Экологическая проблема природы и человека в данный момент является актуальной. Кроме того, действие на окружающую среду человеческого общества принимает серьезные масштабы. Только совместная деятельность людей, которая совершается на базе полного осознания всех законов природы, сможет спасти планету. Человек должен понимать, что он является частью природы, и именно от него зависит существование других живых существ. Для осознания значимости человеческой деятельности экологическое образование должно начинаться с дошкольного возраста.
Значимость экологического воспитания дошкольников
Дошкольные учреждения перешли на новые федеральные стандарты образования, которые подразумевают формирование у малышей экологической культуры. Новое поколение должно объективно смотреть на хозяйственную деятельность человека, бережно относиться к природе. Экологическое образование дошкольников предполагает формирование подобных навыков.
Психолого-педагогические характеристики экологического развития
Дошкольное детство важно для дальнейшего развития ребенка. Именно в первые семь лет жизни происходит формирование личности малыша, непрерывно совершенствуются его психические и физические параметры, происходит становление полноценной личности. В дошкольный период происходит закладывание основ взаимодействия с живым миром. Экологическое образование детей дошкольного возраста подразумевает формирование у них ценности живого мира, эту задачу решает воспитатель детского сада.
История развития экологического воспитания
Педагоги во все времена уделяли важное место природе как средству развития и воспитания дошкольников. Польский педагог Я. А. Каменский считал именно живой мир настоящим источником знаний, способом развития детского ума, средством воздействия на органы чувств. Русский педагог К. Д. Ушинский предлагал «вводить детей в мир природы», сообщая полезные и важные свойства живого мира, формируя при этом коммуникативные навыки малышей.
Дошкольное экологическое образование приобрело особое значение с середины прошлого века. Именно в это время методисты и педагоги выделяют в качестве основного метода - формирование знаний у дошкольников об окружающем мире. Развитие экологического образования у малышей в дошкольных учреждениях продолжалось в 70-80 годы 20 века. В конце 20 века появились новые методики обучения, и на экологическое образование дошкольников снова было обращено пристальное внимание методистов и педагогов. Усложнилась содержательная часть дошкольного образования, в него были внесены новые теоретические знания. Были продуманы новые стандарты образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию дошкольников.
Психологи А. Венгер, Н. Поддъяков, А. Запорожец теоретически обосновали важность экологического воспитания малышей, важность доступности наглядно-образного образования.
Теория экологического образования получила максимальный толчок в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невозможным без постоянного экологического воспитания. В РФ была разработана специальная Концепция постоянного экологического образования, причем первичным звеном в данной системе стала область дошкольного воспитания. Этот период характеризуется получением эмоционального восприятия малышами природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно до 5-6 лет происходит формирование первичной основы экологического мышления, закладывание начальных элементов экологической культуры.
Авторские программы, созданные психологами и педагогами, направлены на формирование в малышах эстетического отношения к окружающей действительности и природе.
Примеры программ для дошкольников
Программа С. Г. и В. И. Ашиковых «Семицветик» направлена на культурное и экологическое образование дошкольников, формирование в них богатой, саморазвивающейся, духовной личности. По замыслу авторов методики, именно экологическое образование и воспитание малышей учит их мыслить, ощущать окружающий мир, воспринимать ценность живого мира. В программе предполагается совместная деятельность дошкольников и взрослых в детском саду, семье, детских студиях.
По мере обучения дошкольники расширяют свой кругозор, в них формируются нравственные и эстетические качества. Именно умение воспринимать красоту, существующую в природе, успешно реализует экологическое образование детей. Программа содержит две основные темы: «Человек», «Природа». Раздел «Природа» знакомит с четырьмя царствами, существующими на Земле: растениями, минералами, животными, человеком. В рамках темы «Человек» малышам рассказывают о подвижниках культуры, национальных героях, которые оставили на Земле добрый след.
Программа «Наш дом – природа»
Экологическое образование и воспитание дошкольников возможно и по программе Е. Рыжовой «Наш дом – природа». Она нацелена на формирование творческой, активной, гуманной личности дошкольника 5-6 лет, имеющего целостный взгляд на окружающую природу, понимание места в ней обычного человека. Подобное экологическое образование детей дошкольного возраста помогает малышам получать детальное представление о взаимосвязи в природе, приобретать начальные экологические знания. Воспитатели учат своих подопечных ответственно относиться к здоровью, окружающей среде. В программе предполагается выработка у дошкольников начальных навыков грамотного и безопасного поведения в быту и природе, практического участия малышей в природоохранной работе своего края.
