Не для кого ни секрет, что там, где есть спрос, всегда присутствует предложение. Если компаний, готовых удовлетворить нужды потребителей, больше, чем одна, то это свидетельствует о присутствии на рынке такого понятия, как конкуренция. С ее помощью удерживаются цены, качество и количество товара. Если же фирма или организация, предлагающая населению тот или иной вид продуктов или услуг, существует в единственном экземпляре, то вероятно появление так называемой монополии (в переводе с греческого означает «один продавец»).
Положительные и отрицательные стороны присутствия на рынке компании-доминанта
С одной стороны, наличие такого явления благотворно влияет на развитие достижений науки и техники, позволяет внедрять новейшие технологии, вливать средства в подготовку квалифицированных рабочих кадров и т.д. С другой стороны, монополизация того или иного сектора экономики имеет ряд отрицательных моментов. Так, первым и наиболее важным является подавление движущей силы развития рыночного прогресса — конкуренции.
Второй фактор плавно вытекает из предыдущего. Отсутствие конкуренции позволяет устанавливать цены, которые будут приемлемы в первую очередь для предприятия. То есть существует вероятность увеличения стоимости товара при уменьшении объема его выпуска. Фирмы-монополии способны искусственно замедлять процесс развития новых технологий, а также разорять природные ресурсы и загрязнять окружающую среду.
Любая попытка среднего или малого бизнеса аналогичного характера раскрутиться и выйти на рынок искореняется. Как в таком случае бороться с монополиями? Каким образом можно поддерживать развитие конкуренции и не допустить возможности появления единолично руководящих на рынке фирм? Для предупреждения всех отрицательных последствий, связанных с монополизацией экономики, во многих странах мира, в том числе и в России, существует антимонопольное законодательство. Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой данная сфера права, откуда она появилась и каково ее развитие.
История зарождения
Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность различных мероприятий, действие которых направлено на предупреждение, а также ограничение формирования и развития монополий. Комплекс этих актов зародился в США. Истоком их появления служит так называемый акт Шермана (Sherman’s act), или «антитрестовский» закон, подписанный в Америке в 1890 году. Данный документ провозглашал неправомочной и уголовно наказуемой любую попытку создания монополии. Кроме того, этот акт вводил ограничения на создание союзов (трестов), преследующих цель сокращения конкуренции. Данный закон стал первым кирпичиком в фундаменте прочной системы под названием «Антимонопольное законодательство».
Ответственность за принятие решений по поводу тех или иных нарушений акта возлагалась на правительство. То есть специальной службы, контролирующей выполнение пунктов документа, в то время не было. Стоит отметить, что также отсутствовала система, предусматривающая профилактику несоблюдения параграфов договора. Постепенно развитие антимонопольного законодательства набирало обороты.
Новые дополнения и пояснения
Все неточности, имевшие место в акте Шермана, были исправлены в 1914 году, когда в силу вступили закон Клейтона и закон торговой комиссии Федерации Штатов. В них более четко и понятно были прописаны основные определения, меры борьбы и ответственность за нарушение условий. Эти документы легли в основу антитрестовской политики США.
Следом за Америкой меры, позволяющие усилить конкуренцию, приняли и другие государства. В 1948 году в Великобритании был провозглашен закон о монополиях. Затем, в 1963 году, антитрестовский акт был подписан во Франции. Через год — в Италии. Восточная Европа присоединилась к борьбе с монополиями в 80-х годах прошлого века. Среди стран, поддержавших процесс искоренения трестовских союзов, была и Россия.
Примечательно, что каждая страна имеет свои приоритетные направления развития экономики, которые поддерживает этот закон: антимонопольное законодательство как Соединенных Штатов Америки, так и Европы хоть и произошло от одного документа, но защищает интересы различных сфер.
Американская модель направлена на противодействие появлению трестов как самостоятельной единицы. Для европейской политики характерен регулятивный механизм, который позволяет бороться с отрицательными явлениями в появляющихся монополиях.
Искусственно созданные доминантные организации и попытки борьбы с ними
Примечательно, что в России монополии стали появляться с благословения и по приказу правящей верхушки. Государство самостоятельно создавало союзы и тресты, но только в тех отраслях экономики, развитие которых имело приоритетное значение для роста благосостояния всей страны в целом. К ним относятся следующие: транспорт, нефтяная и угольная промышленности, металлургия и т.д. Однако постепенно созданные искусственно тресты стали притеснять другие предприятия и диктовать правительству собственные условия. Именно поэтому государственные органы власти решили внедрить в экономику антимонопольное законодательство. Это произошло в 1908 году. За основу был взят уже известный акт Шермана. Однако первая попытка создания антимонопольной политики провалилась. Этому немало поспособствовали созданные ассоциации предпринимателей. Вскоре государственные органы были заняты более существенными проблемами: Первая мировая война и Октябрьская революция поставили под угрозу существование всей страны.
