Смежные права: общие положения о некоторых вариантах использования объектов авторских прав

Получившая в последние месяцы широкий резонанс борьба с незаконным распространением аудиовизуальной продукции в сети Интернет имеет вполне законные основания. И базируется она в большей степени на гражданском институте «Смежные права». Однако не все понимают истинный смысл и содержание данной правовой подотрасли. А потому следует рассмотреть её детально.

Понятие и объекты смежных прав

В большинстве соответствующих правовых исследований данный институт представлен как совокупность прав, близких и сопутствующих авторскому праву. Чтобы понять данную связь, необходимо раскрыть объекты смежных прав. К таковым принято относить следующие:

  • исполнение объектов авторских прав – независимо от того, что они собой представляют: литературное или стихотворное произведение, музыкальную композицию и т.п.;
  • запись музыкальных или иных звуковых произведений на носитель (фонограммы);
  • продукция теле-, радио- и интернет-вещания.

Если обратиться к сущности каждого из указанных объектов, то можно сделать вывод, что ни один из них не попадает под категорию авторского права. Такое утверждение обусловлено тем, что, несмотря на присутствие элемента творчества, они не являются законченными произведениями, сотворенными самостоятельно. Так, наглядным примером может служить музыкальное произведение. Музыка и стихи могут быть написаны самим исполнителем песни, но вполне распространена ситуация, при которой права на указанные составляющие были приобретены у третьих лиц. В первом случае авторские и смежные права совпадают, а во втором наступает случай действия института смежных прав. Такое же положение касается и исполнения литературных произведений в аудиоформате.

Исходя из перечисленного, смежные права – это особый правовой институт, имеющий своей целью обеспечить правовое регулирование области передачи объектов авторского права.

Легитимная защита смежных прав

Говоря о правовой защите рассматриваемого института, следует четко представлять, что авторские и смежные права разделены в плане универсальности возникновения и распространения их охраны. В случае авторских прав нужно говорить о защите с момента сотворения произведения. И вне зависимости от того, где оно было создано, автор имеет возможность эффективно пользоваться своими правами во всех странах.

Смежные права подпадают под иной режим правовой охраны. Так, международным сообществом в 1961 году в Риме была принята конвенция, предписывающая всем присоединившимся участникам предоставлять равный режим защиты для резидентов этих стран. Из этого следует, что если государство не является членом данной конвенции, то субъект рассматриваемой подотрасли права не имеет право на защиту до тех пор, пока его статус субъекта смежных прав не зарегистрируют в соответствующем порядке.

В любом случае государство предоставляет субъекту три варианта защиты смежных прав – административная, гражданско-правовая или уголовно-правовая.

Гражданско-правовая защита разрешает обращение в компетентные органы с заявлением, одним из требований которого может быть:

  • признание смежных прав за строго определенным лицом;
  • прекращение деяний, которые способствуют или провоцируют нарушение смежных прав.

Административная и уголовная защита может быть применена в том случае, если был нанесен существенный ущерб, рамки которого устанавливаются соответствующим законодательством. В данном случае нередки случае применения института искового заявления в уголовном процессе для востребования упущенной прибыли и компенсации нанесённого ущерба.

Смежные права, как стало ясным, являются свое рода способом коммерциализации объектов авторского права. Поэтому ценность изучения и развития данной подотрасли права является неоспоримой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.