Нарушения в функционировании детского организма сегодня встречаются нередко. Психологи все чаще отмечают наличие некоторых отклонений в становлении психики у детей. Дефицитарное развитие – это как раз один из таких аспектов искажения механизма в работе разных психосоматических направлений. Оно предполагает недостаточность присутствия и выполнения тех или иных свойств и функций в организме, что впоследствии приводит к отставанию, искажению или деформации дальнейшего развития ребенка на этапах его взросления и тормозит его всецелое формирование как личности. Разноплановость его влияния на различные системы функционирования человеческого организма порождает массу возможных отклонений, которые затрагивают разные органы и чувства восприятия.
Проблемами разнообразных типов нарушения психического развития занимался доцент кафедры нейропсихологии при факультете МГУ, ставший лауреатом Ломоносовской премии, кандидат психологических наук – В. В. Лебединский. Дефицитарное развитие по психическим параметрам психолог отнес к одной из разновидностей психического дизонтогенеза, классификацию которого предложил в своей работе он сам. Наряду с такими патологиями детской психики, как признаки общего недоразвития, задержанного, поврежденного, искаженного и дисгармоничного развития, описываемая аномалия психоэмоционального состояния детей затрагивает серьезные аспекты их здоровья.
Итак, какова она – характеристика дефицитарного развития? Эта патология обусловлена врожденными или приобретенными факторами становления детского организма? Почему данная проблема актуальна на сегодняшний день? И какие нарушения дефицитарного развития психики включает в себя данная разновидность психического дизонтогенеза?
Понятие
Впервые данный термин был предложен В. В. Ковалевым в 1976 году. Расшифровка этого определения предполагает, что дефицитарное развитие – это патология формирования личности у тех детей, которые наделены тяжелыми дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недостаток сенсорных стимулов при которых вызывает признаки депривации и искажения эмоциональной сферы.
В. В. Лебединский рассматривал данное понятие в ракурсе одной из составляющих психического дизонтогенеза.
Психический дизонтогенез – это патология в развитии детской психики, характеризующаяся нарушениями сроков и темпов развития отдельных систем организма и его компонентов. Классификация конкретных отклонений, предложенная Лебединским, предусматривает наличие шести основных вариантов проявления психического дизонтогенеза:
- недоразвитие;
- развитие задержанное;
- развитие поврежденное;
- развитие искаженное;
- развитие дисгармоничное;
- развитие дефицитарное.
Эта классификация была разработана с разграничением проявляющихся аномалий, возникающих ввиду конкретных причинно-следственных связей. Имеется в виду, что каждому конкретному типу дизонтогенеза соответствует проявление отдельного заболевания. Какими же примерами дефицитарного развития представлена система психопатологий Лебедева? И какова этиология его проявления?
Этиология
Говоря о характеристике дефицитарного развития, причинах его развития и разновидностях, нужно уяснить, что патогенез данного состояния основывается не на одном конкретном явлении. Дело в том, что подобного рода аномалия представлена целым рядом всевозможных нарушений в развитии психики ребенка. Поэтому условия и причины возникновения болезней в каждом конкретном случае разные. Их этиология неоднозначна. Все зависит от того, на основе какого фактора органического нарушения возникла та или иная деформация функционирования системы организма.
Следует обозначить, что дефицитарное развитие психики включает в себя несколько основных нарушений деятельности органических систем ребенка:
- проблемы со зрением;
- проблемы со слухом;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- соматические нарушения.
Нехватка и недоразвитие отдельных моторных и сенсорных систем влечет за собой возникновение явлений полной или частичной изоляции. Так, признаки нарушения зрения приводят к недоразвитию координации между речевым аппаратом и действиями. Дальнейшие проявления подобных сбоев в развитии ребенка зависят от глубины поражения той или иной функции. И все же решающим значением обладает потенциальная первичная сохранность интеллектуальных аспектов, регуляторных и сенсорных систем.
Нарушение зрения
В психологии науку, изучающую закономерности и особенности психического развития детей с искаженным и деформированным зрением, называют тифлопсихологией. Нарушенное функционирование зрения, как вид дефицитарного развития, может проявляться в нескольких вариантах. Слепота может быть разной, соответственно, и детей с подобными патологиями условно разделяют на группы:
- тотально незрячие пациенты (слепые);
- незрячие дети со светоощущением (различают светлые и темные пятна);
- незрячие пациенты с остаточным зрением;
- глубоко слабовидящие дети;
- слабовидящие.
