«Пирамида» Леонова – знаковое произведение в творчестве автора. Эту книгу Леонид Максимович писал с 1940 по 1994 год. Опубликована она была в черновом варианте в год смерти писателя. Получившийся философско-мистический роман состоит из двух томов, события разворачиваются на более чем полутора тысячах страниц печатного текста.
Об авторе
Леонид Леонов – известный советский писатель. Он создал ряд романов, повестей и пьес, был награжден орденами и медалями, номинирован на Нобелевскую премию. Автор начал творческую деятельность уже в 16 лет, публикуя в газете, где редактором работал его отец, очерки, рецензии и стихотворения собственного сочинения. В 20 лет он добровольно вступил в ряды Красной армии, воевал на фронте и при этом успевал писать статьи под псевдонимом Максима Лаптева.
Демобилизовавшись через год, Леонов превратил свой талант в профессиональную деятельность. Его первые рассказы, да и некоторые последующие произведения, были близки по стилю к произведениям Достоевского.
Свои ранние книги Леонид Максимович строил на принципах реализма, но, занявшись «Пирамидой», обратился к символизму и перевел повествование в ирреальный пласт жизни.
История создания
«Пирамида» Леонова создавалась более 40 лет. Часто публикующийся в довоенные годы писатель стал все реже издавать новые произведения, посвящая себя работе над романом. Тем не менее даже за такой большой промежуток времени привести текст в полный порядок перед публикацией автору не удалось. В печать пошла черновая версия, в которой не доработана взаимосвязь сюжетных линий некоторых персонажей, неудачно скомпонован ряд глав, затянуты монологи героев, и даже отсутствует несколько важных эпизодов.
В начало «Пирамиды» Леонов положил историю из собственной биографии. Написанная и поставленная им пьеса «Метель» очень не понравилась руководству, и автор опасался ареста. Этими событиями и начинается сюжет романа.
Далее, создавая книгу, писатель стремился показать научную картину мира в сочетании с теологической, продемонстрировать факторы развития цивилизации и влияние человечества на исторические события. При этом Леонову удалось отразить собственное душевное смятение, мучительные мысли о падении нравственности человечества. Это наглядно подтверждается главами, в которых девушка и ангел путешествуют по инопланетным мирам и практически везде наблюдают гибель цивилизации.
Краткое содержание
«Пирамида» Леонова берет свое начало в 1940 году, автор выступает в роли рассказчика. Он ожидает ареста за написание и постановку опальной пьесы, впоследствии запрещенной властями. Думая, что провожает свои последние дни на воле, Леонид Леонов попадает на окраину Москвы, где забредает на Старо-Федосеевское кладбище. Там он становится свидетелем разговора между юной дочерью священника Дуней Лоскутовой и бесплотным духом, нарисованным на колонне храма.
По воле ли Дуниной силы воображения или по другим причинам, но ангел сходит с рисунка. Превратившись в высокого и нескладного мужчину, он начинает свой путь на Земле. Цель его прихода неизвестна, но живет он практически человеческой жизнью, в частности берет фамилию Дымков и устраивается на работу в цирк.
Юлия Бамбалски
Дымков умел показывать чудеса, за что обрел определенную популярность в цирке. Зрителей настолько впечатляли его представления, что ему даже не аплодировали, пребывая в изумлении. Люди чувствовали, что это не простые фокусы, хотя изначально Дымков поступил в труппу, чтобы избежать возможных сложностей из-за своей необычности.
Тем временем события разворачивались и внутри цирка. Дымков познакомился с дочерью главного артиста труппы, Юлией. Это была привлекательная, даже роковая женщина, мечтавшая сделать карьеру актрисы, но не имеющая такой возможности из-за абсолютного отсутствия таланта. Юлия решилась соблазнить ангела на дела, выгодные для нее, а тот не мог ей отказать. В частности, актриса захотела иметь собственный дворец, наполненный точными копиями всех возможных произведений искусства. Дымков исполнил желание и сделал так, чтобы возведенное здание могли видеть лишь «посвященные».
Профессор Шатаницкий
Тем временем молва о чудесах дошла до ушей воинствующего атеиста профессора Шатаницкого. Он решил проучить все небесные силы и не пустить ангела обратно, более того, заставить его потерять всю святость. Автор рисует этого героя как посланника самого дьявола, и между двумя силами разгорается борьба за человеческие души.
Профессор искушает персонажей, пытается оказывать влияние на Юлию, отца Дуни и даже самого Сталина. Возжелавшей ангела девушке он внушает, что люди из круга дьявола куда интереснее. Они волевые и целеустремленные и даже более красивые и мускулистые, по мнению Шатаницкого. После слов профессора Юлия понимает, что ее влечет и темная сторона.
