Групповой конфликт: понятие, суть вопроса, кто виноват и что делать

Групповой конфликт – это противостояние между группами людей с разными системами ценностей и интересами. В любом обществе есть группы, которые враждебно настроены друг к другу. Это вполне нормально. Но для того чтобы люди могли нормально общаться друг с другом, нужно уметь находить компромиссы. Как это сделать? Читайте ниже.

Определение

кто виноват

Групповой конфликт – это противостояние сторон с разными интересами, стремлениями и целями. Субъектами конфликта являются участники двух или более групп. Людям свойственно сплачиваться, чтобы отстаивать свои интересы и системы ценностей. Единомышленники помогают понять, что есть в этом мире люди, которые разделяют и поддерживают систему ценностей индивида. Что же является объектом конфликта? Споры между группами бывают разные. Люди отстаивают свои интересы, идейные ценности и личные блага. Группы борются за статус, власть и ресурсы. Такая борьба происходила между людьми испокон веков.

А что такое конфликт? Это противостояние двух групп. Конфликт – это несостыковка интересов, которая приводит к серьезным разногласиям между людьми. Чаще всего такое противодействие сопровождается сильным эмоциональным подъемом. И как правило, эмоции весьма негативные.

Виды

Конфликты бывают разные. Выделить можно три основных вида:

  1. Открытые. Люди не скрывают свои эмоции и чувства от других. Они открыто заявляют о своих правах и желаниях. Коллективный разум помогает почувствовать каждому индивиду свою значимость. Группа единомышленников может дольше противостоять другой группе. Один индивид неспособен вести долгую борьбу без моральной поддержки. Подобные конфликты решаются быстро, так как они слишком явные и игнорировать их невозможно.
  2. Скрытые. Группа людей не всегда будет заявлять о своих требованиях открыто. Часто люди пытаются вуалировать свои требования, чтобы они звучали более цензурно и тактично. Такие конфликты часто можно заметить на предприятии. Недовольные работники боятся сразу заявить о своем недовольстве. Они будут скрывать свои истинные намерения под разными предлогами. Скрытый конфликт невозможно устранить быстро, если сразу не выявить его причину.
  3. Потенциальные. Групповой конфликт, который на данный момент не слишком серьезен, может зреть годами. И вспыхнет он тогда, когда обстоятельства будут способствовать укреплению позиции группы.

Способы решения

кто виноват и что делать

Как устранить конфликт? Есть два способа решений, которые помогают урегулировать проблемы.

  1. Антагонистический. Групповой конфликт в этом случае будет решаться до тех пор, пока какая-то группа не победит. Такой способ считается очень жестким. Противодействующие стороны будут применять любые методы для того, чтобы одержать победу над противником. В этом случае поговорка «цель оправдывает средства» подходит идеально. Пораженная группа будет испытывать неприязнь к победителю и незамедлительно постарается взять реванш.
  2. Компромиссный. Развитие конфликта произойдет без каких-либо последствий. Группы людей найдут решение проблемы, которое удовлетворит обе противоборствующие стороны. Этот способ устранения проблем самый разумный, так как отношения между людьми не портятся, ведь обе противоборствующие группы достигают частичного удовлетворения своих требований.

Функции

Конфликты являются неотъемлемой частью любых отношений. Поэтому не стоит удивляться, что у них есть как позитивные, так и негативные функции.

  • Сплочение единомышленников. Коллективный разум помогает быстро добиваться поставленных целей. Люди сближаются и хорошо функционируют как группа. Объединенные общими интересами, они могут создавать что-то новое, находить интересные решения проблем и быстро достигать своих целей.
  • Разрядка напряжения. Любое недоразумение ведет к напряженной атмосфере в группе. Люди не могут думать трезво, так как их нервная система находится в напряжении. Удачное разрешение конфликта помогает человеку выплеснуть свои эмоции и почувствовать себя лучше.
  • Эмоциональные затраты. Люди, которые с кем-то конфликтуют, травмируют свою нервную систему. Они не могут сосредоточиться ни на чем другом, кроме своих проблем. И до тех пор, пока конфликт будет не разрешен, они будут находиться в подвешенном состоянии.

Этапы

Каждый конфликт проходит несколько этапов развития с начала возникновения до удачного разрешения.

  • Возникновение проблемы. На первом этапе выявляется суть вопроса, и группа людей старается добиться своих целей адекватными методами. Ведутся переговоры, выявляются мнения сторон, и появляются противники.
  • Открытый конфликт. Если на первой стадии не удается прийти к общему мнению, то наступает холодная или же открытая война. Группы дискутируют на повышенных тонах, раздражаются и пытаются всеми возможными способами добиться желаемого.
  • Налаживание отношений. После разрешения конфликта не всегда получается быстро наладить отношения членам разных групп. Если победу одержала какая-то конкретная группа, то оппоненты могут затаить обиду, которая станет поводом для нового конфликта. Поэтому, решая любой спорный вопрос, нужно находить компромисс.

Причины

развитие конфликта

Источники конфликтов в любой группе одни и те же. Люди хотят добиться своих целей, поэтому объединяются. Что чаще всего становится причиной конфликта?