В программе предполагается 10 блоков. В каждом есть свой воспитывающий и обучающий компоненты, в которых развиваются разные навыки: бережное отношение, забота, умение видеть красоту. Больше половины программы связано с неживой природой: почвой, воздухом, водой. Три блока полностью посвящаются живой природе: растениям, экосистеме, животным. Есть в программе разделы, касающиеся взаимодействия природы и человека. Методика экологического образования имеет и сопровождение в виде разработок по формированию в ДУ развивающей среды, есть и специальные рекомендации для проведения занятий.
Особый акцент автором сделан на опасность отходов, производимых человечеством. Для того чтобы малышам было интересно на занятиях, особое место отведено экологическим сказам, необычным историям о живой природе.
Программа «Юный эколог»
Данный курс был создан в конце прошлого века С. Николаевой. Первая теория и методика экологического образования, предложенная автором, имеет две подпрограммы. Одна часть посвящена экологическому развитию дошкольников, а вторая часть предполагает повышение квалификации воспитателей детских садов. В программе есть полноценное теоретическое обоснование, указаны используемые методы экологического образования. Особое внимание уделено практической части, приобщению ребят к уходу за растениями, животными. Малыши, проделывая разнообразные опыты, узнают, какие условия нужны для роста и развития растений. Они узнают о строении Солнечной системы, законах природы. Экологические знания, по задумке автора, должны стать средством формирования любви к природе, обитателям нашей планеты.
Экологическое образование школьников стало популярным во многих регионах РФ. Благодаря совместной работе экологов и учителей, появляются методики, учитывающие социальные и природные местные условия, позволяющие сохранять народные традиции.
Методисты, занимающиеся дошкольным образованием, понимают важность привития экологической культуры с младшего дошкольного возраста.
Наблюдение в экологическом образовании
Любое образование, экологическое в том числе, предполагают использование определенных методов. Воспитание и всестороннее развитие дошкольников выполняется разнообразными методами. Наиболее эффективным является знакомство ребят с природой. Малышей интересуют все природные явления: снег, дождь, радуга. Воспитатель должен развить навык наблюдения природных явлений. Именно в его обязанности входит воспитание любви к наблюдениям, формирование навыков заботы о животных и растениях. Педагог должен объяснить своим подопечным важность заботы о живых организмам, нетерпимость к порче растений, животных. Суть наблюдения состоит в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового обоняния. Путем наблюдения воспитатель учит детей выделять разные признаки природных объектов, ориентироваться в связи живой и неживой природы, различать животных, растения.
Наблюдение предполагает организованную педагогом деятельность, направленную на продолжительное и активное изучение детьми явлений природы.
В качестве цели наблюдения выступает развитие навыков, дополнительное образование. Экологическое направление во многих дошкольных учреждениях выбрано в качестве приоритетного, что является прямым подтверждением его важности и актуальности.
Психолог С. Рубинштейн считает, что наблюдение является результатом осмысления увиденного ребенком природного явления. Именно в процессе наблюдения идет образование, экологическое восприятие увиденного. К. Д. Ушинский был уверен в том, что именно наглядность, характеризующая процесс наблюдения, дает ему такую эффективность и результативность. Разнообразные упражнения, предлагаемые малышам 4-6-летнего возраста, основанные на наблюдении, способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, сосредоточенности. Сложно представить без наблюдения любое дошкольное образование: экологическое, нравственное, художественное.
Педагог Е. И. Тихеева считала, что именно занятия, подразумевающие наблюдение, помогают формировать речь малышей. Для того чтобы воспитатель достиг поставленной цели, он пользуется специальными приемами, позволяющими ему организовывать активное восприятие воспитанников. Учитель задает вопрос, подразумевающий исследование, сравнение, установление связи между разными явлениями и обетами живой природы. Благодаря включению в работу всех детских органов чувств, наблюдение позволяет в полном объеме воспринимать нужные знания. Данный процесс подразумевает сосредоточенность внимания, а потому, воспитатель обязан четко контролировать объем, время, содержание исследования.
Именно с помощью наблюдения дошкольники познают природу, запоминают ее объекты. Конкретные, яркие, запоминающиеся образы, ребенок воспринимает быстрее. Именно эти знания он будет использовать в своей последующей жизни: на уроках, во время походов.
