкольников эмоционально-нравственного, научно-познавательного, практико-деятельного отношения к живой природе.

Любовь к родной природе, заботливое отношение к ней формируются в детской душе только тогда, когда малыш постоянно видит примеры подобного отношения со стороны воспитателя, родителей, дедушек и бабушек.

основная цель экологического воспитания

Специфика методики Николаевой

Цели экологического воспитания школьников в авторской методике С. Н. Николаевой определены как «становление» правильного и осознанного отношения к природе во всей ее многогранности. Это понятие включает в себя и бережное отношение к историческому наследию родного края, его людям как составной части природы. Составными частями экологической культуры, по мнению С. Н. Николаевой, является не только владение теоретическими знаниями о природе, но и умениями применять их в реальной жизни.

Среди основных задач, которые Николаева относит к экологическому просвещению, можно выделить несколько сфер. В научно-познавательной области автор выделяет:

  • формирование у дошкольников простейших научных знаний, которые доступны для их понимания и осознания;
  • привитие познавательного интереса к природному миру;
  • формирование навыков и умений проведения наблюдений за явлениями, происходящими в живой природе.

В нравственно-эмоциональной сфере автор методики ставит следующие задачи:

  • воспитание бережного, позитивного, заботливого отношения окружающему миру;
  • развитие восприятия себя в качестве составной части живого мира;
  • осознание ценности каждого объекта природы.

Цель экологического воспитания в практико-деятельностном аспекте предполагает формирование у дошкольников первичных навыков и умений грамотного и безопасного поведения в биосфере. Николаева отмечает, что необходимо с раннего возраста развивать у детей навыки рационального применения природных ресурсов в повседневной жизни. Для того чтобы сформировать основы экологической культуры, автор предлагает вовлекать дошкольников в деятельность, связанную с уходом за растениями и животными.

Цель экологического воспитания предполагает формирование у ребенка возможности предвидеть результаты его отношения к окружающей среде. Это предопределяет основные направления работы воспитателей в дошкольном образовательном учреждении.

специфика экологического воспитания

Особенность методики экоразвития дошкольников Н. А. Рыжовой

По мнению автора, экологическую культуру детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как «некий уровень восприятия ребенком окружающего мира, природы, оценки своего положения в экосистеме».

Благодаря усвоению дошкольником экологических, нравственных правил поведения в природе, можно устанавливать правильные и безопасные его отношения с той природой, которая его окружает в родной деревне, селе, городе.

Именно поэтому так важно включать в процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста эмоциональную составляющую, подбирать методы и средства, эффективно влияющие на мотивационную и нравственную сферы детской личности.

Отбор содержания

Для того чтобы реализовать цели экологического воспитания школьников и дошкольников, важно осуществлять отбор содержания образования. В таком случае экологические знания станут базой для воспитания культуры бережного отношения с живой природой. Они помогут сформировать в подрастающем поколении определенную систему ценностей, создать представление о человеке как о составной части природы.

Задачей педагога является формирование у воспитанников чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.

Экологическое воспитание и саморазвитие дошкольника

Если педагог использует в своей работе методики, которые базируются на эмоциональности ребенка – его умении удивляться, сочувствовать, сопереживать, проявлять заботу об окружающих людях, растениях, животных, видеть красоту ландшафта, это позволит ему достичь поставленной цели – воспитать гармонически развитую личность.

Акцент в своей работе воспитатель делает на формирование навыков бережного отношения к живому миру, отработке трудовых навыков, знакомству детей дошкольного возраста с растениями и животными, распространенными в конкретной местности. Дети не только получают теоретическую информацию, но и отрабатывают приобретенные знания в процессе ухода за цветами на участке, животными в живом уголке.

В работе с детьми дошкольного возраста педагоги стараются обращать пристальное внимание на проведение опытов и экспериментов, привлекая своих воспитанников к проектной и исследовательской деятельности в области экологии.

Например, дети старшего дошкольного возраста сначала знакомятся с птицами, обитающими в их регионе, затем вместе с родителями изготавливают кормушки, ведут наблюдения за пернатыми питомцами.

привитие любви к родному краю

Заключение

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста не должно ограничиваться теоретическими занятиями. В силу возрастных особенностей малышам свойственна любознательность, которую должен использовать педагог для подбора эффективных методов воспитания экологической культуры.

Данный процесс должен быть организованным, целенаправленным, систематическим, последовательным, планомерным алгоритмом формирования системы навыков, убеждений, взглядов, нравственных качеств, который гарантирует развитие и становление у личности ответственного отношения к природе как универсальной ценности.

Основной задачей экологического просвещения современных детей дошкольного возраста является воспитание в них позитивного отношения к родному краю, его природным богатствам.

Данный процесс должен быть интегрирован в школьное образование. Именно поэтому после введения на всех ступенях школьного обучения новых образовательных стандартов появился предмет "экология".

Интегрированные формы работы позволяют избегать перегрузки детей, помогают педагогам использовать различные методы и формы работы при экологическом просвещении детей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.