Сан-Марко, Флоренция: достопримечательности, история, описание, фото и отзывы туристов

Базилика Флоренции Сан-Марко — одна из церквей центра города. Она возвышается на людной площади, доминируя над окружающей местностью. Первоначально храм был частью одноименного доминиканского монастыря, служившего в свое время домом для многих важных представителей духовенства и культуры пятнадцатого века: Козимо иль Веккио, Фра Анджелико, Амброгио Катарино Полити, Фра Бартоломео, Томмазо Каччини и Джироламо Савонарола. С 1869 года в бывшем монастыре находится Национальный музей. Но ни церковь, ни прилегающая обитель Сан-Доменико не являются его частью. Базилика и музейный комплекс соседствуют во Флоренции на площади Сан-Марко (Италия).

Ранняя история

Бывший доминиканский монастырь занимает место, где с XII века находилась обитель валломброзианского ордена, позже отошедшая к монахам-сильвестринцам. Обе группы являются ответвлениями католического ордена Святого Бенедикта. Во времена сильвестринцев церковь Флоренции Сан-Марко использовалась как для монашеских богослужений, так и для приходских функций. В то время этот район назывался Cafaggio, поэтому в ранних документах базилика упоминается как Сан-Марко al Cafaggio. Недавно в ней были обнаружены ниже уровня пола следы фресок, относящиеся к тому начальному периоду.

Передача доминиканскому ордену

В 1418 году сильвестринцы были обвинены в несоблюдении монашеских правил и плохом содержании монастыря. Им пришлось покинуть обитель, однако для этого потребовалось прямое вмешательство Папы Евгения IV и решение Базельского собора, прежде чем, в 1437 году здания были окончательно освобождены и обитель передана общине из монастыря Сан Доменико города Фьезоле. Решающим моментом стало вмешательство Козимо де Медичи, старшего основателя династии, самого влиятельного человека Флоренции, которому весьма благоволил действующий Папа. Медичи ясно дал понять о своем желании, чтобы монастырь приняла доминиканская община. Кроме того, Евгений IV также принадлежал к этому ордену.

Когда сильвестринцы ушли, переместившись в меньший монастырь Сан-Джорджио алла Коста, доминиканские монахи заняли здания Сан-Марко. Монастырь Флоренции, однако, находился в плачевном состоянии. Новые обитатели вынуждены были жить в течение двух лет в сырых каморках или деревянных хижинах.

фрески галереи внутреннего двора

Благотворительность Медичи

В 1437 году богатейший итальянский купец и банкир Медичи Козимо по предложению флорентийского архиепископа Антонио Пьероцци решил начать преобразование всего комплекса, включая обитель и базилику. Во Флоренции собор Сан-Марко и монастырь находились в области наибольшего влияния семьи Медичи, поскольку располагались в центре северного района центральной Флоренции. Этим кварталом, куда входил и семейный дворец (современное название Palazzo Medici Riccardi), и базилика Сан-Лоренцо, Медичи владели безраздельно. В те годы влияние Козимо как главы государства было на самой вершине могущества, а «Великий сезон покровительства Медичи» в качестве «отца народа» и мецената достиг самого пика, особенно в связи с переводом в 1438 году Папского совета во Флоренцию и проведения здесь в 1439 году Вселенского собора. Козимо вложил значительную сумму в реконструкцию монастыря, превысившую 40 000 флоринов, как в его жизнеописании указал Джорджо Вазари.

фреска в одной из монастырских келий

Обновленный монастырь

Архитектурные работы были доверены Микелоццо, возводившему и дворец Медичи. Настенная роспись, создавалась в период 1439-1444 годов монахом доминиканцем Фра Анджелико вместе с его помощниками, среди которых работал живописец флорентийской школы Беноццо Гоццоли. Церковь Флоренции Сан Марко освятил в ночь Эпифании 1443 года кардинал и архиепископ Капуи Никколо д'Аччапаччо при Папе Евгении IV.

Помещения для жизни монахов были готовы к 1442 году, но работы продолжались еще десять лет. Монастырь выполнен с элегантной простотой и функциональностью, присущей раннему Ренессансу. 44 кельи братьев располагались вдоль п-образного коридора на втором этаже. Среди них находилась комната, где время от времени уединялся и Козимо Медичи.

Центр обители занимает внутренний дворик, по периметру окруженный крытой галереей, и одной стороной примыкающий к церкви. Первый этаж объединяет зал капитула, две трапезные, гостевые помещения, библиотеку. Белые оштукатуренные стены помещений, почти всех келий, залов и галереи двора содержат уникальную настенную роспись. Архитектором Микелоццо был также спроектирован сад, устроена водная и дренажная система.