Через некоторое время правительство СССР создало единую собственную монополию под названием «командная экономика». Конкуренции не было. Да и кто посмел бы соперничать с такими гигантами, как Госплан, Госснаб и Госкомцен?
«Прадедушка» ФАС
Незадолго до распада СССР, в 1990 году, на правительственном уровне был создан Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур. Это образование является прародителем такого подразделения, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Предпосылкой появления комитета послужило утверждение закона РСФСР «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». С тех самых пор развитие антимонопольных структур на территории страны стало набирать обороты.
Уже в следующем, 1991 году, правительством был принят закон, который регулировал конкуренцию и ограничивал деятельность трестов и различных союзов на рынках товаров. Постановление было исправлено и дополнено спустя четыре года. В конечном результате этот закон запрещал любые действия организации, занимающей привилегированное положение на рынке, если те влекли за собой:
1. Ущемление или притеснение интересов прочих участников торговли.
2. Ограничение явной или неявной конкуренции.
Кроме того, данное постановление запрещало какие-либо договоры, касающиеся ценовой политики, раздела ниши рынка или изъятия товаров, влекущих их дефицит.
Через два года, в 1997 г., Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур был переименован в Государственный антимонопольный комитет. За несколько лет это подразделение претерпело многочисленные изменения. В 2004 году на его основе была создана дошедшая и до наших дней Федеральная антимонопольная служба.
Функции и задачи организации
Это ведомство напрямую подчиняется председателю правительства страны. Если рассматривать в совокупности, то Федеральная антимонопольная служба занимается урегулированием вопросов, так или иначе связанных с возникновением и развитием монополий. В частности, это подразделение:
1. Решает вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией.
2. Занимается пресечением, а также ограничением и предупреждением действий, влекущих за собой появление монополий.
3. Контролирует соблюдение всех имеющихся требований и постановлений, касающихся антимонопольного законодательства.
Все организации, работающие на российском рынке, объем продаж которых составляет более 35% от общего по стране, занесены в специальный государственный реестр. Этот список позволяет ФАС осуществлять надлежащий контроль за деятельностью монополий и возлагать на них ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Рассматриваемая служба разрабатывает новые предложения по совершенствованию развития конкурентоспособной экономики. Также она дифференцирует использование этих мер в зависимости от сферы рынка.
Различные толкования
В настоящее время в России совершаются шаги по созданию полноценной конкурентоспособной среды национальной экономики. Они предусматривают продвижение товаров на мировой рынок, уменьшение риска появления трестов или союзов в той или иной рыночной нише. На данном этапе развития антимонопольное законодательство РФ далеко не совершенно. Многочисленные подводные камни имеющихся постановлений и различное толкование их пунктов приводят к появлению негативных последствий, ответственность за которые ложится на правительство и бизнесменов. Даже самое незначительное нарушение антимонопольного законодательства может привести к серьезному ущербу.
Федеральные законы, которые необходимо знать: первая часть
Кто предупрежден, тот вооружен. Именно поэтому крупным организациям следует знать правила и законы, которые содержит федеральное антимонопольное законодательство.
Имеются два основных направления, по которым осуществляется регулирование деятельности организаций. К первой ветви относится антимонопольное законодательство, положения которого направлены против компании-доминанта и искусственно созданного ею ценообразования. Это направление регламентируется следующими постановлениями:
1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный акт вступил в силу двадцать второго марта 1991 года. Он является главным документом, по которому осуществляется контроль над организациями-монополистами.
2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он был принят двадцать третьего июня 1999 года.
Федеральные законы, которые необходимо знать: вторая часть
Следующей ветвью, которую затрагивает антимонопольное законодательство в России, является регулирование рабочих процессов естественных монополий. К последним относятся железная дорога и водоснабжение, ЖКХ и другие стратегически важные организации. Функционирование подобного рода объектов опирается на несколько правовых актов:
1. Федеральный закон «О естественных монополиях». Он был принят в середине июля 1995 года Государственной думой. А вступил в силу несколько позднее — 17 августа. Затем он не раз подвергался корректировке и дополнениям.
2. Принятый 28 апреля 1997 года указ президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства».
3. Двадцатого декабря 1997 года было подписано постановление Правительства РФ «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы».
