Андреа дель Верроккьо был итальянским художником, скульптором и ювелиром периода Раннего Возрождения. Он содержал крупную мастерскую, обучение в которой прошли некоторые известнейшие творцы эпохи. По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Большей частью Андреа дель Верроккьо известен как превосходный скульптор, и его последняя работа конной статуи Бартоломео Коллени в Венеции считается одним из мировых шедевров.
Семья
Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Отец, Микеле ди Чони, изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. Андреа никогда не был женат и помогал обеспечивать пропитанием некоторых из своих братьев и сестер. Известно, что один из его братьев - Симоне - стал монахом, а затем настоятелем обители Сан-Салви. Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Первый документ, где фигурирует имя художника, датируется 1452 годом и связан с тяжбой по обвинению в убийстве камнем четырнадцатилетнего мальчика Антонио Доменико, в которой Андреа признан невиновным. На этом, по сути, все фактические данные о личной жизни Андреа дель Верроккьо заканчиваются.
Период обучения
Сначала он был учеником ювелира. Об этом периоде нет никаких сведений, но считается, что работать он начал в ювелирной мастерской Джулиано Веррокки, чью измененную фамилию, возможно, Андреа позже взял как псевдоним. Не исключено, что Веррокки был и его первым учителем.
Существует предположение, что позже Верроккьо стал учеником Донателло, чему нет никаких доказательств, и что противоречит стилю его ранних работ. Начало живописной практики относится к середине 1460 годов, когда Андреа дель Верроккьо под руководством Филиппо Липпи работал в хоре кафедрального собора Прато. По более убедительной версии, именно Липпи обучал Андреа в качестве художника.
Годы деятельности
Известно, что Верроккьо был членом Гильдии Святого Луки, а его мастерская находилась во Флоренции, считающейся центром искусства и науки в Италии. Стремясь владеть различными художественными приемами, развитыми в то время во Флоренции, мастер организовал свою мастерскую как многоцелевое предприятие. Здесь создавались произведения живописи, скульптуры и ювелирные украшения, что соответствовало требованиям заказчиков и меценатов.
Слава художника значительно возросла, когда Андреа дель Верроккьо приняли при дворе Пьеро и Лоренцо Медичи, где мастер оставался до тех пор, пока за несколько лет до своей смерти не переехал в Венецию. При этом он сохранил флорентийскую мастерскую, оставив ее на одного из своих учеников - Лоренцо Креди. В конце жизни Андреа открыл новую мастерскую в Венеции, где работал над статуей Бартоломео Коллени. Там же, в Венеции, мастер скончался в 1488 году.
Ученики
Мастерская Верроккьо, очевидно, считалась одной из лучших во Флорениции и была сформирована благодаря таким ученикам, как Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Франческо Боттинини, Франческо ди Симоне Ферруччи, Лоренцо ди Креди, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. Ранние работы Боттинини, Перуджино и Гирландайо трудно отличить от живописи их учителя.
С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Считается, что именно Леонардо стал моделью статуи Давида, и Андреа Дель Верроккьо запечатлел на бронзовом лике саркастическую улыбку своего подмастерья. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Достоверно известно, что был документ, анонимная жалоба на содомию, в участии которой обвинялся юный да Винчи еще во время его ученичества.
Живопись
На тот момент художники работали в технике темперной живописи, которая существенно отличалась от масляной, только разрабатывающейся. Изображение водорастворимыми красками наносилось на покрытую грунтом доску, на которую порой, по принципу иконописи, наклеивался холст. Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. Его стиль в живописи отличают реалистичность и чувственность, сильные, выразительные, порой резкие, особенно в контурах, линии, несколько пафосная манера, напоминающая фламандскую живопись. Из-за отсутствия подписи существует значительная трудность в идентификации картин Андреа дель Верроккьо, поэтому не обо всех работах можно утверждать с уверенностью, что они принадлежат его кисти.
- «Мадонна с Младенцем» (1466–1470; 75,5 х 54,8 см) - относится к ранним самостоятельным работам. Находится в картинной галерее Берлина.
- «Мадонна, кормящая грудью» с двумя ангелами (1467–1469; 69,2 х 49,8 см) - была приписана Верроккьо после ее восстановления в 2010 году и является экспонатом Национальной галереи в Лондоне.
- «Тобиас и ангел» (1470-1480; 84 х 66 см) - была ранее приписана кисти Поллайоло или Гирландайо. Находится в лондонской Национальной галерее.
- «Крещение Христа» (1475–1478; 180 х 152 см) - единственная из известных работ Андреа дель Верроккьо, выполненная маслом. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
- «Мадонна ди Пьяцца» (1474–1486) - выполненная совместно с Лоренцо ди Креди и другими учениками. Единственная картина, имеющая подпись, найдена в кафедральном соборе Пистойи, где сейчас и хранится.
- «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1476–1478; 96,5 х 70,5 см) - хранится в Национальной лондонской галерее.
- Одна и ранних работ - «Мадонна, возведенная на престол, с Иоанном Крестителем и Святым Донатом» - осталась незаконченной. Завершил ее ди Креди, когда Верроккьо в конце своей жизни находился в Венеции.