внутренний дворик монастыря

Библиотека

Совершенством по тем временам казалась просторная библиотека первого этажа. Ее пространство двумя изящными колоннадами делилось на три прохода. Множественные окна давали обилие естественного освещения, что облегчало чтение, изучение и копирование рукописей. Здесь хранилась коллекция бесценных книг и свитков из самого крупного частного собрания, принадлежавшего гуманисту Никколо Никколи, который завещал свою библиотеку Козимо Медичи, передавшему, в свою очередь, этот дар монастырю.

помещение бывшей бибилиотеки

Дальнейшая участь монастыря

Во времена правления Наполеона монастырь был впервые экспроприирован, однако вновь возвращен монахам с 1808 года. Согласно королевскому указу 1866 года, комплекс был окончательно отчужден в пользу государства и частично преобразован в музей.

коридор монашеских келий второго этажа и фреска Фра Анжелико

В Сан-Марко во Флоренции с 1979 года была создана библиотека «Арриго Левасти» при покровительстве великого католического ученого. Здесь собраны церковные рукописи, книги и копии редких экземпляров. Это крупнейший в мире музей произведений Фра Анжелико. Здесь находится наибольшее количество фресок и темперной живописи на доске, созданных ним и его учениками. Сюда свезены многие картины Беато Анжелико из других флорентийских музеев и церквей.

До недавнего времени в Сан-Марко Флоренции по-прежнему находилось небольшое сообщество доминиканских монахов, которые занимали западную часть комплекса, прилегающую к более крупной обители. В 2014 году несколько оставшихся братьев присоединились к общине в Санта-Мария-Новелла.

Фра Анджелико. «Благовещение»

Базилика

Мичелоццо произвел восстановление ризницы и апсиды, но остальные реконструкции происходили гораздо позже. Фасад церкви Сан-Марко переделан с 1777 по 1778 год в неоклассическом стиле фра Батистой Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три уровня, фасад украшен пилястрами, двумя нишами со статуями, лепными лентами и фестонами, с единственными вратами, увенчанными окном. Верхний уровень декоративный барельефом и тимпаном с железным крестом. Церковная колокольня была построена в 1512 году по проекту Баччо Аньоло. Трибуна и резной потолок возведены в конце XVII века. Значительная реконструкция производилась в 1678 году архитектором Пиером Франческо Сильвани.

фреска в церкви Сан марко

В плане церкви можно увидеть один неф с многочисленными боковыми часовенками, спроектированными в последней четверти шестнадцатого века. Контрфасад представляет собой лучшие остатки картин четырнадцатого века, в том числе большая работа 1365 года «Распятие», школы Орканьи и «Благовещение» 1375 года. К наиболее древним произведениям искусства, находящимся в базилике, также относится на высоком алтаре распятие 1425-1428 года работы Фра Анджелико.

интерьер лСан Марко

Фресковая роспись

Бывшая обитель и базилика привлекают не столько архитектурой, сколько настенной живописью и картинами известных итальянских мастеров. Несколько лет, начиная с 1976 года, проходила реставрация фресок в кельях и залах монастыря. Очищенные от последующих покрытий, изображения раскрылись яркой палитрой, чистотой изображения и эмоциональной передачей религиозных сюжетов, присущих великому Анжелико. Вся серия монастырских фресок Сан-Марко Флоренции соответствует единой концепции, в которой ощутим стиль этого художника. Однако техника исполнения, по мнению специалистов, говорит об участии еще нескольких живописцев, среди которых, скорее всего, можно назвать Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

фреска в монастырской трапезной

И если монастырь представляет этап живописи только Раннего Возрождения, то в капелле, где дополнения и реконструкции проходили позднее, можно увидеть скульптурные, живописные шедевры и восхитительную лепнину Высокого Возрождения, маньеризма (переходный период к барокко), а также барочного искусства XVII и начала XVIII веков. Здесь гармонично объединились фрески Фра Анжелико с настенной живописью Алессандро Герардини 1717 года и техникой гризайля 1588 года, принадлежащей Алессандро Аллори, представителя маньеризма. Джованни Джамболонья, Джованни Баттиста Нальдини, Санти ди Тито, Бернардино Поцетти, Пассиньяно, Франческо Курради, Алессандро Герардини — это далеко не полный список мастеров, работавших в разное время над украшением храма Сан-Марко. Несмотря на разницу стилей и направлений, примененных в украшении церкви, интерьер базилики Сан-Марко остается гармоничным и создает впечатление единого ансамбля.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.