Довольно серьезным значением в оценке возможностей ребенка обладает момент возникновения зрительного нарушения. В случаях врожденной слепоты дети вообще не имеют опыта в направлении зрительных контактов и ощущений. Им сложно представить, как выглядят вещи и предметы, они не понимают, что такое яркость, цвет, удаленность и так далее. Нехватка зрительного опыта и отсутствие представлений влечет за собой затруднения в занятии ребенком вертикального положения тела. Ввиду этого развивается страх, боязнь в постижении пространства, новых явлений и предметов, а это, в свою очередь, способствует задержке освоения пространственных аспектов развития, искажению походки, ориентации, ведь восприятие и понимание схемы тела развивается с опозданием.
Дефицитарное развитие и поврежденное зрение, равно как и врожденная слепота, тесно взаимосвязаны. В случаях, когда нарушение зрения возникло на раннем этапе формирования детских ощущений и деятельности, возникает недоразвитие сферы психомоторики, при котором наблюдается слабая возможность хватания, опаздывает дифференциация и различие ребенком движений. Если зрение было утеряно в более взрослом возрасте, имеется некий опыт зрительных образов и впечатлений, это облегчает возможность развития мелкой моторики, образования представлений, предметной деятельности и определения понятий. Если дефект зрения возник на более позднем этапе взросления ребенка, ситуация несколько меняется: у него уже есть опыт представлений и впечатлений ввиду зрительного восприятия многих увиденных вещей и предметов, поэтому он может воспользоваться этим опытом, даже будучи незрячим. Таким образом, чем позже возникает слепота, тем менее значимое воздействие она оказывает на последующее развитие ребенка. Однако тем труднее ему будет приспособиться к образовавшемуся нарушению и использовать возможности компенсации: они позволяют возместить дефицитарные функции развитием смежных. Так, к примеру, слепые дети приспосабливаются к своему образу жизни и начинают намного лучше слышать, ощущать запахи, воспринимать информацию органами осязания.
Нарушение слуха
Еще один дефект, описываемый в работе В. В. Лебединского – нарушение слуха. Дефицитарное развитие и повреждение слушательного аппарата, как и в случае со зрением, предопределяет разделение детей по категориям, которые характеризуют их как глухих (не слышащих) и тугоухих (слабослышащих). В свою очередь, те малыши, которые оглохли до развития речи, считаются ранооглохшими. Ребята, которые приобрели данную патологию позднее, считаются позднооглохшими, сохранившими речь. Они способны разговаривать, чего не дано деткам со врожденной глухотой.
Как подобного рода патология отражается на смежных сферах развития ребенка? В чем проявляется дефицитарное развитие типа слабослышания и глухоты?
- Восприятие и ощущения. У глухих детей данные две отрасли развиваются по тем же законам, что и у здоровых. Однако специфика патологии влечет за собой несвоевременное становление межфункционального взаимодействия между восприятием и речью, что способствует в итоге отрицательному влиянию на осмысленность восприятия.
- Внимание. Оно также работает в полной мере, равно как и у слышащих детей, но ему сопутствует активизация в большей мере деятельности зрительных анализаторов. Это и не удивительно: тот, кто слабо видит, начинает лучше слышать, а тот, кто глух, больше использует свое зрение в качестве компенсирующего действия. При этом концентрация внимания на зрительных объектах у глухих сопровождается быстрой утомляемостью глаз по сравнению со слышащими здоровыми детьми.
- Память. Здесь существует прямая зависимость тренировки памяти наряду с развитием речевого аппарата, особенно логической речи. Поэтому довольно сложно приходится тем детям, которые оглохли до того, как научились говорить.
- Мышление. Тут наблюдается слабое развитие в плане обобщенного метода действия у слабослышащих и глухих: в данном случае применяются более элементарные способы (копирование, по образцу). Если, например, здоровому ребенку вы объясняете суть явления на протяжении пяти минут, с глухим вы будете проводить такую же пояснительную беседу в течение двадцати минут. То же самое касается количества показов: объясняя ребенку на примере суть построения пирамиды из разных цветов и форм, глухому вам придется показать одно и то же трижды, тогда как здоровому достаточно будет одного раза. Особенности развития речи будут препятствовать нормальному переходу от конкретно-понятийного к абстрактному мышлению.
