Выгоранию на работе подвержены в первую очередь люди "помогающих профессий", те, кто работают в обществе. Данный термин впервые был введен Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для того, чтобы дать характеристику вынужденным постоянно работать с клиентами людям.
Определение
Эмоциональное выгорание рассматривается многими специалистами в качестве результата неконтролируемого стресса. Как правило, он вызывается напряженными межличностными коммуникациями на рабочем месте. И от того, насколько правильно организован рабочий процесс, зависит не только успешность и прибыльность бизнеса, но и степень удовлетворенности сотрудников выполняемой работой.
В. В. Бойко дает следующее определение профессиональному эмоциональному выгоранию: оно представляет собой выработанный в процессе эволюции механизм, который позволяет снизить или же ликвидировать в принципе эмоциональный ответ человека на стрессовые факторы. Таким образом, выгорание позволяет человеку оптимизировать расходы своих внутренних эмоциональных ресурсов. Однако в то же время оно крайне негативно сказывается на выполнении сотрудником своих рабочих обязанностей, а также может приводить к возникновению психосоматических заболеваний.
Пример
Рассмотрим пример эмоционального выгорания. Женщина уже в течение трех лет работает в компании, занимающейся продажами комплектующих для газонокосилок. Продажи идут хорошо, но трудиться ей приходится в тяжелых условиях. В одном помещении работает еще десять таких же как она менеджеров по продажам. Постоянный шум и гам отвлекает от дел. В последнее время участились случаи претензий от клиентов. Уже два года женщина не была в отпуске. Каждый день она выслушивает замечания руководства о том, что могла бы работать и лучше. Она плохо спит по ночам, обдумывая рабочие ситуации. Отношения со многими коллегами нельзя назвать продуктивными. Трудиться в удовольствие женщина не может, однако и увольнение для нее означает, что она останется без копейки денег на существование. В результате визита к психологу выяснилось, что сотрудница страдает от профессионального эмоционального выгорания.
Актуальность проблемы
В наше время можно встретить большое количество людей, которые изнурены своей работой. И каждый трудовой день превращается в настоящую муку и насилие над собственной психикой и организмом. Причина тому – условия, в которых приходится работать человеку; при этом имеют значение не только физические факторы, но и психологические. Это неравномерность нагрузки, непомерно (и неоправданно) высокие требования к профессиональному уровню сотрудников, нестабильность обстановки, непредсказуемость. В подобных условиях многие люди вынуждены работать годами без малейшей надежды на светлое будущее. День за днем напряжение накапливается и в конечном счете приводит к эмоциональному выгоранию.
Симптомы
Обычно о наличии проблемы дают знать следующие признаки:
- Неудовлетворенность собой. Так как работник оказывается неспособным каким-либо образом повлиять на психотравмирующую обстановку, он начинает испытывать острое недовольство собой, профессией, а также теми обязанностями, которые на него возложены. Это происходит в результате «эмоционального переноса».
- Симптом «загнанности в клетку». Может возникать не во всех случаях, однако представляет собой логическое продолжение стрессовой ситуации. Когда человек мобилизует всю свою энергию, чтобы справиться с ситуацией, однако выхода не находит, наступает состояние эмоционального ступора.
- Неадекватное эмоциональное реагирование. Человек может неадекватно «экономить» на своих эмоциях: «хочу – проявлю участие в делах подопечного, а хочу – нет»; «хочу – откликнусь на потребности клиента, а если не будет сил и желания, то мне это незачем». Подобные реакции интерпретируются субъектами общения как неуважительное отношение – иными словами, вопрос переходит в плоскость нравственности.
- Эмоционально-нравственная дезориентация. Человек не только не понимает, что его реакции или их отсутствие в общении являются неадекватными. Он приводит в качестве оправдания своему поведению массу аргументов: «отчего я должен за всех волноваться?», «по отношению к подобным людям нельзя проявлять сочувствие» и пр. Такие аргументы говорят о том, что нравственность специалиста остается в стороне. Врач, учитель или сотрудник социальной сферы не имеет права делить людей на «достойных» или «недостойных».
