Функции государства заключаются в конкретных действиях, совершать которые способны субъекты власти. Что такое форма государственной власти? Это совокупность осуществления или способы функционирования госвласти в рамках закона. Функции можно разделить на правовые и организационные, в то время как формы правления разные и заложены в каждом государстве историей.
Правовые
Совокупность способов осуществления государственной власти – это форма правления, которая может быть разной. Правовая форма описывается как деятельность, включающая в себя значимые юридические действия правительств, которые не нарушают установленный законный порядок. Выделяют отдельные классификации реализации определенного режима. К правовым формам осуществления государственной власти можно отнести:
- правотворческая деятельность;
- управленческая;
- судебная деятельность.
Описанная классификация за основу берет принцип разделения власти. Некоторые авторы, к примеру, Байтини, прибавляют к указанному списку дополнительно контрольно-надзорную деятельность государства.
Разные виды
Формы и методы осуществления государственной власти нераздельно связаны. Правовые формы в этом отделе классифицируются на следующие:
- Правотворческая деятельность – форма функционирования власти, при которой осуществляется создание нормативных актов, издание новых юридических норм, а также их санкционирование и изменение. Самой главной составной частью такого устройства является основа – закон.
- Правоприменительная деятельность – это форма правления, при которой власти страны выполняют законы и подзаконные нормативные акты посредством издания новых. В таком случае выделяют оперативно-исполнительную деятельность, а также правоохранительную.
Оперативно-исполнительные функции
Формы и методы осуществления государственной власти включают в себя оперативно-исполнительные функции - властную, творческую, исполнительно-распорядительную функцию, которые осуществляются посредством издания актов применения норм права. Они - основа для создания, корректировки, а также обрыва правоотношений в конкретной ситуации. Оперативно-исполнительная функция несет ответственность за самые разные вопросы, которые возникают на территории страны каждый день и нуждаются в рассмотрении исполнительным органом.
Охранительная деятельность – форма государственного властвования, которая заключается в оперативной деятельности правительственных органов по защите предоставленных жителям страны субъективных прав и контролю за исполнением возложенных на них обязанность юридического характера (контроль за выполнением основных норм и устранение нарушений).
При осуществлении правоохранительной функции целью государства является создать правоприменительные акты (протесты, приговоры, постановления следователей и решения судебных приставов).
Организационные формы
Понятия формы осуществления государственной власти были бы неполными без организационной реализации правления. Организационные формы правления немного отличаются от правовых, но используются так же активно.
Деятельность подобного типа не требует строгого и полного оформления юридически. При ее осуществлении не совершается никаких действий, которые бы могли быть как-то ценны для юриспруденции, то есть они не влекут за собой правовых последствий.
Действия по организации не требуют издания каких-либо специфических юридических актов и норм, поэтому проводятся в порядке действующей в настоящее время управленческой деятельности. Тем не менее все организационные процессы должны быть совершены в рамках установленного законодательства, законом в этом случае будет регламентироваться только общая процедура цепочки действий.
К организационной форме управления государства можно отнести следующую деятельность:
- хозяйственная;
- регламентирующая;
- идеологическая.
Организационно-регламентирующая деятельность
Еще одна основная форма осуществления государственной власти. Под таким понятием подразумевается оперативная работа организации по решениям определенных вопросов и задач (деятельность государственных организаций по обеспечению функционирования власти, при которой создаются и подготавливаются документы, проекты, организуются выборы и другие важные для политики и страны мероприятия).
Организационно-хозяйственная деятельность
Оперативно-техническая деятельность, направленная на контролирование разносторонних функций государства. К примеру, контроль снабжения и сбыта, экономическое обоснование, ревизионная деятельность.
Организационно-идеологическая деятельность
Формы и способы осуществления государственной власти включают в себя организационно-идеологическую деятельность. Она является постоянной, поэтому осуществляется повседневно. При ней проводятся разъяснительные и воспитательные работы, целью которых является контроль за правильным и добросовестным исполнением основных функций, возлагаемых на государство:
- детальное описание издаваемых законов и других нормативных актов;
- создание общего общественного мнения, которое бы могло давать конкретный ответ на вопрос.
Государственная власть, ее свойства и формы осуществления не терпят путаницы между организационными (неправовыми) формами и действиями политических должностных лиц против общеустановленного права. Поведение подобного характера может быть связано с прямыми угрозами, насилием, запугиванием, травмированием психики – все это выходит за рамки сфер права. В стране с демократическим правлением достижение политических целей подобным образом запрещено и карается законом.
