Театральные находки: спектакль "Кентервильское привидение"

С 2017 года на афише санкт-петербургского Театра юных зрителей появился спектакль "Кентервильское привидение". Несомненно, его нужно посмотреть, тем более, что предназначен он для зрителей от двенадцати лет. Следует еще затем, чтобы вспомнить замечательную сказку ирландского писателя-фантаста Оскара Уайльда, а кому-то и познакомиться с нею.

Для тех, кто с детства помнит советский мультик с таким же названием, эта встреча станет возможностью сопоставить не только литературное произведение и его сценическое воплощение, но и мультипликационную версию. И не столько для того, чтобы оценить их, сколько для того, чтобы заглянуть в себя: какие чувства я испытал и как они отличаются? Какие мысли рождались в моей голове под воздействием увиденного или прочитанного, была ли разница в восприятии, а главное, какие выводы и открытия про себя и про свою жизнь я сделал и сделал ли вообще? Какова роль в спектакле "Кентервильское привидение" ТЮЗа?

Афиша ТЮЗа

От сказки...

Говорить о "высоком", не будучи уверенным, что те, с кем ты беседуешь, читали то, о чем пойдет речь, кажется мне бессмысленным. Потому начнем с сюжета.

По сказке О. Уайльда американский мэр, переселившийся в Англию, избрал местом проживания для своей семьи купленный у лорда Кентервиля средневековый замок. Лорд, будучи честным и порядочным человеком, предупредил, что в замке живет страшное привидение, которое свело в могилу или сумасшедший дом не одного человека. Однако это не стало для американца препятствием к заключению сделки. Так в старинном родовом замке Кентервилей поселилась большая семья Хайрам Б. Отиса.

Семья мистера Отиса состояла из его жены, старшего сына Вашингтона, пятнадцатилетней дочери Вирджинии, двух близнецов, воспитанников Итона. А в замке к их компании присоединилась старая экономка миссис Амни и приехавший погостить юный герцог Чеширский.

При первом знакомстве с замком новыми хозяевами в столовой было обнаружено кровавое пятно, которое уже давно стало достопримечательностью для туристов и любопытствующих граждан. Многократные попытки Вашингтона уничтожить пятно приводили лишь к временному успеху - на утро пятно появлялось вновь. И вот, что странно! Каждый раз оно было разного цвета. Даже зеленого и желтого.

Призрак Симона Кентервиля, убившего в XVI веке на этом месте свою жену и заморенного голодом ее братьями, в конце XIX века, когда разворачивались события сказки, все еще бродил неприкаянно по своему бывшему жилищу. По долгу службы порядочного привидения он по ночам пугал обитателей замка. Но с этой семьей у старого Симона что-то не заладилось: кто-то не верил в призраков вообще, кто-то относился к нему не с должным уважением и страхом, а кто-то и вовсе издевался, как мог, отчего призрак сильно страдал. Попытка найти союзника в странном призраке с тыквенной головою, разумеется, к успеху не привела, но добавила Симону тяжких переживаний. Из всей семьи Отисов старого призрака жалела только добрая Вирджиния. Именно она смогла противостоять злым чарам и помочь сэру Симону уйти на покой.

К спектаклю...

Теперь можно поговорить и о тюзовской трактовке сказки Уайльда. Решение режиссера уйти от классического решения постановки вполне закономерно: условность и использование символов дает больше возможностей для воображения и размышлений зрителя, не диктует ему чужие мысли. Правда, до сих пор не найти и крупицу понимания, почему замок Кентервилей стал вдруг местом паломничества туристов, причем по ощущениям - не со слишком здоровой психикой. И почему вдруг чопорная и страшащаяся привидения домоправительница - опрятная старушка в черном шелковом платье, белом чепце и переднике - стала экзальтированной и не вполне нормальной психически дамой "без возраста", помешанной на материальной выгоде от экскурсий по усадьбе.

Домоправительница замка

Не были восприняты, по отзывам детей, что-то вроде наполненных мешков вместо пони, на которых прыгали юный герцог и Вирджиния, не слишком понятные танцы и не очень чистое и привлекательное певческое мастерство актеров. Слишком много неоправданной суеты и шума, а события на сцене больше напоминают психлечебницу. И почему замок - шкаф?

Все эти вопросы, увы, так и остались неразрешенными. Но будем считать это каплей дегтя... или особенностями восприятия, если хотите - уровнем подготовленности зрителя.

А играет-то кто?

Премьера спектакля прошла в Театре юных зрителей в январе 2017 года. В газетах о спектакле "Кентервильское привидение" ТЮЗа отзывы очень восторженные. Мюзикл Виктора Крамера блистал звездой рок-оперы советской эпохи Альбертом Асадуллиным, исполнившим роль мистера Симона.

Привидение - Альберта Асадуллин

В спектакле занято много молодых актеров. Особо тщательно отбирались в спектакль "Кентервильское привидение" претенденты на детские роли: было отсмотрено более 150 юных дарований. Жаль только, что далеко не каждый раз появляется возможность побывать на спектакле, в котором будут заняты такие удивительные и яркие исполнители, как А. Асадуллин, М. Соснякова, Н. Остриков и др.

Музыка, тексты песен, а также танцевальные номера писались специально под эту версию спектакля "Кентервильское привидение" ТЮЗа Санкт-Петербурга.

И прочие размышления...

В любом спектакле главное то, как режиссерские решения и находки помогают раскрыть наиболее полно и доходчиво смысл, мораль, нравственные уроки произведения, как автор сможет побудить зрителя мыслить, сочувствовать, сопереживать, делать выводы.

Исполнитель главной роли на премьерном показе спектакля "Кентервильское привидение" народный артист Татарстана, заслуженный артист РСФСР А. Асадуллин четко определил смысловую составляющую действия:

Эта история о милосердии. Эта история о том, что высокие чистые чувства — любовь, и вера милосердие — могут творить чудеса.

Не менее важно, по мнению самих тюзовцев, и то, как наше прошлое влияет на наше будущее. Как соотносятся с нашим успешным и счастливым бытием и устремлениями призраки наших ошибок, неудач, безнравственных поступков. И тогда сравнение режиссера замка-жизни, где живут привидения, с жизнью каждого из нас уже не покажется бредовым.

Давайте попробуем освободить призраков прошлого, которые мучаются без нашего прощения, покаяния и мучают нас. Отпустим их. Это одно из важнейших условий, которое позволит творить нашу сегодняшнюю и будущую жизнь уверенно и свободно.

И всегда в ней, как окажется, на найдется место психически нестабильным людям в окружении, да и сама наша жизнь будет не просто ограничена стенками шкафа, но и вполне может походить на сумасшедший дом или фильм ужасов:

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.