- Речевой аппарат. У глухих детей различается три вида речи – словесная, жестовая, дактильная. Это так называемая полиголоссия. Первичные образы слов формируются у таких детей по-разному: слуховой – у слышащих, зрительный – у глухих, артикуляционный – подкрепленный двигательными и жестовыми аспектами.
Нарушение речи
Примером дефицитарного развития (раннего или позднего) служит также искажение и нарушение в функционировании речевого аппарата ребенка. Самый наглядный из них – немота.
Исходя из глобального значения речи как важнейшей психической функции, присущей исключительно человеку, подобного рода аномалии очень удручают родителей. Ведь в ходе речевого общения человечество на протяжении всей истории существования обменивается мыслями, воздействует друг на друга. Благодаря речевым коммуникациям, осознание мира одним человеком регулярно обогащается и возобновляется, что, в конечном счете, влияет и на общественное сознание в целом, предусматривая непосредственную связь с достижениями всего культурного и общественно-производственного прогресса человечества. Так, речь считается неотъемлемой частью коммуникативной функции, на основе которой формируется и развивается масса психических процессов, включая память и восприятие.
Описанный вариант дефицитарного развития, вызванного нарушениями речи, занимает в психологии особое место и предусматривает существование классификации отклонений речевого аппарата в виде соответствующих уровней.
- 1 уровень: тотальная недоразвитость речи. Данная степень нарушения предусматривает неумение ребенком разговаривать привычной для всех речью, его словарный запас практически не включает никаких слов, это больше походит на некие звукоподражательные комплексы, которые непонятны для окружающих его людей, зачастую сопровождаемые жестами и активной мимикой.
- 2 уровень: искаженная речь. На данном этапе можно говорить о повышенных речевых возможностях по сравнению с предыдущим уровнем. Ребенок способен произносить некоторые слова и предложения, хоть и достаточно искаженные в отношении грамматики и в части фонетического произношения.
- 3 уровень: частично нарушенная лексика. Детей с подобного плана патологиями можно считать наиболее приближенными к нормальной разговорной речи, ведь их умение разговаривать включает довольно приемлемую речь без грубых лексико-фонетических отклонений, но с отдельными грамматическими нарушениями.
Все уровни речевых аномалий могут носить многообразный характер, все зависит от степени и локализации пострадавших функций, а также от периода поражения и выраженности вторичного отклонения, возникшего вследствие ведущего дефекта.
Кроме того, дефицитарное психическое развитие может проявляться в виде разных речевых патологий. Все они имеют отдельные названия, характеризуются различными причинами возникновения и признаками проявления. Подобные речевые аномалии могут выражаться в качестве:
- дисфонии – нарушение характеризуется отсутствием или расстройством фонации ввиду патологического изменения в функционировании голосовых связок;
- брадилалии – термин синонимичен брадифразии, проявляется в патологически замедленном темпе речи, вызванном конкретными сбоями речевых центров в коре головного мозга; аномалия может быть по природе своего устройства функциональной либо органической;
- тахилалии – понятие, обратное брадилалии: подразумевает аномально ускоренный темп речи;
- заикания – всем известное определение, предусматривающее искажение темпоритмического аспекта речи, что вызвано судорожными позывами мышцы речевого аппарата;
- дислалии – проблема касается дефектов в звукопроизношении; слух при этом нормальный и иннервация речевого аппарата сохранна;
- ринолалии – ухудшено звукопроизношение и искажен тембр голоса, что является следствием анатомии и физиологических дефектов;
- дизартрии – подразумевает сбой в роботе произносительного речевого аспекта, вызванный органическим признаком недостаточной иннервации голосовых связок.
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Помимо описанных основных направлений патологического состояния, вызванного дефицитарным психическим развитием, Лебединский выдвигал в своей теории значимость влияния на опорно-двигательную систему человеческого организма.
Как и ранее оговоренные аспекты психических аномалий в развитии ребенка, отклонения в работе опорно-двигательной системы могут носить как приобретенный, так и врожденный характер. Основными аспектами и причинно-следственными факторами в данном вопросе выступают три категории заболеваний:
- патологии нервной системы;
- врожденные аномалии опорно-двигательной системы;
- приобретенные болезни, отклонения и искажения опорно-двигательного аппарата.