- Со временем появляется еще один симптом – эмоциональная отстраненность. Человек совершенно исключает переживания из области своей профессиональной деятельности. Полноценные эмоции он получает только в других сферах жизни. Всем своим видом сотрудник показывает, что ему «наплевать» на других людей.
- Психосоматические нарушения. Если у такого сотрудника все в порядке со сферой эмоций, однако процесс эмоционального выгорания продолжается, возникают симптомы психосоматики. Одна мысль о коллегах или клиентах может вызывать сердечно-сосудистые реакции, спазмы кишечника, головную боль. Нередко наблюдаются отклонения в психике.
Диагностика
Два наиболее известных теста на уровень эмоционального выгорания – это опросник Бойко и методика Маслач. Тест Бойко был создан в 1996 году и имеет полную и модифицированную формы. Методика Маслач (в некоторых изданиях – опросник Маслач - Джексон) впервые была предложена в 1986 году. Адаптировала тест Н. Е. Водопьянова, и отечественными психологами он начал применяться с 2001 года.
Модифицированный опросник Бойко
Обычно для того, чтобы определить симптомы и фазы данного состояния у работников, применяется тест «Диагностика эмоционального выгорания» Бойко. Рассмотрим модифицированный вариант методики.
Инструкция к тесту. Прочите следующие утверждения и напишите около каждого из них ответ «да» или «нет». Имейте в виду, что если в тесте упоминаются партнеры, под этим термином понимаются субъекты вашей профессиональной сферы, с которыми вам приходится иметь дело каждый день. Следует отвечать на вопросы максимально искренно – только так будут адекватными ситуации результаты данной методики. Эмоциональное выгорание , согласно результатам теста, может иметь низкий, средний или высокий уровень.
- Недостаток хорошей организации на рабочем месте является постоянной причиной стресса.
- Я неправильно выбрал профессию и теперь нахожусь не на своем месте.
- Меня тревожит то, что я стал намного хуже работать (снизилась моя эффективность).
- Когда я возвращаюсь домой с работы, то в течение 2-3 часов мне хочется побыть одному, ни с кем не общаться, чтобы отойти от тяжелого трудового дня.
- Моя работа делает меня бесчувственным, притупляет эмоциональные переживания.
- Я часто плохо засыпаю, так как перед сном прокручиваю в голове неприятные рабочие ситуации.
- Если бы мне представилась подобная возможность, я бы с удовольствием сменил место работы.
- Иногда даже самое простое общение на рабочем месте делает меня раздражительным.
- Вспоминая о некоторых коллегах, я чувствую, что у меня портится настроение, охватывают негативные эмоции.
- Немало сил и эмоций я трачу на то, чтобы урегулировать конфликты с начальством и коллегами.
- Обстановка на рабочем месте представляется мне достаточно сложной и напряженной.
- Меня нередко преследуют неприятные эмоции и предчувствия, связанные с работой. Я могу делать что-то не так, допустить ошибку, и тогда вся моя профессиональная жизнь будет разрушена.
- Я очень волнуюсь за свою работу.
- При мысли о ней мне становится дурно: трясутся коленки, быстрее бьется сердце, мышление становится спутанным, начинает болеть голова.
- Мои отношения с непосредственным руководителем можно назвать посредственными (удовлетворительными).
- В последнее время на работе меня преследуют одни неудачи.
- Усталость после трудовой недели приводит к тому, что я значительно сократил общение с друзьями, членами семьи, знакомыми.
- На работе я постоянно подвергаюсь физическим и психологическим нагрузкам.
- Я каждый день тружусь через силу, заставляю себя заниматься своими обязанностями.
- Как правило, я тороплю время: скорее бы подошел к концу рабочий день.
Затем происходит интерпретация результатов теста. Для этого необходимо подсчитать общее количество баллов:
- 20-14 баллов – высокий;
- 13-7 баллов – средний;
- 6-0 баллов – низкий уровень.
Диагностика уровня эмоционального выгорания может проводиться самостоятельно или с психологом. Современные тесты рассчитаны на оба типа работы, поэтому их результаты будут полезными в обоих случаях.