Бывший священник устраивает Шатаницкому проверку, предлагая ему назвать имя Бога. Но профессор не может этого сделать, и отец Матвей убеждается, что перед ним бесовский приспешник, если не сам дьявол. Но вскоре автор знакомит читателя с убеждениями Лоскутова, и они оказываются далеки от представлений христиан. Герой считает, что Бог совершил ошибку, создав человека таким, какой он есть. Расплатиться за нее Ему пришлось, умерев на кресте. Поэтому Иисус был казнен не за грехи людей, а за свой собственный.
Сталина совращало множество людей, подобных Шатаницкому. Если верить «Пирамиде» Леонова, именно это привело к огромному количеству бессмысленных и жестоких убийств.
Сталин
Но искушения грозят не только простым людям. В философско-мистическом романе Леонида Леонова они предстоят и ангелу. Молва о работнике цирка, совершающем настоящие чудеса, дошла до Кремля, и не осталась незамеченной Сталиным. Правитель пригласил к себе Дымкова и рассказал ему о своих убеждениях. Оказалось, что его мысли во многом сходятся с мнением Лоскутова. Сталин считал человечество настолько несовершенным, что предрекал ему скорое вырождение. Более того, он собирался приблизить этот момент и на костях старого населения построить новое, более совершенное.
Дымков не поддался соблазну устроить бунт против Бога, но ему пришлось бежать не только из Москвы, но и вообще с планеты. И несмотря на устроенную западню, это ему удалось.
Книга в книге
Есть в сюжете «Пирамиды» Леонова и другая линия, главный герой которой - Вадим Лоскутов, брат Дуни. Он убежденный коммунист и сторонник социалистического проекта в России. Все силы он отдает работе над сочинением о строительстве древнеегипетским фараоном пирамиды, которая и тогда, и сейчас неявно символизирует неравенство разных слоев населения. Более того, труд древних рабов, занятых возведением культурного памятника, соотносится с нелегкой работой современных строителей социализма.
Одна из целей Вадима – завуалировано предупредить Сталина о том, что его культ будет развенчан. Писатель уважает правителя, но одновременно осуждает его за свойственное фараонам стремление приравняться к Богу на земле. В любом случае итог печален. Молодой коммунист, как и социалистическая утопия, обречен и погибает в лагере.
Аллюзии
В романе «Пирамида» изображена борьба добра и зла, противостояние Дымкова как посланника Бога, и Шатаницкого как воплощения дьявола. Характеры других героев также имеют прототипы. Так, Сталин будто сошел со страниц притчи Достоевского «Великий инквизитор», а образ Дуни восходит к возлюбленной итальянского поэта Алигьери Беатриче.
Даже некоторые местности, на которых разворачиваются события «Пирамиды» Леонова, имеют схожесть с реально существующими объектами. Например, по описанию Старо-Федосеевское кладбище, где происходила встреча Дуни с Дымковым, похоже на Преображенское.
Отзывы читателей
Безусловно интересный и сильный роман многие не смогли прочесть из-за сильного разбавления событий пространными философскими диалогами и отступлениями. В отзывах на «Пирамиду» Леонова часто говорится, что произведение сильно растянуто, и его можно было бы без ущерба сократить на две трети. Некоторые читатели считают, что книга получила популярность только на том основании, что была напечатана в год смерти автора.
В то же время, люди, прочитавшие произведение полностью, ставят ему высокие оценки за остроту сюжета, обсуждение важных вопросов и тем. После ознакомления с полной версией романа приходит понимание его сути, читателю открывается задумка, и он, наконец, может прочувствовать всю эмоциональность и интеллектуальность произведения.
Реакция критиков
В год публикации «Пирамида» Леонова практически не обсуждалась критиками, но впоследствии стала представлять интерес для литературного мира. Захар Прилепин увидел в книге усилия зла по очернению добра, которые приводят к успеху из-за наивности и добродушия ангела. Темные силы показывают всю низость человеческой природы, губящей саму себя и даже Божьих посланников.
Ряд критиков видит большое сходство с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Произведения начинаются приблизительно в одно время, но более примечательно то, что рассказ ведется о персонажах иного мира, за что в свое время оба романа подвергались обвинениям в воспевании сатанизма.
Также по сей день идут споры о названии произведения. Часть литературоведов считает, что уместнее было бы назвать роман «Вавилонской башней», приближая историю к библейской. Но есть сторонники мнения, что название имеет более широкое значение. Это не только отсылка к гробницам древних народов, но и напоминание о том, что внутри этих культовых сооружений происходят таинственные вещи – меняются свойства веществ и само пространство. Таким образом, «Пирамида» - это как бы отсылка к сверхъестественным явлениям, происходящим в реальном мире.
Споры о произведении ведутся и сейчас. В последнее время критики заинтересовались раскрытием проблематики христианской нравственности в творчестве Леонова.