Академия наук СССР: основание, научная деятельность, исследовательские институты

Академия наук СССР – высшее научное учреждение Советского Союза, существовавшее с 1925 по 1991 год. Под его началом объединялись ведущие ученые страны. Академия непосредственно подчинялась Совету министров СССР, а с 1946 года – Совету народных комиссаров. В 1991-м она была официально ликвидирована, а на ее базе создана Российская академия наук, действующая и сегодня. Соответствующий указ подписал президент РСФСР.

Образование научного учреждения

Здание АН СССР

Академия наук СССР была образована в 1925 году на базе Российской академии наук, которая до Февральской революции носила статус императорской. Постановление об этом было выпущено Советом народных комиссаров СССР и Центральным исполнительным комитетом.

В первые годы после образования академии наук СССР отношение к ней было весьма неоднозначным из-за ее статуса элитарного и закрытого научного учреждения. Однако вскоре началось ее активное сотрудничество с большевиками, финансирование было поручено Центральной комиссии по улучшению быта ученых и Наркомпросу. В 1925 году был принят новый устав академии наук СССР, она отметила свое 200-летие, так как вела историю от Петербургской академии наук, учрежденной по указу Петра I.

Первым президентом обновленного научного учреждения стал геолог Александр Карпинский. В середине 20-х годов начались явные попытки установления партийного и государственного контроля над академией, которая в прежние годы оставалась независимой. Ее подчинили Совнаркому, а в 1928-м под нажимом властей в руководство прошло много новых членов, состоящих в коммунистической партии.

Это было непростое время в истории академии наук СССР. Многие ее авторитетные члены пытались сопротивляться. Так, в январе 1929 года они провалили сразу трех кандидатов от коммунистов, которые баллотировались в состав АН, но уже в феврале были вынуждены подчиниться в условиях нарастающего давления.

«Чистки» в академии

В 1929 году советское правительство решило устроить «чистки» в академии наук СССР. Для этого была создана специальная комиссия под руководством Фигатнера. По ее решению были уволены 128 штатных сотрудников и 520 внештатных, всего их было 960 и 830 соответственно. С поста секретаря был смещен востоковед Сергей Ольденбург – один из главных идеологов ее независимости.

После этого государственным и партийным органам удалось установить полный контроль, выбрать новый президиум. При этом Политбюро решило оставить президентом Карпинского, его заместителями были утверждены Комаров, Марра и друг Ленина – энергетик Глеб Кржижановский. Непременным секретарем выбран историк Вячеслав Волгин.

Это был первый случай в истории академии наук СССР и ее предшествующих формациях, когда руководство было назначено по директиве сверху с последующим автоматическим утверждением на общем собрании. Это стало прецедентом, который в дальнейшем регулярно использовался на практике.

Академическое дело

Еще одним ударом по академикам академии наук СССР стало уголовное дело, в 1929 году сфабрикованное ОГПУ против группы ученых. Его начали готовить сразу после провала трех кандидатов от коммунистической партии, избиравшихся в число новых академиков. После этого в печати появились требования реорганизовать научное учреждение, а в политических характеристиках действующих академиков постоянно появлялась информация об их контрреволюционном прошлом. Однако вскоре эта кампания прекратилась.

В августе появился новый повод для «чистки», когда в Ленинград прибыла комиссия Фигатнера. Основной удар был нанесен по Пушкинскому дому и библиотеке академии наук СССР. В конце 1929-го начались реальные аресты. В основном это коснулось историков-архивистов. Ленинградское ОГПУ начало формировать из ученых контрреволюционную монархическую организацию.

В 1930-м были арестованы историки Сергей Платонов и Евгений Тарле. Всего к концу 1930 года по так называемому «Академическому делу» под следствием оказались более ста человек, в основном специалисты в области гуманитарных наук. Чтобы придать вес вымышленной подпольной организации, были привлечены провинциальные филиалы, аресты краеведов прошли по всей стране.

Открытый процесс по этому делу так и не был проведен. Приговор вынесла внесудебная коллегия ОГПУ, которая приговорила к различным срокам заключения и ссылке 29 человек.

«Академическое дело» нанесло серьезный удар по исторической науке в Советском Союзе. Преемственность в подготовке кадров оборвалась, на несколько лет была практически парализована исследовательская работа, более того, труды по истории церкви, буржуазии и дворянству, народничеству оказались под запретом. Реабилитация состоялась только в 1967 году.

