Процесс воспитания детей в раннем периоде детства отличается тем, что насыщен наглядными методами, т.к. дети легко воспринимают и запоминают то, что видят и слышат. Наглядно-действенный тип мышления детей позволяет взрослым широко использовать пример, как метод воспитания, показывая и демонстрируя малышам правильные способы взаимодействия друг с другом или манипуляции с игрушками.
В процессе формирования положительных привычек у детей раннего возраста, методы педагогики должны сочетаться между собой, воздействуя на три сферы формирующейся личности: сознание, эмоции и деятельность. Поэтому при формировании у детей гигиенических навыков, прежде всего, педагог дает информацию (или инструкцию), как это делается, затем закрепляет знание с помощью кукол и с использованием личного примера, чем вызывает интерес и любопытство ребенка. Затем педагог тренирует навык у малыша с помощью систематического его повторения в режиме дня.
Важна и последовательность, в которой методы педагогики используются на практике. Так, при обучении детей самостоятельно мыть руки взрослый показывает всю процедуру на кукле, закатывая рукавчики одежды, намыливая ей руки мылом до образования «белых перчаток» из пены и смывая далее их теплой водой из-под крана. В домашних условиях взрослые показывают, как вытирать руки личным полотенцем, а в детском саду – разовой салфеткой. Под контролем педагога малыш самостоятельно открывает кран, регулирует напор воды и температуру, намыливает и смывает руки под водой, выключает кран. После того, как инструкция усвоена, педагог может использовать стихи о воде, которые эмоционально декларирует, пока ребенок умывается: «Водичка, водичка, умой мое личико…». В течение дня взрослый напоминает ребенку, что руки необходимо мыть после прогулки, после посещения туалета, перед едой. Контроль выполнения инструкции и всего действия в целом осуществляется до тех пор, пока малыш не начинает использовать этот навык самостоятельно, без напоминания взрослого.
Методы педагогики раннего возраста имеют свои признаки, которые позволяют их отличать от других практических действий педагога и воспитанника:
1) Они бинарные, т.е. имеют две стороны, участвующие во взаимодействии: педагог стимулирует и контролирует деятельность ребенка, а воспитанник усваивает опыт, который ему передает взрослый.
2) Экономичные способы усвоения опыта, т.к. дают возможность быстро и продуктивно формировать новый навык.
3) Развивающие способы, т.к. стимулируют и регулируют воспитательный процесс в соответствии с возрастом ребенка, дают возможность эффективного прироста умений, навыков и привычек.
Для того чтобы определить, насколько эффективно идет процесс развития ребенка, педагоги используют метод исследования. Это чаще всего наблюдение, которое осуществляется с опорой на таблицы, в них указаны нормы развития детей: их речевой, игровой или физической деятельности. Эксперимент, как разновидность наблюдения, применяется, когда у детей уже появляется осознанная деятельность: умение собрать пирамидку, найти соответствующие отверстие для геометрической фигуры, сложить разрезную картинку. Подобная педагогическая ситуация создается преднамеренно исследователем для того, чтобы у ребенка закреплялись усвоенные навыки. Дополнительно выясняется потребность в формировании новых умений, которые по возрасту должны присутствовать в деятельности ребенка.
Методы педагогики раннего возраста – это те основные способы взаимодействия ребенка и воспитателя, которые являются основой для будущего развития. С их помощью формируются навыки, привычки, личностные качества, закрепляются черты характера ребенка.