Подводные лодки принято считать секретными кораблями, и, наверное, не только потому, что их жизнь окутана тайной. Иногда это касается и их гибели.
Ведь море практически никогда не оставляет ни свидетелей, ни следов...
Подводная лодка Курск была собрана в 1994 году на северодвинском машиностроительном заводе и сразу же направлена в распоряжение седьмой дивизии доблестного Северного флота.
Командиром корабля был назначен капитан первого ранга Лячин, опытный подводник.
Специалисты были уверены, что Курск - подводная лодка новейшего поколения, абсолютно надежна и имеет огромный запас живучести.
Атомная субмарина благополучно участвовала во многих учебных операциях, а во время воздушных ударов против Югославии из глубины моря скрытно контролировала американские авианосцы.
За свой один только средиземноморский поход подводная лодка Курск отработала пять условных атак по вполне реальным целям, за что к наградам были представлены 72 члена экипажа. Ее прозвали «убийцей авианосцев»: она исчезала и столь же внезапно появлялась, вызывая панику и нанося удар по «американскому самолюбию».
В августе 2000 года субмарина находилась в Баренцевом море. Шел последний день военных учений. 12-ого числа подводная лодка Курск с бортовым номером К 141 пошла на свое заключительное боевое задание.
И не вернулась...
Официальная версия, которая прозвучала достаточно сухо, гласит, что субмарина погибла в результате самопроизвольного взрыва.
Погиб весь экипаж, 118 человек...
Вся страна со слезами на глазах несколько дней следила за судьбой подлодки. Надежда, хоть и очень маленькая, не покидала людей до самой последней секунды...
Что же произошло, почему надежная и непотопляемая подводная лодка Курск, на которой в момент катастрофы было больше двух десятков крылатых ракет, столь печально и в то же время загадочно закончила свой путь на дне Баренцева моря?
Государственная комиссия опубликовала свое заключение: подводная лодка Курск, гибель которой наступила 12 августа в 11.28, взорвалась в результате утечки водорода – топливного компонента торпеды. В результате возникшего буквально сразу же пожара началась детонация. Прозвучал второй, более сильный взрыв, который разрушил несколько отсеков.
Однако некоторые подводники считают, что причиной второго взрыва стало резкое столкновение с грунтом дна субмарины, идущей на скорости трех узлов, с полностью заполненным водой первым отсеком, на глубине более ста метров.
Но есть и другие версии: сразу несколько адмиралов Северного флота уверены, что подводная лодка Курск была торпедирована одним из двух американских кораблей, находящихся поблизости и следящих за показательными выстрелами новейшей торпеды «Шквал», производимых с борта К 141.
Были и другие версии, такие как столкновение с миной, подводным объектом, предположительно другой лодкой, попадание в Курск баллистической ракеты и т.д. Но все они были отвергнуты после оглашения официальной версии.
С 13-ого августа начались спасательные работы, но из-за большой глубины, плохой видимости и сильной скорости течения они оказались безуспешными. И сегодня неизвестно, могли ли спасти экипаж, если бы удача оказалась на стороне подлодки и спасатели смогли бы спуститься на дно.
В октябре 2001-ого она, правда, без первого отсека, с помощью норвежцев была поднята из воды. Подробное изучение уже в сухом доке, а также данные самописцев дали возможность подробно восстановить хронику последних трагических часов существования Курска.
Официальная версия была полностью подтверждена.
И пусть сегодня многие утверждают, что находящиеся на борту атомных подлодок торпеды сами по себе не взрываются, что выводы комиссии не совсем правильны, жизни 118 подводников уже не вернуть...
А тайна погибшего Курска навсегда останется похоронена на дне холодного и сурового Баренцева моря.