Еще известно несколько сохранившихся копий, сделанных с оригиналов мастера его учениками, а также ряд фресок, выполненных в мастерской Андреа.
«Крещение Христа»
Андреа дель Верроккьо, получив заказ от бенедиктинского монастыря Сан-Сальви, привлек к работе учеников, среди которых был и Леонардо. Это была самая крупная картина Верроккьо, к тому же она исполнена красками на масляной основе, в мало изученной тогда технике.
В ангеле, повернутом спиной и на три четверти лицом по отношению к наблюдателю, признана рука Леонардо по особой его манере и мягкости исполнения, отличной от резких линий учителя. Молодому гению также приписывается часть пейзажа долины с рекой, что находится выше ангельских голов.
В жизнеописании Верроккьо, составленном Джорджо Вазари, рассказано о том, как Андреа был настолько поражен искусной работой ученика, что решил больше никогда не прикасаться к кистям. Однако это всего лишь метафора, поскольку известны работы, написанные Верроккьо после «Крещения Христа».
Скульптура
В 1465 году Андреа изваял чашу для омовения рук в Старой ризнице Сан-Лоренцо. Между 1465 и 1467 годами он выполнил гробницу Козимо де Медичи в крипте под алтарем церкви. В том же году Трибунал делла Мерканзия, судебный орган Гильдий во Флоренции, поручил Андреа создать бронзовую группу, изображающую Христа и Св. Томаса для центральной скинии, которую недавно приобрел на восточном фасаде Орсанмичеле. Скульптурная группа водружена на место в 1483 году и со дня ее открытия была признана шедевром.
В 1468 году Верроккьо изготовил для Синьории Флоренции бронзовый канделябр высотой 1,57 м, установленный в Палаццо Веккьо, находящийся теперь в Государственном музее Амстердама. В 1472 году он закончил памятник Пьеро и Джованни де Медичи, заключив саркофаг в арке с бронзовой, подобной сети, решеткой. Саркофаг украшен изысканными натуралистическими элементами, отлитыми также из бронзы.
«Давид»
В начале 1470 годов Андреа Верроккьо совершил поездку в Рим, после чего начиная со второй половины десятилетия посвятил свое творчество главным образом скульптуре.
Бронзовую статую Давида высотой 126 см он создал в 1475 году для семьи Медичи, в частности братьев Лоренцо и Джулиано, у которых флорентийская Синьория выкупила скульптуру в 1476 году. В начале семнадцатого века изваяние присоединилось к герцогской коллекции Уффици. А около 1870 года «Давид» стал экспонатом среди скульптур Ренессанса в зарождающейся экспозиции Национального музея Барджелло. Там статуя находится и сейчас.
Скульптура считается одним из лучших произведений Андреа дель Верроккьо. Мастеру гениально удалось воспроизвести в своем «Давиде» анатомически точно смоделированное тело подростка, а также выразительный нюанс юношеской бравады, что свидетельствует о понимании скульптором психологических тонкостей. Гипотеза о том, что для того произведения позировал Леонардо, новый ученик Верроккьо, считается вполне вероятной.
Другие известные скульптуры 1470 годов
В 1475 году мастером изваян утонченный поясной портрет из мрамора дамы с букетом, который также называется «Флора». И тогда же ним создан рельеф похоронного памятника Франческа Торнабуони для церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.
Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Скульптура первоначально предназначалась для фонтана виллы Медичи, и предполагалось, что вода будет исходить изо рта дельфина. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. В этой работе можно наблюдать, присущий Верроккьо динамический натурализм, преобразивший бронзу в мягкие, гладкие формы улыбающегося путто, замершего в неустойчивом положении танца, с прилипшей к спине мантией и влажным пучком волос на лбу.
Последняя работа
В 1475 году умер Кондотьеро Коллони, бывший генерал-капитан Венецианской Республики, и по завещанию оставил значительную часть своего имущества республике при условии, что его конная статуя будет установлена на площади Сан-Марко. В 1479 году Венеция объявила, что она примет наследие, но поскольку установка статуй на площади была запрещена, скульптура будет размещена в открытом пространстве перед Скуолой Сан-Марко.
Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Три подрядчика соревновались за контракт: Верроккьо из Флоренции, Алессандро Леопарди из Венеции и Бартоломео Веллано из Падуи. Верроккьо сделал модель конной статуи из воска, в то время как другие предложили модели из дерева, черной кожи и глины. Все три проекта были представлены перед венецианской комиссией в 1483 году, и контракт получил Верроккьо. После этого он открыл мастерскую в Венеции, где несколько лет трудился над полномасштабной глиняной моделью. Когда статуе осталось обрести бронзовую форму, в 1488 году смерть настигла Андреа, прежде чем он успел осуществить отлив. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Но после значительной задержки подряда венецианское государство поручило процесс отлива Алессандро Леопарди, который также сделал и пьедестал. Статуя была в конечном счете установлена в Венеции, на площади Санти Джованни-де-Паоло, у одноименного собора в 1496 году, где находится и сегодня.
Андреа Верроккьо был похоронен во флорентийской церкви Сант-Амброджио. Но сейчас существует только надгробная плита, потому что его останки потеряны. На данный момент известно о 34 произведениях, выполненных великим творцом и его мастерской.