Анабаптисты - это одно из радикальных реформистских течений

Анабаптисты – это представители радикального религиозного течения в период Реформации. Их также называли перекрещенцами. Они были частью религиозного реформистского движения, которое охватило Европу в XVI веке. Термин «анабаптист», первоначально используемый их противниками, был получен от позднегреческого слова anabaptista, что означает «крестить снова». Многие последователи этого течения были крещены в младенчестве, а затем крестились снова, будучи взрослыми.

Что такое анабаптизм

Истоки этой группы можно проследить от учения Ульриха Цвингли, швейцарского реформатора. Цвингли, в конце концов, отверг эту группу, потому что считал их слишком радикальными, и он не соглашался с их убеждениями о крещении. Отсутствие центральной организации привело к появлению различных убеждений среди анабаптистских групп. Эти группы подвергались преследованиям, поскольку они пошли против общепринятых религиозных убеждений, вдохновляли социальную нестабильность в некоторых областях и выступали против католического большинства в Европе. Символ анабаптистов – ягненок.

символ анабаптистов

История

Одна особая группа анабаптистов, известная как швейцарские братья, была основана в Цюрихе. Из-за их убеждений их изгнали из города в 1523 году. Город Мюнстер на юге Германии стал убежищем для анабаптистов в 1530-х. К 1534 году они взяли под свой контроль город и начали восстание. Они сожгли все книги, кроме Библии, выгнали людей, не согласных с их убеждениями, заявили, что все имущество принадлежит общине.

Иоанн Лейденский стал царем этого «нового Иерусалима». Он выступал за свержение всех других систем убеждений и при необходимости даже соглашался с насилием. В ответ католики и лютеране осадили город и вернули себе власть в июне 1535 года, казнив анабаптистских лидеров.

Это кровавое испытание привело другие анабаптистские группы к более мирным принципам существования. Например, голландские анабаптисты XVI века, возглавляемые Менно Симонсом, пытались подражать миролюбивой жизни Иисуса. В конце концов они получили название меннониты и постепенно распространились на территории Польши, Литвы, Германии и Америки.

сожжение анабаптистов

Разделение Церкви и государства

Верования анабаптистов считались угрожающими местным органам власти и другим религиозным группам, таким как протестанты и католики. Многие группы придерживались разных убеждений, но существовало несколько основных вопросов, с которыми были согласны все. Например, большинство из них верили в разделение церкви и государства. По словам анабаптистов, это означало, что правительство не должно заниматься религиозными вопросами. Мирские законы не должны налагаться на христиан, которые следовали слову Божьему. Многие последователи отказались взять в руки оружие или занимать государственную должность.

Крещение для взрослых

Одним из самых видных убеждений было крещение во взрослом возрасте. Они не верили в крещение младенцев, потому что считали, что только те, кто действительно понимал и принимал учения Бога, могли быть крещены на законных основаниях. По мнению анабаптистов, это предполагает общественное признание их веры. Однако практика такого крещения была признана противной церковному учению и считалась ересью. Это привело к казни тысяч анабаптистов в XVI веке.

Отношения с другими реформаторскими движениями

Анабаптистские собрания росли и процветали по всей Римской империи, хотя католики почти повсеместно их преследовали. Когда учение Жана Кальвина стало общеизвестным, к Реформатской церкви стали присоединяться другие религиозные движения. С этого момента различные анабаптистские церкви постепенно теряли собственное название, а многие стали называться баптистами, хотя и сохранили свою историческую независимость и самоуправление. Радикализм течения настроил Кальвина против анабаптистов, и он критиковал их в своем сочинении «О сне души».

портрет Менно Саймона

Появление в Англии

Официальным годом их появления считается 1535-й, однако, согласно некоторым источникам, несколько англичан и фламандцев, придерживающихся анабаптистских взглядов, были арестованы в 1532—1534 годах. С того времени это течение стало рассматриваться как символ того, что умаляет значимость и значение английской Реформации.

Первые анабаптисты в Англии появились из Голландии после восстания в Амстердаме 10 мая 1535 года. Некоторые из них были осуждены и сожжены в Лондоне и других английских городах 4 июня 1535 года.

Анабаптисты во время ранней Реформации в Англии были связаны с лоллардами, выступавших против церковной иерархии, монашества и церковных таинств. С течением времени анабаптизм ассимилировал лоллардов, став правым крылом английской Реформации.

Правительство Эдварда VI (1547—1553), поощряя Реформацию на континенте и тесно сотрудничая с ее лидерами в Цюрихе и Женеве, продолжало подавлять анабаптистов. В январе 1550 года одному из лидеров английской Реформации, Томасу Кранмеру, было поручено заняться поиском и изучением анабаптистов. Однако в целом для английской власти была характерна значительная снисходительность по отношению к этому движению.

современные меннониты

Анабаптисты в Английской революции

Во время революционных событий в Англии в 1643 году происходило значительное усиление активности различных анабаптистских течений. Усилению религиозного подъема способствовало также негативное отношение к внешней политике, проводимой Оливером Кромвелем, который заключил мир с Нидерландами. Этот договор исключал возможность распространения власти анабаптистов на весь европейский континент.

семья амишей

Современность

Это течение продолжило свое существование и после Реформации. Нынешние анабаптисты – это хаттериты, меннониты и амиши. При этом многие современные баптистские церкви также идентифицируют себя как наследники анабаптистских традиций. Хаттериты, или, правильнее, Хаттерианские Братья, прослеживают свою историю до 1528 года, когда группа анабаптистов скрылась от преследований за их отказ платить военные налоги и сформировала общину в Аустерлице.

Меннониты появились в Голландии в результате жестоких преследований в Швейцарии и Германии. Анабаптисты, бежавшие в Голландию, поддерживали учение Менно Симонса, католического священника, который присоединился к анабаптистам в 1539 году. Многие меннониты идентифицируются по их простому платью и покрывалам, которые носят их женщины.

Амиши прослеживают свою историю до раскола швейцарских и эльзасских анабаптистов в 1693 году, когда Якоб Амманн почувствовал, что швейцарские братья отказываются от строгих учений Менно Симонса и нуждаются в обеспечении более строгой формы церковной дисциплины. Отличительной чертой амишей является их отделение от всего остального общества. Они избегают современных технологий, каких-либо развлечений, в том числе и музыки, не вмешиваются в политические и светские дела, одеваются очень просто.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.