Катастрофа на авианосце "Форрестол" - самый значительный инцидент в истории американского флота

29 июля 1967 года моряки USS Forrestal, со всех сторон окруженные водой, в ужасе наблюдали, как в одно мгновение пламя начало поглощать их корабль. Они бросились в попытке что-то предпринять, но после первого взрыва на авианосце "Форрестол" раздался второй. Он оставил после себя огненные шары в небе. Нависло гнетущее предчувствие неминуемой катастрофы.

С авианосцем «Форрестол», названным в честь первого министра обороны США, связан один из самых значительных инцидентов в истории американского флота. Материальный ущерб, нанесенный катастрофой, произошедшей в 1967 году, составлял миллионы долларов, не считая стоимости уничтоженных самолетов. Однако сегодня разговор пойдет о тех, кто находился на борту судна в тот злосчастный день.

День катастрофы на авианосце «Форрестол»

День 29 июля был обычным. Таким же он начался для 5000 офицеров и военнослужащих авианосца "Форрестол", когда огромный корабль в 80 000 тонн рассекал спокойные воды Тонкинского залива. Настолько обычным, насколько это может быть для людей, находящихся в состоянии войны. А люди на «Форрестол» были определенно в состоянии боевых действий. Впервые после того, как их корабль был введен в эксплуатацию в октябре 1955 года, они запускали самолеты с взлетной палубы для атаки противника, чья береговая линия была всего в нескольких милях за горизонтом.

Авианосец до катастрофы

Корабль, на котором служили эти люди, был первым авианосцем США, построенным в послевоенное время с учетом требований реактивной авиации и опыта, полученного во Второй мировой. В течение четырех дней они выполнили порядка 150 миссий, направленных против целей в Северном Вьетнаме. На четырехъярусной взлетной палубе корабля члены экипажа занимались текущими делами по подготовке второго запуска пятого дня в бою.

Над их головами палило жаркое, тропическое солнце.

Было около 10:50 утра (по местному времени), 29 июля 1967 года.

Запуск, который был запланирован на ближайшее время, так и не был сделан. В 10:50 произошел самопроизвольный запуск неуправляемой ракеты «Зуни», которая, пролетев через палубу, попала в подвесной топливный бак штурмовика Skyhawk, уже загруженного и готового выполнять свою миссию. Топливо, вылившееся из сорванного бака, мгновенно воспламенилось, и уже через полторы минуты раздался первый взрыв.

Официальные данные

Давайте познакомимся с хронологией трагического события по отчету, который был опубликован военно-морским флотом:

Начало пожара

11:20 - Forrestal сообщает о серьезном пожаре на взлетной палубе, и все корабли группы направляются к нему для оказания помощи.

11:21 - Forrestal сообщает, что огонь начался около 11:00 утра на кормовой части взлетной палубы во время предпускового запуска двигателей. Взорвался один из самолетов, окруженный группой шестнадцати других. Огонь распространяется по всему кормовому участку взлетной палубы. Сообщается, что несколько самолетов уничтожены, а многие люди убиты или ранены.

11:32 - авианосцы Bon Homme Richard и Oriskany отправляют медицинскую помощь на вертолете.

11:47 - Forrestal сообщает, что пожар на взлетной палубе под контролем, но помосты и нижние палубы объяты огнем. На это время установлено, что огонь начался примерно в 10:53 утра. На близлежащих самолетах взрываются топливные баки, реактивные снаряды и бомбы. Установлено, что уничтожено около 20 самолетов, но до сих пор не сообщается о числе жертв.

12:15. – погашен огонь на взлетной палубе.

12:26 - затоплены судовые медицинские пункты, большинство людей оказались в грузовом отсеке и на корме взлетной палубы. Происходит получение медицинской и противопожарной помощи с вертолетов.

12:45 - невозможно контролировать огонь на первой и второй палубах и в третьем грузовом отсеке. Все пригодные для транспортировки самолеты снабжены носилками для эвакуации раненых на авианосцы Bon Homme Richard и Oriskany.

1:10 - ожидается, что потери будут высокими, поскольку самолеты были укомплектованы и готовы к взлету. Во взлетной палубе четыре больших отверстия от взорвавшихся бомб.

1:48 – пожар по-прежнему на первых трех палубах под кормовой частью взлетной палубы. Все главные механизмы, в том числе и рулевой, все еще работают.

2:12 – потушены пожары на левом борту первой палубы. Отсек радиосвязи эвакуирован из-за плотного дыма и воды.

2:47 - пожары продолжаются, но находятся под контролем. Forrestal выпускает пар в сторону больничного судна Repoe.

3:00 - командующий Целевой группой 77 сообщает, что он отправляет Forrestal в Субик-Бей, Филиппинские острова, после встречи с Repose.

5:05 – подсчет людей на Forrestal и других кораблях. Пожары все еще горят в кормовом столярном цехе и главной палубе.

6:44 - снова вспыхивают пожары.

8:30 - сообщается, что пожар продолжается во второй и третьей палубах, но вход туда затруднителен. Постельные принадлежности и одежда подпитывают огонь и в палубе вырезают отверстие для борьбы с огнем.

8:33 – сообщается, что взят под контроль пожар на второй палубе. Жар и дым затрудняют борьбу с огнем.

8:54 - пожар потушен за исключением левого борта второй палубы. Жар и дым сохраняются. Происходит эвакуация раненых.