Но это также не будет значить, что власть не может использовать элементы принуждения при своем функционировании. При реализации своих главных функций государственный аппарат может в зависимости от складываемой ситуации применять разные методики: убеждение, принуждение, поощрение либо наказание второй стороны.
Основные свойства
Кроме функций государству присущи и свойства, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Следует отметить, что свойства государства в некоторых моментах перекликаются с его признаками. Основные заключаются в:
- Публичности. Публичность в широком смысле определяется в общественном характере власти (хотя признак общественности имеется у каждой страны). Если же рассматривать понятие в узком смысле в рамках общей теории права, то его можно описать как соответствие профессиональных навыков субъектов власти к ее объектам. Граждане, проживающие на территории страны, делегируют все полномочия по управлению государственными делами, тем самым признавая право на публичность всех функционирующих управленческих органов.
- Суверенность, верховенство – практически одинаковые свойства. Верховенство - независимость государственной деятельность в рамках ее дозволений. Суверенность же означает невозможность влиять на внутренние дела в стране по причине передела государственных границ. Верховенство государственной власти внутри страны указывает не только на ее независимость, но и на высокий статус власти, которая регулирует социальные, экономические и другие аспекты.
- Универсальность – это свойство, которое также в каком-то смысле совпадает с признаком государства. Власть в пределах своей универсальности распространяет свою влиятельность на все города и области страны, а также на всех жителей в переделе установленных границ.
- Нормотворчество, закрепленное за государственным аппаратом. Власть отличается общеобязательным признаком исключительного права на создание и учреждение нормативных прав. Каждый гражданин, проживающий в стране, должен строго соблюдать установленные правила и нормы, в противном случае на него будет наложена ответственность.
- Разделение власти. Это действенный и самый распространенный метод деятельности должностных лиц и органов внутри страны. Раздел власти важен для защиты прав и свобод человека, проживающего на территории государства. На территории России, как и других стран с признанной демократией, власть поделена на исполнительную, законодательную и судебную. Все из этих ветвей функционируют самостоятельно и не зависят друг от друга, но обладают определенным функционалом, который может влиять на остальные. Это помогает предотвратить проявление авторитарного режима в процессе управления государством. Все ветви государственной власти для эффективного и правильного функционирования должны быть взаимосвязанными, то есть взаимодействовать друг с другом.
Дополнительные свойства государственной власти
Кроме основных свойств существуют и дополнительные:
- Единство. Это свойство говорит о том, что именно государственный аппарат даже при наличии разделения власти на отдельные ветви не включает в себя конкуренцию между этими разделами. Единство и разделение власти в условиях власти - это два понятия, которые прочно связаны друг с другом.
- Общеобязательность и принудительность. Это свойство описано наличием властных механизмов действия на жителей, проживающих на территории страны. Оно отличается обязательным характером, на который никак не может воздействовать отдельный индивид в случае его несогласия по отношению к общеустановленным нормам и правилам. Уклонение от обязанностей приведет к наложению на гражданина принудительных мер.
Многие свойства государственной власти перекликаются между собой и сочетаются с признаками, что указывает на крепкую взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость органов и институтов державы.
Структура
Государственная власть состоит из следующих частей:
- субъект;
- объект;
- властеотношения;
- средства и ресурсы, играющие роль инструментов.
Конечно же, субъектами являются не только волостные органы, образованные государством, но и другие образования, которые обладают определенными полномочиями – субъект РФ, народность, нация и целый избирательный корпус.
Объектом государственной власти при этом будет юридическое либо физическое лицо, отдельный индивид, группы, объединения, классы, общество во всех его проявлениях.
Объект - это то, на кого направляется государственная власть, ему предписана определенная форма поведения, цепь действий и поступков. Предписанные нормы поведения доводятся до лиц с помощью правовых актов, индивидуальных норм и других законных документов. Работают при условии принуждения, убеждения и зависимости от авторитета.
Тоталитарный и демократический режим
Важно отметить, что в государстве с тоталитарным режимом субъект в острой форме противопоставляется объекту. Выведена следующая закономерность: чем выше уровень тоталитаризма диктатуры внутри страны (к примеру, фашистская диктатура), тем сильнее выражено противостояние между властью и населением. Иногда оно принимает очень опасные формы и приводит к серьезным последствиям.
В государстве с демократическим же режимом субъект и объект (на кого направлена власть) совпадают друг с другом. В таких условиях житель может не только свободно выбирать представителей власти, но и предлагать свою кандидатуры, он может инициировать отзыв депутата и другое. Референдум в таком обществе является средством решения экономических, политических и жизненных вопросов населения.
В статье были представлены формы осуществления государственной власти.