Государственное образование: понятие, федеральные стандарты, этапы развития, поставленные цели и задачи

Важность системы образования трудно переоценить. Это не только накопленный багаж умений и навыков, это итоги формирования отношения к реальной действительности, приобретение жизненного опыта. Государственное образование — процесс необходимый, длительный, поскольку нужно приобщить учащихся к мудрости многих поколений, обосновать общечеловеческие ценности, чтобы сделать их приоритетом в самостоятельной жизни, и, конечно же, дать наиболее полные знания о природе мироздания. Великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк не зря утверждал, что войны выигрывают не полководцы, все победы принадлежат школьным учителям.

дошкольное государственное образование

Принципы, структура и требования государственного стандарта образования

Прежде всего необходимо раскрыть такое понятие, как образовательная система, объединяющее учебно-воспитательную работу во всех социальных институтах этого профиля, функционирующих в стране. Разные государства имеют собственную систему образования, однако каждая из них построена на одинаковых принципах. Образовательная система включает в себя образовательные организации, планы работы по государственным стандартам и управленческие органы.

Общечеловеческие ценности во всех программах имеют приоритет, обязателен базис национальной культуры, и только на третьем месте – научные составляющие образования. Практически все программы государственного образования ориентируются на мировые достижения науки, в которых на первом месте стоят гуманизм и эконаправленность.

При обязательном базовом обучении обеспечиваются непрерывность, последовательность и преемственность, где духовное развитие неотрывно связано с физической культурой, где поощряются таланты. Все учреждения государственного образования должны быть теми структурами, где торжествует научная, тщательно разработанная программа для учебы и воспитания.

Система образования включает в себя учебные заведения — детские сады, школы, лицеи, колледжи, вузы, и социальные группы — это дошкольники, школьники и студенты, а также их учителя. Помимо федерального государственного образования существуют и дополняющие его негосударственные учреждения, вливающиеся в общую сеть и также благотворно воздействующие на экономическую и социальную составляющие страны.

младшая школа

Законодательство об образовании

Система образования постоянно находится под контролем со стороны государства. Эти действия регламентируются Законом 309-ФЗ о государственном образовании, который был обновлен 01.12.2007. Мониторинг проводится относительно учебных и внешкольных мероприятий, достижения регистрируются, а также выявляется контингент талантливых участников образования и изучаются условия, при которых осуществлялась наиболее успешная учебная деятельность.

Таким же образом исследуются успехи выпускников, что проецируется на данную образовательную организацию, а также внедряются передовые методы работы и во всю сеть учреждений. Буквально все составляющие плана, заложенного федеральными государственными образовательными стандартами образования, являются главными, ни одну из них назвать второстепенной нельзя. Здесь необходимо отметить плотную взаимосвязь между всеми компонентами системы, которая обеспечивает работу в единственно верном направлении, и это воспитание настоящего гражданина и хорошего человека.

средняя школа

Непрерывность обучения и воспитания

Государственный стандарт образования предусматривает постепенное перемещение с самой первой ступени до высшей. Необязательный характер имеет только дошкольное обучение. Но, начиная от шести-восьми лет, следует новый этап — один из важнейших в системе образования. Это уже обязательный компонент, принятый во всех развитых странах, и касается он абсолютно каждого гражданина. Федеральный государственный стандарт образования предписывает начинать обучение в школе в среднем с семилетнего возраста, сразу после окончания детского сада.

В начальной школе ученики изучают устройство общества, в целом страны, получают первые сведения о человеке, о природе, учатся читать, считать и писать. Вместе с этим они приобщаются к здоровому образу жизни, им прививают навыки гигиены. Освобождение от начального, основного и среднего образования может быть только по медицинским показаниям, оно обязательно для всех остальных.

Выпускники средней школы должны накопить необходимый объем общеобразовательных знаний, которые помогут им сформироваться как полноправным гражданам. После сдачи выпускных экзаменов каждый школьник получает свидетельство — документ образца, установленного государственными образовательными стандартами. Образование можно и не продолжать, однако сегодняшний этап развития технологий не позволит человеку полноценно трудиться, если ощущается недостаток знаний.

