Вторая половина 19-го века – расцвет нового направления живописи – импрессионизма. Художникам-новаторам удалось поймать и изобразить на своих полотнах игру света и его оттенков – и все это на радость публике, которая восторженно приняла «солнечные» и «воздушные» картины. Весь молодой живописный бомонд того времени стекается в Париж. Среди прочих начинающий испанский художник Хоакин Соролья. Именно в городе на Сене он был поражен импрессионизмом и нашел свой стиль: светлый, жизнерадостный, морской, тогда как традиционно в Испании живописцы предпочитали академизм и темную палитру.
Начало творческого пути
Родился Хоакин Соролья-и-Бастида в Валенсии 27 февраля 1863 года. На его долю очень рано выпали тяжелые испытания. Когда мальчику было два года, от холеры скончались его мать и отец. Малыша и его сестру забрали на воспитание в семью тетки. Дядя Хоакина был столяром, и мальчику полагалось пойти по его стопам. Однако в школе отметили талант к рисованию и стали его развивать. Хвала дяде, который поддержал способности племянника и на выпускной подарил ему ящик с красками. Хоакину тогда было 16 лет, и он отправился совершенствовать свой талант в Высшую школу изящных искусств в Валенсии, а еще через 2 года – в Мадрид, где постигает творчество испанских предшественников. Он учится, активно участвует в конкурсах и пишет первые картины на заказ для того, чтобы обрести финансовую независимость. Соролье еще не было двадцати лет, когда он познакомился со своим будущим покровителем - фотографом и меценатом Антонио Гарсия Перисом. Дочь благотворителя Клотильда стала впоследствии женой Хоакина.
Вскоре к художнику приходит национальное признание. В 1883 году его картина «Молитва монахини» получает золотую медаль на выставке в Валенсии. Через год в Мадриде отметили огромное по площади батальное полотно «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» и наградили Соролью грантом на поездку в Италию. Но не Рим станет местом творческого самоопределения художника, а столица Франции. В Париже Хоакин знакомится с почти таким же молодым, как он, импрессионизмом и понимает, что нашел свой путь в живописи.
Импрессионизм и успех
Расцвет творчества испанца сопровождался счастьем в семейной жизни. За первые 6 лет супружества у Хоакина и Клотильды родились трое детей. Важной темой картин Хоакина Сорольи становится семья, дети. Они же - излюбленные модели. Пример одного из таких полотен – «Моя семья» (1901-й), на которой автор запечатлел и своих близких, и свое отражение в зеркале.
Первый крупный успех на мировом уровне приходит к Соролье в 1892 году. На выставках в Мадриде и Чикаго его картина «Другая Маргарита» поощряется медалями. Публика и критики с восторгом принимают и следующие работы художника: «Прачки», «Возвращение с рыбалки» (1895-й). Его картины сразу приобретают музеи, и это тоже знак высшего признания.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже проводится целая экспозиция произведений Хоакина Сорольи, а автора награждают орденом Почетного легиона, выбирают членом знаменитых художественных академий мира.
В последующее десятилетие Соролья проводит грандиозные по масштабам выставки своих полотен в разных странах. Например, в 1906 году в Париже он собрал 500 картин. А в 1909-м в Нью-Йорке из более чем 300 выставленных картин продает 195 – это невиданный успех. Написать свои портреты испанцу заказывают президент США и знаменитые магнаты.
Вместе со славой к художнику приходят и деньги. Хоакин Соролья строит прекрасный дом в Мадриде, в котором теперь находится музей.
Картины испанца – очень показательные образцы импрессионизма, между тем имеющие яркий авторский почерк. Герои полотен – простые люди, часто женщины и дети, - на фоне испанских морских и песчаных пейзажей. Пронизанные светом, написанные воздушным мазком, показывающие красоту мира – не зря они так нравятся широкой публике. Можно сказать, что мир по-новому взглянул на Испанию благодаря творчеству Сорольи.
Тяжелый груз творчества
С 1911 года художник по заказу американского мецената Хантингтона начинает писать серию картин «Взгляд на Испанию». От Сорольи требовалось написать 14 полотен огромных размеров общей площадью около 240 м2 для украшения стен Испанского общества в США. Живописец неустанно работает на протяжении 8 лет, много путешествует по родине в поисках сюжетов и героев.
Непрестанный творческий труд без отдыха очень изнурил Соролью. Болезнь настигла его в саду собственного дома, прямо за работой. В 1920 году у художника случился апоплексический удар и паралич, поэтому последние 3 года своей жизни он уже не мог писать. Умер Соролья в возрасте 60 лет.
Творческое наследие Хоакина Сорольи
Художник оставил после себя чрезвычайно много произведений – более 2000. Значительная часть его картин была передана Испанской Республике. Часть из них можно увидеть сегодня в доме-музее Хоакина Сорольи в Мадриде.
Публика любит картины испанца до сих пор: выставки его работ собирают по половине миллиона посетителей. Дело художника продолжили и его дети: одна из дочерей занималась живописью, другая - скульптурой, а сын до конца дней руководил музеем Сорольи в Мадриде.