4. Федеральное антимонопольное законодательство регулируется также указом президента страны «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов», вступившим в силу в конце марта 1996 года.
Стоит отметить, что и первое, и второе направления строго исполняются и на региональном уровне. Российское антимонопольное законодательство на местах не имеет принципиальных отличий от общего положения, действующего на всей территории страны. Принятие дополнительных актов на региональном уровне свидетельствует лишь о желании исполнительных органов придать федеральным постановлениям легитимный характер в некоторых отдельных областях государства.
Следует обратить особое внимание на то, что антимонопольное законодательство имеет ряд ограничений, которые стесняют свободу принятия решений различными субъектами хозяйственной деятельности. И, что самое интересное, оно имеет уникальную по сравнению с другими правовыми системами России, весьма абстрактную структуру. Последняя, в свою очередь, состоит из ряда отвлеченных понятий.
Описание основного акта
Двадцать второго марта 1995 года правительством РСФСР был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На протяжении нескольких десятилетий этот акт дополнялся и пересматривался. В дальнейшем статьи документа и стали определять основной принцип работы механизма под названием «Антимонопольное законодательство».
Изначально постановление состояло из семи разделов. Постепенно некоторые из них были заменены отдельными законами, другие попросту утратили силу. Однако именно этот документ является основным в формировании антимонопольной политики России.
Вкратце рассмотрим, что содержит каждый раздел этого акта:
1. Первая часть закона называется «Общие положения». Она состоит из четырех статей, которые повествуют о/об:
а) целях, преследуемых этим постановлением, и о таком механизме, как антимонопольное законодательство, а также о его структуре;
б) сфере применения самого закона;
в) антимонопольных органах федерального и регионального масштаба;
г) основных понятиях, которые встречаются по тексту документа.
2. Второй раздел является основным и наиболее важным для организаций. Здесь описывается характер, а также даются возможные признаки присутствия на рынке компании, ведущей монопольную деятельность. Статьи 5-9 регулируют работу организаций, занимающих доминирующее положение в той или иной сфере экономики.
3. Состоящий из одной статьи третий раздел закона рассказывает о таких понятиях, как недобросовестная конкуренция и антимонопольное законодательство как средство борьбы с ней.
4. Четвертая часть закона состоит из шести разделов. Каждый из них по очереди дает ответы на следующие вопросы:
а) каковы задачи и функции антимонопольного органа;
б) что включают его полномочия;
в) каковы права органа в получении информации различного рода;
г) необходимо ли предоставлять данные вышестоящим инстанциям;
д) что включают обязанности антимонопольного органа в вопросе соблюдения коммерческой тайны;
е) каково содействие органов в развитии предпринимательства и конкуренции.
5. Пятый раздел раскрывает перед читателем различные виды государственного контроля за предприятиями-монополистами. Он содержит четыре части.
6. Далее описывается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Состоящий из шести частей, этот раздел дает полное и исчерпывающее понятие о/об:
а) обязательном исполнении предписаний и распоряжений, выданных антимонопольным органом;
б) видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
в) обязательствах коммерческих и некоммерческих предприятий в случае невыполнения пунктов рассматриваемого акта;
г) ответственности за нарушение закона руководителями и другими лицами;
д) взыскании убытков;
е) ответственности лиц федерального антимонопольного органа в случае нарушения пунктов закона.
7. Последний раздел устанавливает порядок принятия, исполнения или обжалования предписаний, которые были выданы антимонопольным органом.
Такова структура изначального закона, регулирующего деятельность доминирующих организаций. Постепенно многие статьи этого документа стали отдельными полноправными актами.
Методика проверки нарушений антимонопольного законодательства
Примечательно, что в большинстве своем этот закон запрещает не само действие как таковое, а эффект, который может появиться после него. Именно этот факт влечет за собой огромные трудности не только для субъектов хозяйственной деятельности, но и для других лиц и организаций.
Основная сложность возникает при определении перечня действий, которые могут привести к различного рода отрицательным последствиям, затрагивающим антимонопольное законодательство и регулирование процессов предпринимательской деятельности. Если понять, что те или иные моменты приведут к нарушению правового акта, то можно спокойно планировать развитие организации и оценивать хозяйственные риски. В другом случае возможности для нормального процесса работы попросту нет.
Как правило, для того чтобы выяснить отрицательный эффект тех или иных предпринятых организацией действий, необходимо провести глубокий экономический анализ. Единой методики для проверки нет. Дела о нарушении антимонопольного законодательства проверяются, исходя из нормативного акта № 220, который называется так: «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Это постановление утверждено 28 апреля 2010 года приказом ФАС Российской Федерации.