Если человек не слышит или слабо слышит, то жить становится тяжелее, особенно ребенку. Детям важно слышать, распознавать звуки природы и разговорную речь. Детский лор-врач поможет справиться с подобной проблемой. Он может назначить курс лекарственных препаратов или назначить другое лечение. Не исключено, что доктор порекомендует специальные слуховые аппараты для детей. Без слуха ребенок не сможет полноценно развиваться.
Стоит отметить, что большинство глухих и слабослышащих детей рождаются у родителей, не имеющих подобных проблем. Для этих семей появление такого ребенка может быть большой неожиданностью.
Речь
Речь слабослышащих детей зависит от множества факторов:
- От степени снижения слуха. То есть чем хуже он слышит, тем хуже говорит.
- От периода возникновения дефекта. Если потеря слуха произошла после трех лет, то у малыша может быть развита фразовая речь, но с некоторыми незначительными отклонения в грамматическом строе, произношении. Если же проблема возникла в школьном возрасте, то ошибки обычно возникают в невнятном произношении безударных слогов, в оглушении звонких согласных букв и т. д.
- От условий, в которых малыш развивался.
- От психического и физического состояния ребенка.
Грамматический строй речи у слабослышащих ребят не сформирован в нужной степени.
Что подразумевается под «особенностями обучения» у детей с подобными проблемами?
Хорошим решением для такого ребенка станет школа для слабослышащих детей. Потеря данной способности имеет критические последствия для развития у детей когнитивных (мышление) и лингвистических (языковых) навыков. Возникновение других нарушений в сочетании с уменьшением слуха требуют дополнительных особенностей в обучении. Слабослышащие и глухие дети часто имеют значительные сложности в учебе, поэтому нужно подбирать специальный подход к процессу обучения. Распространенность других видов инвалидности в дополнение к потере слуха примерно в три раза больше (30,2 %) среди глухих или слабослышащих людей.
Причины потери слуха у детей
Почему у детей происходит потеря слуха? Как заявляют детские лор-врачи, к подобному отклонению может привести:
- материнская краснуха (2 %),
- недоношенность (5 %),
- цитомегаловирус (1 %),
- менингит (9 %).
Логично предположить, что население, имеющее проблемы со слухом, подвергается высокому риску дополнительных нарушений. Поскольку, как известно, ранее упомянутые этиологии также связаны с неврологическими проблемами.
Инвалидность
Чаще всего у глухих или слабослышащих детей регистрируют следующие типы инвалидности: умственные недостатки и эмоциональные/поведенческие нарушения. Распространенность умственных расстройств, вызванных потерей слуха, составляет почти 8 %. Сопутствующая эмоциональная/поведенческая инвалидность была наименьшей - 4 % случаев. Учащиеся с сопутствующими эмоциональными/поведенческими нарушениями характеризуются проявлением неуместного, разрушительного, агрессивного поведения, которое мешает процессу обучения.
Ученики с потерей слуха и умственными недостатками характеризуются общей задержкой в развитии во всех областях. Также у них наблюдается ограниченные возможностями для решения проблем, снижение адаптивных или функциональных навыков. Дети, получившие инвалидность по потери слуха, как правило, имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Они демонстрируют навыки и способности по-разному, показывая определенные недостатки в обучении, которые ограничивают их достижения. Им присуще нетипичное поведение. Эти учащиеся не делают успехов в академическом отношении, по сравнению с документально подтвержденными параметрами концептуального обучения, которые обнаруживаются среди глухих или слабослышащих учеников.
Как выявляются дополнительные проблемы с обучением особенных деток?
Идентификация дополнительных проблем обучения у детей с ослабленным слухом - сложная и нелегкая задача. Часть трудностей возникает из-за того, что потеря слуха сама по себе создает проблемы с обучением, которые обычно приводят к задержкам в понимании языка и, как следствие, к задержке академических навыков. Таким образом, выявление любых других факторов, может представлять собой сложные проблемы. Методы рациональной оценки с использованием междисциплинарных команд важны при выявлении дополнительных недостатков у глухих или слабослышащих детей. Это особенно верно, если учесть, что характеристики, проявляемые учащимися с сопутствующими нарушениями, часто одинаковы.
Кто должен работать с детьми?