  • Социальное неравенство. Так уж повелось, что всегда одни люди находятся в привилегированном положении. Такие персоны умны, образованны и обеспечены. Они не хотят впускать в свой круг персон с меньшим достатком. Такое положение вещей не устраивает угнетенных. Они хотят лучшей жизни и повышения своего статуса.
  • Недопонимание. Каждый человек волен интерпретировать события в силу своего развития, интеллекта и морали. Смотреть одинаково на одну и ту же проблему никогда не получается. Поэтому возникают конфликты, которые разделяют общество на несколько частей.
  • Борьба за власть. Какая бы хорошая ни была власть, всегда найдутся недовольные. Кто виноват и что делать в такой ситуации, каждый решает сам. Чаще всего люди делятся на группы. Одни поддерживают текущий порядок вещей, а другие хотят сменить управление, считая, что при смене власти жить будет лучше.
  • Разница поколений. Люди младшего поколения – либералы, а старшие члены общества чаще всего являются консерваторами. Разница во взглядах и интересах часто вызывает конфликты.

Этапы разрешения конфликта

коллективный разум

Чтобы удачно решить спорный вопрос, нужно разложить проблему по полочкам и затем устранить ее.

  • Диагностика. На этом этапе группы вырабатывают свои требования, выбирают стратегию, которой они будут следовать, чтобы добиться выигрыша у противоборствующей стороны.
  • Обсуждение. Коллективные переговоры между двумя противостоящими группами помогают понять мнение оппонентов лучше. Группы выдвигают свои требования и вводят оппонентов в курс дела. После выяснения всех обстоятельств можно принимать какое-то решение.
  • Разрешение конфликта. Кто виноват и что делать, решается на первых двух этапах возникновения спорной ситуации. Третий этап – это нахождение компромисса или же полная победа одной из противостоящих сторон.

Регулировка конфликта

коллективные переговоры

Наука конфликтология решает все вопросы, связанные со спорными ситуациями, возникающими в различных коллективах. Чтобы решить любую проблему, нужно желание идти на контакт. Для этой цели у каждой из групп есть свой лидер. Ответственное лицо выражает интересы своих собратьев по разуму. Если все члены группы будут участвовать в решении конфликта, получится базар. Поэтому проблему урегулируют два человека или небольшая группа представителей каждого коллектива. Регулировка идет посредством дискуссии. Противостоящие друг другу стороны высказывают свое мнение относительно решения конфликта. В итоге спорная ситуация разрешается по одному из двух сценариев:

  • выявляется явный победитель;
  • находится компромисс.

Отрицательные воздействия конфликта

что делать

Их не так много, но они весьма существенны:

  • Разрушение дружеских отношений. Если члены двух противостоящих друг другу групп были друзьями, то дальнейшее развитие подобных отношения под большим вопросом. Соратники будут стараться разладить связь своих сторонников и всеми силами будут доказывать, что нет надобности поддерживать старые связи.
  • Любой конфликт препятствует нормальному ходу вещей. Если в компании есть разлад между сотрудниками, то нормальное функционирование предприятия будет стоять под вопросом. Вместо того чтобы выполнять свои обязанности, люди будут заниматься выяснением отношений.
  • Потеря репутации. Мало кто из людей умеет контролировать свои слова и нести ответственность за каждую произнесенную фразу. Часто люди бросают слова на ветер, не задумываясь о последствиях. Публичные заявления, произнесенные со рвением, могут аукнуться любому из членов группы. Люди могут сказать что-то сгоряча, и им придется потратить немало сил и времени на восстановление своей репутации.

Положительное воздействие конфликта

Конфликт между людьми не стоит воспринимать как трагедию. Человеческие недопонимания – это норма. Ведь не зря же наши предки придумали выражение, что в споре рождается истина. Какие есть положительные стороны у конфликта?

  • Любая спорная ситуация помогает группе людей, а также каждому индивиду лучше понять себя. Человек пересматривает систему ценностей и удостоверяется в том, что он думает правильно. Никогда не стыдно признать свои ошибки. Стыдно идти не по тому пути, который личность считает правильным.
  • Любая проблема способна сплотить коллектив. У людей есть возможность посмотреть на своих союзников и понять, какое общество их окружает. Часто в процессе возникновения спорных ситуаций завязываются дружеские связи, которые после устранения конфликта продолжают поддерживаться многие годы.
  • Каждый человек начинает правильно расставлять личные приоритеты. Суть вопроса любой спорной ситуации вполне ясна. Группа борется за отстаивание своих интересов. И каждый индивид может понять, что решаемый вопрос жизненно важен именно для него. Расстановка приоритетов помогает человеку расти и не сбиваться с правильно выбранного курса жизни.

Советы

наука конфликтология

Хотите быстро урегулировать конфликт? Тогда следуйте таким советам:

  • Группы, которые конфликтуют, нужно заставить совместно заниматься общественно полезной деятельностью. Труд сближает людей. Совместное занятие полезной деятельностью заставляет членов враждующих групп взглянуть с другого ракурса на своих противников. Появившаяся симпатия поможет снять напряжение и свести его на нет.
  • Если не удается быстро решить спорный вопрос, следует подменить систему ценностей. Пусть то, что казалось приоритетным, уйдет на второй план. Главное - заставить людей поверить, что суть конфликта неважна, и совсем необязательно сейчас находить победителя и проигравшего.
  • Члены групп должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими людьми. Человек, который общается с независимыми персонами, которые не принимают участия в разрешении сложной ситуации, может получить дельный совет или пересмотреть свои взгляды на некоторые вещи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.