Профицит бюджета: положительный или отрицательный показатель?

 

Профицит бюджета представляет собой понятие, абсолютно противоположное дефициту. То есть когда подводятся итоги экономической деятельности страны за прошедший период, наблюдается существенное превышение доходной части над расходной. Такое положение дел, безусловно, радует, так как внезапно возникший остаток позволяет расширить резервный фонд государства или реализовать важные социальные программы.

В современной экономике большинство стран мира хорошо знакомы с понятием дефицита. Ведь в условиях тяжелого кризиса профицит бюджета практически никогда не возникает. Однако нельзя сказать, что превышение доходов над расходами баланса во всех случаях носит только положительный характер. В теории бухгалтерского учета существует незыблемое правило, которое гласит, что итоги активных и пассивных частей любого баланса должны быть тождественны. А отклонение в ту или иную сторону от равенства свидетельствует о нерациональном распределении средств государственного бюджета.

Стоит отметить и момент происхождения профицита. Он может складываться под воздействием естественных факторов либо создаваться искусственно, тогда профицит гос. бюджета только отражен в балансе, а на практике наблюдается иная картина. Искусственное влияние на республиканский бюджет порождает искажение всех местных его форм, так как они напрямую взаимосвязаны.

Профицит бюджета – это такое состояние платежного баланса страны, при котором в распоряжении государственных органов остается определенный объем финансовых ресурсов. Грамотное планирование временно свободных денежных средств может обеспечить значительное улучшение благосостояния населения и повышение уровня жизни в стране. Правительство старается держать под контролем любые изменения конъюнктуры на финансовом рынке, дабы не допустить резких скачков в балансе спроса и предложения или пресечь монополию отдельных компаний и даже отрасли. А для осуществления подобных манипуляций государству просто необходимо обладать собственной ресурсной базой.

Бюджет считается одним из важнейших документов страны, отражающих основные направления денежно-кредитной политики, и способы их достижения. Если правительство понимает, что имеющихся средств не хватает для реализации социально-экономических программ, то формируется профицит бюджета и вводится строжайшая экономия. В данном случае государство оказывает влияние на каждую отрасль для увеличения денежного потока, поступающего в казну. Достижение поставленной цели осуществляется за счет основных рычагов:

  • Система налогообложения.
  • Предоставление кредитов государству центральным банком.
  • Максимальное снижение расходной части.

Конечно, в первую очередь правительство ужесточит налоговую политику путем повышения ставок на отдельные виды деятельности или дифференцирования по уровню доходов населения. Когда повышения налоговых выплат не хватает, приходится прибегнуть к экономии и сокращению расходов, идущих на обеспечение государственных органов – применить метод секвестрования. А в качестве крайней меры можно выделить кредитование правительства. Национальный банк предоставляет кредиты на платной основе даже государству, но под минимальный процент. Последний рычаг не является достаточно эффективным, так как полученные средства подлежат обязательному возврату, что может загнать государство в долговую яму.

Немаловажное значение играет то, какой именно бюджет профицитен. Например, в российской практике в течение нескольких лет подряд наблюдается профицит бюджета республиканского, но из-за значительного дефицита средств местных и региональных бюджетов итоговый или консолидированный баланс получается с отрицательным сальдо.

 

Комментарии