Магический реализм. Основные особенности художественного метода

Магический реализм – скорее художественный метод, чем эстетическое направление, сформировавшееся в начале ХХ века в Европе и Америке. Причем наиболее ярко оно проявилось в творчестве латиноамериканских писателей и художников Северной Америки. Но прежде чем коснуться отличительных особенностей этого направления, вкратце перечислим основные признаки реализма, течения в искусстве, возникшего и развивающегося на протяжении девятнадцатого века и захватившего все мировое искусство и, прежде всего, литературу.

В художественных образах писатели-реалисты старались отобразить саму суть жизни. Их творчество стало средством познания окружающего и сложной, многогранной человеческой личности в мире. Причем один из главных критериев эстетики реализма – это показ глубоких противоречий и философии жизни через самых обычных героев в типичных обстоятельствах. Еще один важный критерий искусства реализма – это жизнеутверждающий гуманизм, даже трагический конец – всегда начало новой жизни, которую можно перекроить, изменить. Окружающая действительность в произведениях реалистов познаваема и изменяема, она всегда дается в развитии, возникают новые противоречия и конфликты, а это – основа новых отношений.

Эстетика реализма дала развитие многим оригинальным художественным методам, которые, придерживаясь основных ее принципов, однако, отражали действительность, словно через многогранную призму, сквозь грани которой она принимала порой необычные фантастические очертания.

Магический реализм и его элементы в литературе и изобразительном искусстве

Французский критик Э.Жалу первый выделил главные стилистические элементы магического реализма. Данный художественный метод, по его мнению, преображает действительность, выделяя в ней странные, фантастические образы, благодаря которым окружающая реальность предстает в сюрреалистическом, фантастическом, символическом виде.

Стилистика магического реализма сложна для восприятия. В литературных произведениях представителей этого метода (Габриэля Гарсиа Маркеса, Горана Петровича, Жоржи Амаду, Карлоса Кастанеды и многих других) используются особенные приемы. Это, прежде всего, большое количество ярких емких символов и образов, часто заимствованных из мифологии, тщательная детализация окружающей действительности. Сюрреалистическое, магическое пространство, окружающее героев, полностью ими принимается и проживается. Одним из ярких приемов является искажение времени – оно словно вовсе отсутствует и действие разворачивается во временном вакууме, либо развивается циклично, часто прошлое и будущее меняются местами. Порой нарушается логика повествования, его причинно-следственные связи, и эмоциональные переживания героев могут быть задолго до событий, которые с ними связаны. Характерен для данных произведений и открытый финал, который позволяет читателю определить и раскрыть для себя значение магических и символических смыслов романа.

Магический реализм в живописи часто заменяют термином «постимпрессионизм», которым обозначают художественный прием, сочетающий в себе элементы абстракции в изображении реальной действительности. В картинах художников – представителей магического реализма (Микалоюса Чюрлениса, Марка Шагала, Айвена Олбрайта, Эндрю Уайета и других), несмотря на всю их стилистическую разноплановость, можно найти некоторые общие черты. В противовес абстрактному искусству, они старались очень тщательно и детализировано изобразить реальную действительность, однако, при этом намеренно перепутывали пространственные планы, меняя местами интерьеры и экстерьеры. Одним из ярких стилистических приемов является игра светотени и отражений, а также фигуры и фона, что создает то самое магическое впечатление.

Американский художник Эндрю Уайт рисовал сельские пейзажи и портреты реальных людей с почти фотографической точностью, тщательно и в мельчайших подробностях прорисовывая самые мелкие детали. Однако его картины создают особое поэтическое настроение за счет необычного ракурса изображения, поз, а также передачи света и пространственной перспективы.

Магический реализм как художественный метод использовали и режиссеры-кинематографы. Примером здесь может служить фильм Акиры Куросавы «Сны» и Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.