Несмотря на широчайший спектр патогенеза подобных проблем со здоровьем детей, наиболее активным считается дефект двигательной системы. У большинства малышей наблюдаются подобного рода отклонения: особенности двигательных нарушений смежны в той или иной степени со свойствами формирования когнитивных и сенсорных функций, со спецификой выраженности формирования познавательных функций в целом. В клинической структуре ведущим считается именно двигательный дефект (недоразвитие, задержка формирования, утрата или нарушение опорных функций).
Примечательно, что некоторых детей с данным заболеванием не затрагивают отклонения в части познавательного восприятия, и они не требуют какого-то специального воспитания и обучения. Но, к сожалению, далеко не все ребята с дефектами опорно-двигательной системы освобождены от подобных мер. Многие нуждаются в особом уходе и конкретных условиях жизни, поддержке в обучении и дальнейшей трудовой деятельности.
Детский церебральный паралич
Большинство детей с нарушениями опорно-двигательной системы страдают церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич, какой бы разновидности он ни был, считается довольно серьезным и тяжелым заболеванием нервной системы, нередко приводящим к инвалидности. Его возникновение связывают с недоразвитием или повреждением мозга малыша на ранних этапах его развития: это может быть и период внутриутробного пребывания, и получение повреждения непосредственно в ходе родовой деятельности, и в течение первого года жизни. Нередко расстройства двигательного аппарата у детей, страдающих ДЦП, сочетаются с различными психическими нарушениями, дефектами речи, функций прочих анализаторов, среди которых зрение и слух. Ввиду этого больные дети зачастую требуют особого ухода, психолого-педагогической, социальной и лечебной помощи.
К сожалению, подобного плана патология – не единственное заболевание, которое может постигнуть ребенка ввиду нарушений опорно-двигательной системы. Это могут быть и другие варианты недугов, более или менее серьезные по своей тяжести.
Патологии ЦНС
К заболеваниям нервной системы, помимо ДЦП, относится также полиомиелит. Это разновидность спинномозгового паралича, который сопровождается острым высококонтагиозным инфекционным заболеванием, обусловленным нарушением работы серого вещества (полиовирусом), и характеризуется преимущественно патологическим состоянием нервной системы. Зачастую данная аномалия протекает бессимптомно или со слабо выраженной симптоматикой. Однако серьезность ее настолько велика, что в случаях проникновения полиовируса в центральную нервную систему инфекция размножается в мотонейронах – как следствие, возникают необратимые парезы или параличи иннервируемых мышц, в худших случаях наступает гибель мотонейронных соединений.
Врожденные аномалии ОДА
Нарушения опорно-двигательного аппарата классифицируются специалистами по нескольким направлениям дефицитарного и задержанного развития.
- Признаки врожденного вывиха бедра – пожалуй, это один из наиболее часто встречаемых пороков детского развития ОДА, сопровождаемый хромотой и на более поздних этапах приводящий к коксартрозу и инвалидизации. Примечательно, что данным недугом девочки страдают приблизительно в 6 раз чаще, нежели мальчики. Наиболее консервативным лечением врожденного бедренного вывиха считается период первых 3-4 месяцев. Если терапия была неэффективной или запоздалой, данная проблема грозит ребенку возможной инвалидностью.
- Кривошея – еще один вид довольно часто встречающейся патологии, характеризуемой изменениями мягких тканей, нервов шеи и скелета, выраженными проявлениями наклонного положения головы с поворотом в противоположную сторону. Предпосылками образования подобного плана патологии чаще всего является возникновение гипертрофии грудино-ключично-сосцевидной мышцы, реже это может быть дефект в развитии шейного отдела позвоночника, который провоцируется неправильным положением головы, занимаемым ребенком в утробе на протяжении беременности, или во время родовой деятельности.
- Деформация стопы или косолапость – признаки данного врожденного дефекта, поражающего одного из 1000 новорожденных, чаще отмечаются у мальчиков. В пятидесяти процентах случаев косолапость является двусторонней. При этом деформация может быть эквиноварусной (с повернутой стопой вниз и внутрь), варусной (с повернутой внутрь пяткой) и вальгусной (при данном типе пятка разворачивается наружу). Если родители своевременно замечают патологию и обращаются за врачебной помощью, проблему можно устранить консервативными методами лечения. Если по прошествии 4 месяцев с рождения пораженного патологией малыша никто не занимается ликвидацией проблемы, вылечить ее на более поздних этапах гораздо более сложнее.
