Социальная группа (общность) представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, которая характеризуется целостностью и выступает как самостоятельный субъект социального и исторического действия.
Появление различных социальных групп в первую очередь связано с такими явлениями, как общественное разделение труда и специализация деятельности, а во вторую – с исторически сложившимися условиями быта, социальных ценностей и норм, культурой.
Итак, ту или иную совокупность людей можно считать социальной группой, если ее участники обладают:
1. Сходством условий жизнедеятельности.
2. Наличием совместно осуществляемой деятельности.
3. Общностью потребностей.
4. Собственной культурой.
5. Самопричислением себя к данной общности.
Социальные группы и их виды и формы отличает необычайное разнообразие. Так, они могут варьироваться и по количественному составу (малочисленные и многочисленные), и по продолжительности своего существования (кратковременные – от нескольких минут, и устойчивые, существующие тысячелетиями), и по степени связи между участниками (устойчивые и случайные, аморфные образования).
Виды социальных групп в зависимости от численности
1. Малые. Они характеризуются небольшим количеством участников (от 2 до 30 человек), которые отлично друг с другом знакомы и заняты каким-то общим делом. Взаимоотношения в такой группе прямые. Сюда относятся такие виды элементарных ячеек общества, как семья, компания друзей, школьный класс, экипаж самолета и т.п.
2. Большие. Они представляют собой многочисленные совокупности людей, которые занимают в общественной структуре одинаковое положение и имеют в связи с этим общие интересы. Виды больших социальных групп: страта, класс, нация и т.п. При этом связи в таких совокупностях все чаще непрямые, поскольку численность их огромна.
Виды социальных групп в зависимости от характера взаимодействия
1. Первичные, в которых взаимодействие участников друг с другом носит межличностный, непосредственный, подразумевающий поддержку характер. Примеры: группа сверстников, друзей, соседей по подъезду.
2. Вторичные, взаимодействие в которых обусловлено достижением общей цели и носит формальный характер. Примеры: профсоюзы, производственные организации, политические партии.
Виды социальных групп в зависимости от факта существования
1. Номинальные, представляющие собой искусственно сконструированные совокупности людей, которые специально выделяются для статистического учета. Примеры: пассажиры пригородных электричек, покупатели определенной марки стирального порошка.
2. Реальные группы, критерием существования которых являются реальные признаки (доход, пол, возраст, профессия, национальность, место жительства). Примеры: женщины, мужчины, дети, русские, горожане, сельские жители, учителя, врачи.
Виды социальных групп в зависимости от способа организации
1. Формальные группы, которые создаются и существуют только в рамках признанных официально организаций. Примеры: класс в школе, футбольный клуб «Динамо».
2. Неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. Примеры: кружок любителей поэзии, клуб поклонников бардовской песни.
Помимо такого понятия, как социальная группа, существуют и так называемые "квазигруппы". Они представляют собой неустойчивые неформальные совокупности людей, имеющих, как правило, неопределенные структуру, нормы и ценности. Примеры: аудитория (концертный зал, театральное представление), фан-клубы, толпа (митинг, флешмоб).
Таким образом, можно сказать, что подлинными субъектами отношений в обществе являются не реальные люди, отдельные индивиды, а совокупность различных социальных групп, которые друг с другом взаимодействуют и чьи цели и интересы между собой, так или иначе, пересекаются.