Монопольными принято называть предприятия, которые занимают на рынке определенного товара доминирующее положение. Это позволяет ему извлекать выгоды, не допуская на рынок других производителей, и диктовать условия потребителям.
Естественная монополия занимает на рынке специфическое положение в силу особенностей ее производства. Это может быть необходимость использования очень дорогого оборудования, единоличное владение природными ресурсами, исключительными технологиями или предельными мощностями. Доминирующим положение предприятия называется, если оно занимает 65% рынка товара.
Как правило, естественная монополия – это особо крупное предприятие с развитой инфраструктурой, создавать которое повторно очень сложно и экономически невыгодно. К примеру, железные дороги, тепло- и электросети и т.д. Большинство монополий как раз и являются предприятиями общественного пользования, без которых невозможно функционирование хозяйства в масштабах всей страны. Для таких предприятий характерен высокий порог, который необходимо преодолеть для вхождения в отрасль.
В России сложилась ситуация, при которой существование на ее рынке монополий мешает развитию полноценной конкуренции, что приводит к сокращению возможностей экспорта. В период СССР при командной системе ведения народного хозяйства вся экономика представляла собой то, что сейчас определяется термином «естественная монополия». Тогда не существовало конкуренции в принципе, действовало всеобъемлющее директивное планирование. Госплан, Госкомцен и Госснаб устанавливали все параметры деятельности предприятий страны.
Естественная монополия также рассматривается как особый тип структуры рынка товаров, при которой барьеры для вхождения в него других субъектов подняты так, что практически непреодолимы.
Отличительной чертой социалистических монополий являлось то, что они насаждались «сверху», в то время как в капиталистическом мире они начинали формироваться «снизу» и сопровождались конкурентной борьбой (в них прорывались предприятия-лидеры с передовыми технологиями и мощной технической базой).
Наследие соцэпохи во многом предопределило дальнейшее развитие экономических отношений в стране. Антимонопольное законодательство в РФ разрабатывалось в условиях существования сильных доминирующих предприятий и только зарождавшихся рыночных отношений. Сегодня оно далеко не совершенно и нуждается в доработке на основе обобщения правоприменительной практики.
Естественные монополии в России имеют крепкие позиции. Для реализации направленной на поддержку рыночных структур и предпринимательства политики был создан Госкомитет по антимонопольной политике. В 1999 г. на его основе создали МАП –Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако уровень развития конкуренции в России до сих пор не является достаточным. Причины этого в том, что приватизация не привела к появлению эффективных собственников, реструктуризация предприятий не была использована должным образом, а малый бизнес до сих пор не развит на достаточном уровне.
Естественная монополия не должна становиться помехой для развития других перспективных форм хозяйствования (прежде всего – среднего и малого бизнеса). Поэтому специалисты полагают, что в России сегодня необходимо наладить более жесткий антимонопольный контроль над проведением торгов, аукционов, конкурсов на поставки для госнужд; принять меры против попыток региональных властей препятствовать перемещению капиталов и товаров по стране; с помощью госрегулирования расширять возможности конкуренции; согласовать законодательство всех стран СНГ по вопросу антимонопольного регулирования.