- Артрогрипоз – к категории лиц с дефицитарным развитием относятся и дети, страдающие так называемым врожденным уродством. Это заболевание относится к системным недугам скелетно-мышечного аппарата и характеризуется деформациями конечностей, их контрактурой, недоразвитием мышц и суставов, фиброзом. Существует достаточно много разновидностей этой патологии, но наиболее часто поражаются запястья, локти, плечи, колени и бедра. Проявления самой тяжелой формы этого порока влекут за собой дефект практически всех суставов, включая суставы челюсти. Артрогрипоз лечится тем более успешно, чем ранее начинаются лечебные мероприятия. На ранних этапах производятся консервативные процедуры – массажи, гимнастика, в возрасте от 2-3 лет врачи прибегают к хирургическому вмешательству.
- Сколиоз – всем известная аномалия развития позвоночника. Врожденный сколиоз образовывается ввиду анатомического отхождения от нормального значения позвонков или костных структур, ассиметричного положения ног и таза. Противодействовать возникновению данной аномалии нет возможности, потому как она формируется еще на этапе пребывания плода в материнской утробе. Однако после рождения малыша следует направить все свои усилия на то, чтобы аномальный процесс остановил свое развитие.
- Дефекты и недоразвитость конечностей – как и некоторые предыдущие врожденные заболевания, подобного рода нарушения возникают и формируются во время внутриутробного пребывания плода. Очень часто врачи разводят руками в ответ на вопрос о том, почему такие дефекты возникают. К ним относится врожденная ампутация, недоразвитие, наличие ложного сустава, укорочение руки (одной или обеих), присутствие амниотических перетяжек, косорукости, фокомелии, кампомелии, аномального количества пальцев кисти, сращения пальцев. Консервативное лечение в подобных случаях тщетно. Предпочтение отдается хирургическому вмешательству.
Приобретенные аномалии ОДА
К числу приобретенных патологий в отдельных системах опорно-двигательного аппарата относятся следующие возможные повреждения детского организма:
- Травмы спинного и головного мозга – разделяются обычно на открытые и закрытые. К закрытым относится сотрясение мозга – возникает зачастую при ударе головы тупым предметом или о тупой предмет, контузия – помимо болевых ощущений в зоне головы сопровождается признаками очаговой симптоматики, сдавление вещества мозга – является следствием внутричерепного кровотечения или костных осколков черепа. Открытые травмы, в свою очередь, делятся на проникающие и непроникающие. Первые достаточно опасны для жизни, поскольку проникший сквозь костную оболочку черепа предмет в зависимости от степени и глубины проникновения способен нанести непоправимый вред здоровью человека.
- Полиартрит – данное воспаление, поражающее несколько суставов у ребенка одновременно в раннем возрасте. Возникновение его может быть обусловлено несколькими причинами – от нарушения иммунной системы при ревматоидных заболеваниях до псориаза на фоне псориатического артрита.
- Патологии скелета (остеомиелит, костные опухоли) – всевозможные приобретенные вывихи, костные несращения в результате неправильного протезирования и т. д. Сюда также относятся рахит, гипермобильность суставов (их повышенную подвижность), дисплазию.
В своей теории аномального развития детей В. В. Лебединский особое место отводит именно дефицитарному развитию. Он выделяет целую систему параметров, определяющую влияние и взаимосвязь отдельных патологий на психическое и физическое развитие ребенка в целом. Так, на развитие ребенка влияет функциональная локализация нарушения, время его возникновения, взаимосвязь между первичным и вторичным отклонениями и нарушение межфункционального взаимодействия. То есть, безусловно, в первую очередь подлежит внимательному изучению очаг возникновения дефекта: утеря слуха влияет на обострение зрения, а ухудшение зрения приводит к активизации работы других анализаторов – слуха, осязания, обоняния. Второй по значимости параметр – время поражения. Ведь дефект может быть как врожденным, так и приобретенным. От этого достаточно многое зависит, начиная от симптоматических признаков и заканчивая выбором методики лечения.
Как бы там ни было, здоровье ребенка – очень важный аспект, контроль над которым родители должны поддерживать не то чтобы с первых дней жизни малыша, но и с первых дней беременности. Примечательно, что большинство врожденных патологий основывается на патогенном влиянии внешних факторов на плод еще на стадии внутриутробного развития.