Воскресенье, 30 июля, 12:20. Все пожары потушены. Авианосец "Форрестол" продолжал очищать смог и охлаждать горячую сталь на второй и третьей палубах.

Катастрофа глазами экипажа

Конечно же, официальные отчеты пожара на авианосце "Форрестол" не могут передать эмоции и чувства, которые по своему накалу, безусловно, были гораздо выше жара пылающих пожаров. Невозможно даже представить весь тот ужас, который испытали находящиеся там люди, борющиеся за спасение корабля, собственную жизнь и жизнь своих товарищей.

Огненные шары

Воспоминания очевидцев

Капитан Логан находился в самолете на взлетной палубе, когда начался пожар на авианосце "Форрестол". Он выпрыгнул из самолета и побежал в сторону пожарных шлангов, встретившись с аварийной командой, которая мчалась по направлению к огню. На миг они остановились, устремив взгляд на огонь, который вздымался вверх большими завихрениями, выпуская в небо огненные шары. По его словам, пожарные были явно обеспокоены, но полны решимости выполнять свой долг. Матросы подталкивали боеприпасы, которые они могли сдвинуть с места, по палубе и сбрасывали в море. Аварийная команда атаковала растущее пламя пеной и, когда уже можно было подумать, глядя на тлеющие бомбы, что все позади, раздались новые взрывы.

Загорались самолеты, гремели новые взрывы и гибли члены аварийной команды, оставив других, плохо обученных моряков, продолжать борьбу с огнем. Они были храбрыми, но их действия были не очень эффективными. Инстинкт подсказывал использовать воду, что-то делать - все, что могло бы остановить огонь, но все это не помогало. В течение примерно пяти минут корабль был потрясен в общей сложностью девятью взрывами. Горящее реактивное топливо попало на палубы внизу, в том числе спальные места, где отдыхала ночная смена. Логан кричал: «Вставай! Вставай!», но никто не выходил. Он надеялся, что они уже покинули свои места - некоторые да, но многие на тот момент уже были мертвы.

Отчаянные попытки экипажа спасти корабль

Младший офицер Томас Лагинья услышал крики о пожаре, звук бегущих ног и сигнал тревоги. В своем устном рассказе он вспоминает, что слышал, как взорвалась бомба под самолетом Джона Маккейна. Он находился в 20 футах от того места и бросился на правый борт - позади него пылал корабль и не представлялось никакого выхода. Лагинья оставалось лишь надеяться на то, что смерть будет быстрой. В замешательстве он потерял очки и не мог ничего видеть. Он последовал за одной из фигур, которая, спотыкаясь, бежала впереди. Они подошли к более прохладному отсеку, который все еще был защищен от огня, а затем услышали следующие взрывы и начали спускаться на четвертую палубу.

Когда он проходил мимо ребят, которые были на шлангах, они странно смотрели на Лагинья, как будто увидели привидение, и прокричали: «Трап! Раненный человек!» Сам Лагинья не осознавал происходящего, не ощущал боли, хотя весь был покрыт кровью. Осколки буквально иссекли его тело, и на больничном судне санитары вытащили из него кусочки стекла и металла. На следующий день Лагинью выпустили на место крушения, на корабль с зияющими отверстиями, скелетами сгоревших самолетов и телами погибших. Он был одним из счастливчиков. Пожары продолжались почти целый день, и лазарет «Форрестола» была переполнен жертвами. Более 130 его товарищей были мертвы…

Причины произошедшей катастрофы

Существует целый ряд факторов, которые могли стать причиной катастрофы на авианосце "Форрестол", однако, бросая взгляд в прошлое, можно сказать, что эта трагедия произошла из-за их трагической совокупности факторов. Нестабильные устаревшие боеприпасы, высокий темп операции, скачок электроэнергии, человеческие ошибки… Трагедия Forrestal стала чередой ошибок которые, вероятно, могли быть индивидуально ликвидированы, но произошедшие вместе, они не оставляли никаких шансов на предотвращение случившейся катастрофы.

Начало трагедии

Череда ошибок

За день до пожара Forrestal, находящийся в то время в Тонкинском заливе, был доукомплектован боеприпасами. В последнее время активизировалась миссия по бомбардировке Вьетнама, и американским войскам просто не хватало современных снарядов, поэтому было принято решение доукомплектовать корабль боеприпасами, которые были датированы временем войны в Корее. Снаряды были не в лучшем состоянии, и руководители, и специалисты по боеприпасам неохотно приняли груз.

Нарушение регламента работы с боеприпасами – несмотря на то, что подключение электрического разъема к пусковой установке должно было происходить только после заезда самолета на катапульту, на корабле зачастую эту операцию выполняли на складе боеприпасов. И это было признано причиной самопроизвольного запуска ракеты, чека которой могла быть сорвана просто сильным порывом ветра.

После катастрофы

Этот список может быть продолжен, поскольку существовал еще целый ряд потенциальных причин.

А как же закончилась жизнь самого судна? Оно было восстановлено и продолжало нести службу, которая официально закончилась 11 сентября 1993 года. В 2013-м авианосец был продан на торгах единственному покупателю, который пожелал его купить – компании из Техаса All Star Metals за один цент. В 2015 году американский авианосец «Форрестол» был разобран на металлолом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.