Переезд в Москву

Общее собрание в АН СССР

В 1930 году академия разработала новый устав, который был утвержден в Центральном исполнительном комитете. Его рассмотрением занималась комиссия по заведованию учеными и учебными заведениями под председательством Волгина. Тогда же и был утвержден новый план работы на ближайшее время.

В связи с реорганизацией советского правительства академия перешла в ведомство ЦИК. В 1933-м было выпущено специальное постановление, переподчинившее ее СНК.

На следующий год сама академия и 14 подведомственных ей научных институтов были переведены в Москву из Ленинграда. Соответствующее постановление было подписано Молотовым. Исследователи отмечали, что это был один из важнейших шагов на пути превращения ее в штаб отечественной науки, при этом осуществлялся он фактически в авральном порядке.

В 1935 году непременный секретарь академии Волгин обратился с письмом к Сталину, в котором попросился в отставку. Он отметил, что сложную работу все время вел один, в то время как остальные члены партийной группы подавали то полезные, то совершенно фантастические идеи. Всего он пробыл на этой должности пять лет, не сумев не только продолжить научную деятельность, но даже читать книги по своей специальности, следить за развитием собственной научной сферы. Он заявил, что хочет вернуться к активной работе в 56 лет, так как вскоре сделать это будет уже слишком поздно. Более того, он признавался, что более не чувствует положительной оценки своей работы среди однопартийцев. В результате он был освобожден от этой должности, а его место занял экс-управляющий Совнаркома Николай Горбунов. На этом месте новый руководитель пробыл совсем недолго, так как в 1937 году пост непременного секретаря был упразднен. С тех пор эти обязанности выполняли административные служащие.

Численность академиков

На начало 1937 года действительными членами академии наук СССР считались 88 академиков, число научных и научно-технических сотрудников составляло более четырех тысяч.

За последующие годы их количество увеличилось многократно. К 1970 году общая численность научных работников выросла в семь раз. К 1985 году, учитывая научно-исследовательский персонал и профессорско-преподавательский состав, в академии трудились полтора миллиона человек.

Президенты

Всего президентами академии наук СССР за всю ее историю были семь человек. Ее первый руководитель Александр Карпинский скончался летом 1936 года в возрасте 89 лет. В его похоронах участвовало большинство руководителей страны, в том числе Иосиф Сталин, а прах ученого покоится в Кремлевской стене.

Выступление президента Комарова

Его место занял географ и ботаник Владимир Комаров. Членом-корреспондентом академии наук СССР он считался с самого основания, так как получил эту степень еще в 1914 году. Им был разработан принцип модельных групп для определения происхождения флор. Комаров считал, что познать любую флору можно только исследовав ее историю. Уже в статусе президента академии он подписал письмо с требованием расправиться с предателями Бухариным, Троцким, Рыковым и Углановым. Был депутатом Верховного Совета. Умер в самом конце 1945 года в возрасте 76 лет.

Третьим президентом академии стал Сергей Вавилов, младший брат известного советского генетика. Сергей Иванович был физиком, в частности, основал научную школу физической оптики в Советском Союзе. На этом посту проявил себя как популяризатор науки, был инициатором создания Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний. Благодаря его усилиям, имя Ломоносова стало в то время символом отечественной науки, остается таким до сих пор.

Его здоровье неожиданно сильно ухудшилось в 1950 году. Свою роль сыграли заболевания легких и сердца, перенесенные во время эвакуации. Два месяца он провел в санатории. Вернувшись к работе, председательствовал на расширенном заседании президиума академии, а через два месяца умер от инфаркта миокарда.

С 1951 по 1961 годы президентом был химик-органик Александр Несмеянов. Возглавлял Московский государственный университет имени Ломоносова, был директором института элементоорганических соединений, пропагандировал веганство. С поста президента ушел по собственному желанию в 62 года.

Следующие 14 лет академией руководил советский математик, один из идеологов космической программы Мстислав Келдыш. Он занимался работами по созданию ракетно-космических систем, исследованиями космоса, но в Совет главных конструкторов под руководством Королева вошел не сразу. Разрабатывал теоретические предпосылки полетов на Луну и к планетам Солнечной системы. Время, в которое он руководил академией, стало периодом значительных достижений советской науки. В частности, именно тогда были созданы условия для развития квантовой электроники и молекулярной биологии. В 1975 году он ушел в отставку. Вскоре после этого тяжело заболел. