Дети великих родителей. Наследники целых эпох и пластов культуры огромной страны. Тот достойный фундамент, на котором строится весь современный театр и кино. Многие поколения, которые рождались и умирали ради ради искусства. Сегодня мы поговорим об одном из них.
"Сначала я был маленьким"
С этих слов, послужившим названием книги, написанной нашим героем в 1998 году, открывается биография Петра Меркурьева, потомка прославленной династии Мейерхольдов и Меркурьевых, появившегося на свет в самый разгар Великой отечественной войны - 17 июня 1943 года.
Правда, ужасы войны отчасти миновали родившегося мальчика, поскольку местом его рождения стал небольшой сибирский городок Колпашево, что в Томской области. Бывший рабочий поселок, только-только получивший статус города, был расположен прямо в географическом центре страны, среди тайги, на берегу одной из крупнейших рек в мире, Оби.
Там, среди дремучих лесов холодной и неприступной Сибири, закалялся характер сына эвакуированной семьи Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд.
Понятно, что ожесточенные бои, смерть, бомбежки и голод не дошли до Колпашево. Однако семья Петра Меркурьева все же не избежала другой, не менее горькой участи - кошмара репрессий 30-х годов прошлого столетия.
Великий дед
Всеволод Эмильевич Мейерхольд, восьмой ребенок бывшего гражданина Пруссии, своим настоящим именем по рождению походил на средневекового рыцаря. Будущий дедушка Петра Меркурьева, тогда еще Карл Казимир Теодор Майергольд, родился 09 февраля 1874 года в городе Пензе, куда в свое время эмигрировала семья его отца, чистокровного немца по крови, но классического русского коммерсанта по сумасбродной натуре. Прадед Меркурьева, весьма обогатившийся на выпуске водки, производимой на его собственном заводе, закатывал невиданные доселе в Поволжье балы и роскошные пиршества, чем прославился на всю округу.
Впрочем, своих детей Майергольды держали впроголодь и в постоянном страхе наказания. В этом котле и родилась вечно неуверенная в себе, суетливая, сомневающаяся, но постоянно брызжущая талантом, беспокойством и творческим началом личность будущего гения сцены, великого режиссера и педагога прошлого столетия.
Бабушка Оля
С Ольгой Михайловной Мунт, благовоспитанной скромной девушкой, будущей бабушкой Петра Меркурьева, Всеволод Мейерхольд повстречался в 1892 году, во время их совместного участия в любительских спектаклях. Обоим в то время не было и восемнадцати лет.
17 апреля 1896 года они обвенчались и прожили вместе почти тридцать лет, родив в браке трех дочерей, младшая из которых, Ирина, через 38 лет станет матерью нашего героя.
Зинаида Райх
Бывшая жена великого Сергея Есенина, Зинаида Николаевна Райх, была женщиной необыкновенной и роковой.
Достаточно вспомнить хотя бы несколько пронзительных строк, которые ей посвятил легендарный поэт:
Вы помните, вы все, конечно, помните,
Как я стоял, приблизившись к стене;
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне...
Они познакомились осенью 1921 года. Всеволод Мейерхольд был старше ее на целых двадцать лет. После встречи с Зинаидой дед Петра Меркурьева заболел настоящей любовной лихорадкой, совершенно обезумев от нахлынувших чувств.
Очень скоро он бросил жену Ольгу и трех дочерей и ушел к Райх, немедленно назначив ее сразу же на первые роли в своем театре, несмотря на то что девушка до встречи с Мейерхольдом никогда не ступала не театральные подмостки и никакого опыта в служении высокому искусству не имела.
1939 год
Брак Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх продлился восемнадцать лет.
В 1934 году И.В.Сталин посмотрел спектакль «Дама с камелиями», который поставил Мейерхольд, а главную роль исполнила, естественно, его жена. Постановка не понравилась вождю. На театр деда Меркурьева обрушилась резкая критика.
Зинаида Райх без чьего-либо участия написала Сталину во всех отношениях безумное по тем временам письмо:
Как вы, грузин, можете судить о русском театре? Вам самому не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда!..
Этими строками Райх практически подписала себе и мужу смертный приговор.
В 1938 году их театр был закрыт. В июне 1939 года за измену родине был арестован Мейерхольд. В ночь на 15 июля Зинаида Николаевна была зверски убита в их с мужем квартире, а сам Всеволод Эмильевич был расстрелян 02 февраля 1940 года как враг народа.
Отец
Личность Василия Васильевича, отца Петра Меркурьева, невозможно описать в нескольких словах, настолько этот замечательный человек был широк и многогранен.
О нем написано достаточно много, ему творчеству посвящены статьи и книги. Однако охватить и описать все полутона его натуры они не в силах.
Василий Васильевич Меркурьев был родом из Псковской губернии. Рожденный 06 апреля 1904 года в городе Остров, он с раннего детства проявил творческие наклонности. Что было не удивительно, поскольку в семье его родителей, Василия Ильича и Анны Ивановны, все не только любили, но и умели петь.
Еще во время своего обучения в церковно-приходской школе, мальчик начал посещать драматический кружок. Там же состоялись и его первые выступления в любительских постановках. Талант Василия не остался без внимания педагогов. Именно по их настоянию шестнадцатилетний отец Петра Меркурьева устроился в местный театр.
Став знаменитым актером театра, Василий Меркурьев по-настоящему смог прославиться только в кино, сыграв в ленте "Небесный тихоход", музыкальной комедии о военных летчиках, вышедшей в 1945 году, когда вся страна праздновала окончание войны.
Мама
Ирина Всеволодовна, дочь великого Всеволода Мейерхольда, была девушкой дерзкой, бойкой и красивой.
Судьба свела с ней Василия Васильевича в 1934 году. Это случилось на киностудии "Ленфильм", где мать будущего актера, Петра Меркурьева, служила ассистентом режиссера.
Стремительно начавшиеся отношения продлились сорок четыре года. Их отношения были действительно уникальны. Несмотря на возраст и постоянную занятость в театре, им удалось остаться по-юношески влюбленными друг в друга.
Конечно же, в Ирине Всеволодовне время от времени проявлялся суровый нрав ее отца. Она была всегда категорически права, и отцу, Василию Васильевичу, приходилось постоянно с этим мириться. Только семью Петра Меркурьева никогда не покидала атмосфера какой-то пронизывающей все вокруг доброты и взаимной заботы.
О необыкновенных взаимоотношениях своих родителей всегда с удовольствием вспоминал их сын:
Они к врачу ходили неизменно вкупе.
Врач спрашивает: «Василий Васильевич, как у вас болит?»
-Вы понимаете, я вздохну, и что-то начинает...
Потом он замолкал и спрашивал: «Ириша, как у меня болит?». И мамаша безмятежно рассказывала врачу, а папа только, соглашаясь, кивал головой...
Путь музыканта
Потомок воистину великой династии служителей искусству театра и кино самым естественным и неизбежным для себя образом рос и взрослел, постоянным образом окружаемый личностями своих знаменитых предков, родителей, их талантливых учеников и также ставшими знаменитыми друзей.
Петр, подобно губке, впитывал в себя их замечательные рассказы, репетиции, на которых ему приходилось бывать, всю атмосферу театра и кино. Однако сам он никогда не хотел становиться актером и идти по стопам отца. Тем более что сам Василий Васильевич, за свою жизнь перенесший столько суровых испытаний, также не хотел для сына актерской судьбы.
Еще будучи юношей, Петр уже испытывал увлечение музыкой и решил связать с этим искусством свою жизнь, отучившись сначала в Ленинградской консерватории и получив специальность музыковеда, а затем дирижера хора - после окончания Московского музыкального училища. Потом преподавал в детской хоровой школе "Весна", параллельно продолжая обучение. На этот раз уже в Харьковской консерватории.
Почти 18 лет Петр Васильевич председательствовал в Союзе композиторов, заведуя вопросом музыкального воспитания детей. А с 1989 года и до последних своих дней занимал пост заместителя главного редактора газеты «Музыкальное обозрение», посвящая всего себя любимому делу.
Нужно сказать, что взаимоотношения Петра Меркурьева и детей, которых он обучал и воспитывал, строились точно так же, как когда то в семье его родителей: прежде всего, в атмосфере всепоглощающей доброты. Его воспитанники заменяли ему семью, своих же наследников у него никогда не было.
Путь актера
Несмотря на музыкальную карьеру, актерская стезя все же не обошла Петра Меркурьева стороной.
Его дебют в кино случился в пятнадцатилетнем возрасте, в фильме "Невские мелодии" 1958 года, в котором он исполнил главную роль. Его пригласили на съемки, даже не подозревая, что он из знаменитой актерской семьи.
Меркурьев-старший, посмотрев картину, остался доволен. Он сказал сыну:
Ты знаешь, у тебя это получается, и от тебя это никуда не уйдет...
Так и случилось. Несмотря на нежелание самого Петра быть актером, его постоянно приглашали на съемки фильмов, а позже и сериалов. Снимался он, как правило, во второстепенных либо эпизодических ролях. Тем не менее его типаж и выразительная игра всегда нравилась зрителям.
Среди персонажей фильмов Петра Меркурьева чаще всего можно было увидеть утонченных и творческих людей, причем, независимо от того, был ли этот человек ученым либо простым рабочим. Петр неизменно накладывал на каждую свою роль отпечаток своей великой актерской династии.
За свою жизнь Меркурьеву-младшему, имевшего большую портретную схожесть со своим прославленным дедом, Всеволодом Мейерхольдом, посчастливилось его дважды сыграть - в киноленте 1980 года "Я – актриса", и в телесериале «Есенин».
В общей сложности как актер он снялся 63 фильмах и сериалах.
Личной жизни у Петра Меркурьева по каким-то причинам не сложилось. Поэтому он весь с головой ушел в работу и творчество. Живя сегодняшним днем и не строя планов на будущее, занимался музыкой, снимался в кино, писал книгу о своей семье. Ни дня без работы. Когда же ему советовали отдохнуть, отвечал:
Я отдохну только тогда, когда у всех, кто меня окружает, будет благополучие...
По воспоминаниям коллег и друзей Меркурьева-младшего, он был славным и талантливым. Тонкой, но в то же время бесхитростной личностью.
Но самым главным для него было, прежде всего, оставаться человеком.
Актер скончался 27 сентября 2010 года, в возрасте 67 лет.