В чем значимость наблюдения для экологического воспитания дошкольников
Данный метод демонстрирует малышам естественность и многообразие живого мира, взаимосвязь между ее объектами. При системном применении наблюдения, дети учатся, как присмотреться к деталям, замечать малейшие изменения, развивать свою наблюдательность. Подобная методика позволяет формировать эстетический вкус у малышей, воздействовать на их эмоциональное восприятие мира. Воспитатель в работе с детьми использует различные виды наблюдения. Распознающее наблюдение применяют чтобы:
- сформировать представление у малышей о разнообразии мира животных и растений;
- научить распознавать объекты природы;
- познакомить с признаками, качествами объекта природы;
- сформировать представления о развитии, росте животных и растений;
- узнать особенности сезонных природных изменений
Для того чтобы метод был максимально эффективным, воспитатель готовит дополнительный раздаточный материал. Создание аппликаций из отдельных деталей, лепка животных, помогают реализовать те знания, что были получены дошкольником во время наблюдения.
Длительное наблюдение подходит для детей 5-6 лет. Ребята анализируют рост, развитие растения, выделяют изменения, выявляют сходства и различия между начальным и конечным видом растения.
Длительные наблюдения предполагают детальное изучение связи между растениями и средой их обитания, а также анализ морфофункциональной приспособленности. Без постоянного контроля и помощи воспитателя такой вариант наблюдения результатов не принесет.
Современное дошкольное образование: экологическое, нравственное, художественное, выбирает само дошкольное учреждение. Некоторые детские сады выделяют для каждой группы свое направление развития, либо используют в работе несколько направлений.
Если в дошкольном учреждении акцент сделан именно на экологическое развитие малышей, подбирается программа. Она предполагает постановку чётких целей, задач. Цель ставится конкретно, учитывая возрастные особенности и физическое развитие детей.
В задачах должен учитываться познавательный характер, направленность на мыслительную деятельность дошкольников, необходимость искать ответы на конкретные вопросы, поставленные воспитателем в ходе занятий.
Исследования, проводимые детскими психологами, подтвердили важность системности экологического воспитания. Малыши, познакомившиеся с живым и неживым миром в 3-4 года, быстрее адаптируются к обучению в школе, не испытывают сложностей в общении со сверстниками, обладают хорошей речью, памятью, вниманием. Знания, полученные в детском саду, дошкольники углубляют, дополняют, систематизируют на уроках в начальной школе. ФГОС, введенные в дошкольное образование, предполагают формирование у малышей элементарных понятий об объектах живой природы.
Для достижения подобного результата предлагаются различные методики экологического воспитания малышей.
Методики наблюдения для дошкольников
Недельный курс ознакомления малышей с сезонными природными изменениями создан С. Н. Николаевой. Автор предлагает каждый месяц на протяжении одной недели наблюдать за погодой:
- Ежедневно анализировать погоду.
- Рассматривать деревья и кустарники, покров земли.
- Наблюдать за животными, находящимися в живом уголке детского сада.
- Ежедневно заполнять календари природы.
Методика С. Н. Николаевой предполагает смещение «недель наблюдения» каждый месяц на одну неделю. В итоге составляется карта погоды, по которой ребята анализируют изменения в животном, растительном мире. Во время наблюдения за погодой, малыши выделяют конкретные явления, определяют их интенсивность. При изучении погоды, они обращают внимание на три параметра: определяют состояние неба и вид осадков, степень тепла или холода, присутствие либо отсутствие ветра.
Такие ежедневные наблюдения за изменениями, происходящими в погоде, воспитатель организует разнообразно, живо, чтобы интерес малышей не снижался, а возрастал. Такая «экологическая неделя» - отличный шанс привить любовь к природе, сформировать представления о сезонах, их характеристиках.
Заключение
Те сведения об окружающей среде, что будут получены малышами во время простейших наблюдений, умозаключений, опытов, помогут детям понять многообразие живого и неживого мира. Занятия экологической направленности, проводимые с учетом физиологических, психологических особенностей дошкольного возраста, помогут малышам познакомиться с природными явлениями, понять их важность, предназначение. Ребёнок, который с раннего детства привыкает любить, ценить природу, никогда не будет вырубать деревья и кустарники, мучать животных, рвать цветы. Экологическое воспитание - важная составная часть дошкольного обучения. Разнообразные методики, разработанные детскими психологами и экологами, помогают воспитывать в будущих первоклассниках любовь к деревьям, цветам, птицам, животным, рыбам. Во многих дошкольных учреждениях для экологического воспитания созданы собственные живые уголки. Уход за их обитателями способствует формированию экологической культуры.