Постоянное отсутствие языкового обучения, умственные или эмоциональные недостатки, плохое поведение, трудности с координацией внимания и плохая усвояемость материала - это все относится к детям с нарушениями слуха. К работе с такими ребятами обычно привлекают таких специалистов: школьных психологов, физиотерапевтов, аудиологов и необходимый медицинский персонал (медсестры, психиатры и т. д.). Команда специалистов должна обеспечить тщательную интерпретацию результатов согласно рекомендациям и предложениям для образовательной программы.
Какие вопросы следует задать при принятии решения о том, следует ли направить ребенка для оценки уровня знаний?
Является ли ученик глухим или слабослышащим и прогрессирует ли потеря слуха? Это должен быть первый вопрос при рассмотрении оценки для учащегося с подобными проблемами. Исследователи описали параметры изучения языка и академического прогресса, обычно наблюдаемого у глухих или слабослышащих людей. Учитывая возможности изучения с помощью надлежащих и эффективных способов общения, учащийся с такой патологией, должен прогрессировать в ожидаемых моделях роста и достижениях. Если этого не происходит, следует задать вопросы о причинах.
Потеря данной способности приносит с собой многие проблемы, которые влияют на обучение слабослышащих детей. Однако сама по себе глухота не всегда сопровождается следующими проблемами:
- дефицит внимания;
- перцептуально-моторные трудности;
- неспособностью пополнять словарный запас;
- постоянные проблемы с памятью или последовательное поведение при отвлечении или эмоциональные факторы.
Если какой-либо из этих видов поведения характеризует учащегося, который является глухим или слабослышащим, необходимо выяснить возможные причины, вызвавшие подобные проблемы.
Каковы общие стратегии, используемые для оказания помощи слабослышащим детям?
Очень сложно определить общие стратегии для таких учащихся. Это, прежде всего потому, что каждый отдельный профиль обучения будет отличаться, в зависимости от количества и характера различных влияющих факторов. По истечении некоторого времени, потраченного на поиски стратегий «исправления», профессионалы убеждены, что все учащиеся с потерей слуха должны иметь индивидуализированные подходы. Специалистам в данной области действительно сложно сопоставить профиль обучения оценки с соответствующими образовательными стратегиями для решения выявленных проблем. В целом могут быть полезны некоторые стратегии.
Давайте их рассмотрим:
- Стратегии для детей с дополнительными проблемами в обучении, которые включают в себя серьезную нехватку словарного запаса и простое знание синтаксиса. Сюда же относится работа с использованием изображений и графических символов для поддержки речи окажется полезной.
- Обучение глухих детей более часто связано с обработкой или пониманием звука. Учащиеся с ограниченными возможностями получат пользу от многих устных методов реабилитации, используемых для улучшения навыков слушания. Методы поведения, которые включают четко определенные варианты, будут эффективными. Удовлетворение эмоциональных факторов с помощью образовательной программы и индивидуального или группового консультирования, когда это необходимо, также окажутся действенными.
Как повысить успеваемость в классе?
Стратегии, чтобы помочь повысить успеваемость в классе:
- Основной акцент должен быть на зрительном восприятии информации. Визуальное восприятие детьми с нарушением слуха означает создание конкретной идеи при первом введении учебного материала. Тогда у ребенка есть конкретное представление о том, что обсуждается в классе. Учитель может перейти к более абстрактным понятиям темы. Многим детям с ограниченными возможностями в процессе обучения трудно запоминать информацию. Учителя должны «сделать язык видимым», чтобы ученики, у которых есть проблемы со слухом, хорошо воспринимали материал. Когда преподаватели представляют информацию визуально, ученики с большей вероятностью лучше будут помнить учебную программу и уровень запоминания информации также улучшиться.
- Пополнение словарного запаса. Для того чтобы слабослышащие дети поняли новые слова, лексика должна быть представлена различными способами. Чем больше внимания уделяется этому, тем больше возможностей для запоминания и использования слов надлежащим образом. Чтобы ребенок запоминал информацию, она должна быть представлена в нескольких контекстах. Также ее стоит подавать различными наиболее практичными способами. Для изучения нового слова ребенок должен сначала изучить контекст, в котором оно используется. Как только запомнил это, учитель может начать использовать слово в разных ситуациях в течение дня. Дети с потерей слуха легче будут запоминать фразы, которые чаще всего используются в течение дня.