высшее образование

Специальные школы

Данная область от широкой общественности в основном скрыта. В этих учебных заведениях объем знаний дается минимальный, поскольку дети специальных школ имеют различные отклонения по здоровью. Таких коррекционных учреждений в нашей стране восемь видов, и все они входят в одну систему специального образования школьников.

Это школы для слабослышащих и позднооглохших, школы для слепых, для слабовидящих. Отдельно учатся дети с нарушениями функций речи. Отдельно — с проблемами системы опорно-двигательного аппарата. Также для детей труднообучаемых, с задержкой развития и отклонениями в психике есть школы и для умственно отсталых.

Для таких учебных учреждений федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрены свои программы обучения. Образования этого вполне хватает для того, чтобы впоследствии можно было получить доступные профессии. Довольно много случаев, когда после окончания специальной школы выпускники успешно поступают в вуз и получают соответствующий диплом.

федеральное государственное образование

Профессиональное обучение

Этот вид образования в последние десятилетия претерпевает реформы, поскольку меняются запросы экономики страны. Оптимизация профессионального образования играет здесь ведущую роль, а участвуют в этих преобразованиях и начальные, и средние профессиональные учреждения.

Многоступенчатость образования — это постоянное совершенствование от заведений начального уровня (ранее — ПТУ) до специализированных колледжей, вузов, аспирантуры и докторантуры, а также это разнообразные курсы, где повышается квалификация работника.

Финансирование

Государственная образовательная система не будет функционировать полноценно, если не осуществляется финансовая поддержка государством. Бюджетные отчисления направляются во все учебные структуры. Закон государственного образования предписывает отчисление не менее десяти процентов федерального бюджета на поддержку учебных заведений.

Это финансирование работает по смете, которая не может быть постоянной: размеры бюджета меняются ежегодно, а потому и помощь не бывает всегда одинаковой. Граждане страны имеют государственную гарантию на бесплатное и общедоступное образование, издержки компенсирует каждый региональный бюджет, предоставляя субвенции.

Оценка качества

Качество образования оценивается на региональном и федеральном уровнях. Это личные достижения учеников и оценка учебного процесса в целом. Так определяется уровень обучения на каждой из стадий с поступенным переходом, где оценивается качество образования с помощью исследования путем мониторинга. Измерительная система для всех пользователей сформирована одна и та же.

Таким образом обеспечивается соответствие всех учебных программ федеральным государственным стандартам. Согласно Федеральному закону об образовании, в каждом стандарте обозначены три вида требований: структурные (основная образовательная программа — объем, соотношение частей, формирование образовательного процесса), реализационные (материально-техническая база, финансы, кадры) и результативные (освоение образовательных программ — итоги).

профессиональное государственное образование

Образовательный стандарт

Образовательные стандарты — это программы разного уровня и разной направленности, реализующиеся в сети учебных учреждений, а в совокупности они составляют систему образования страны. Прежде всего это единые цели воспитания и обучения, выполнение обязательных требований, которые закреплены в законодательных документах.

Закон об образовании действует с 1992 года, а в 2007-м в него были внесены некоторые изменения. Именно на основании законодательства установлены образовательные стандарты, которые включают в себя региональный, национальный и федеральный компоненты.

Образование - детям

Общеобразовательные и профессиональные программы

К первым относятся программы для обучения в учреждениях дошкольного образования и в последующих — программы школьного начального, основного и полного (среднего) общего. Все они преемственны, что означает глубокую связь каждой из программ с предыдущей и последующей.

Для профессионального образования программы созданы в соответствии с каждым из уровней — начальным, средним, высшим и послевузовским. В них уже решаются задачи гораздо более сложные, нацеленные на повышение как общеобразовательного, так и профессионального уровней, поскольку подготовка специалистов должна быть качественной.

Кроме того, каждое учреждение образования имеет право на реализацию дополнительных образовательных программ. Но именно образовательные стандарты являются основой для разработки учебных и методических документов, которые ориентируются на те или иные технологии процесса обучения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.