Причины
Главным фактором, который приводит к возникновению подобного состояния, является продолжительная и тяжелая трудовая нагрузка, которая сопровождается напряженными межличностными отношениями на рабочем месте. Поэтому немало исследователей склонны полагать, что симптомы эмоционального выгорания свойственны в первую очередь представителям «помогающих» профессий, вынужденным постоянно работать с людьми. Одновременно можно сделать акцент еще на нескольких факторах, которые провоцируют возникновение подобного состояния:
- Информационные перегрузки. Каждый день через человека проходят огромные потоки данных.
- Информационная неопределенность. Сотруднику не хватает данных для того, чтобы выполнять конкретные рабочие задачи.
- Повышенная ответственность. Человек вынужден постоянно отвечать за жизни других людей, их здоровье; оперировать крупными суммами денег, недвижимостью или же ценными бумагами.
- Нехватка времени. Работа в условиях цейтнота, необходимость задерживаться вечером, чтобы доделать дневные задачи.
- Конфликтогенность – постоянные стычки с коллегами или руководством.
- Внутриличностные конфликты. Человек постоянно разрывается между семьей и работой.
- Многозадачность – необходимость постоянно трудиться одновременно над несколькими целями.
- Совокупность факторов внешней среды – плохое освещение, холод или жара, пыль, шум, многолюдность.
Профилактика
Для людей, уровень эмоционального выгорания которых средний или высокий, являются необходимыми следующие превентивные меры:
- Использование гибкого графика работы. Сверхурочный труд должен быть минимизирован.
- Административная поддержка сотрудников, помощь в решении личных проблем (например, получение дополнительного образования или же приобретение жилья).
- Развитие высокой культуры в организации, здоровой атмосферы.
- Карьерный и профессиональный рост.
- Обучение способам психологической разгрузки.
- Справедливая система штрафов и поощрений.
- Отсутствие дискриминации по полу, возрасту, национальности.
Рекомендации психологов
Что еще можно сделать, чтобы избежать появления симптомов выгорания на работе? Рассмотрим несколько советов.
- Каждый день необходимо намеренно находить источники радости. Радость и смех способны наполнить жизненной силой, помогут преодолеть трудности, восполнят ресурсы.
- Учиться осознавать чувства. Как минимум 5 раз в день задавать себе вопрос: «Что я чувствую?» Это позволит быть более внимательными к динамике своего настроения, выявлять те факторы, которые способствуют его улучшению.
- В сложных ситуациях полезно поработать с психологом индивидуально или в группе. Иногда полезно посетить специальный тренинг «Эмоциональное выгорание», чтобы понять особенности своего состояния.
- Обговаривать проблемы во взаимоотношениях и на работе сразу же, не копить негатив. Когда человек подавляет в себе злость и неудовлетворенность, эти токсичные чувства начинают отравлять его жизнь. Поэтому не стоит усиливать злость, если что-то привело в раздражение. Необходимо учиться прощать, отпускать негатив.
- В любом событии находить положительную сторону. Это позволит сохранить эмоциональное равновесие.
- Доводить дела до конца. Незавершенные задачи отнимают большое количество эмоциональной энергии. Поэтому необходимо составлять план дня так, чтобы к вечеру все дела были выполнены.
- Обучиться техникам медитации и релаксации. Медитативное состояние позволяет избавиться от накопившегося напряжения, восстановить баланс жизненных сил.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Отдельно стоит упомянуть о том, каким образом можно предотвратить подобное состояние у учителей, воспитателей, психологов. Ведь люди, работающие в этих сферах, подвержены ему наиболее часто. Эмоциональное выгорание воспитателя или преподавателя часто бывает вызвано завышенными требованиями к представителям этих профессий. Высокую планку нередко устанавливают себе учителя, которые хотят добиться стопроцентного результата в своей деятельности, стремятся быть совершенными. Дополнительным фактором для стресса является неумение прощать себе собственные ошибки.
Один из способов профилактики психологического эмоционального выгорания у педагогов – формирование у них правильного представления о своей профессиональной деятельности. Если преподаватель не может кого-то научить, оградить от плохого влияния – в этом нет ничего предосудительного. Учитель или воспитатель не может быть эффективным в 100% всех случаев.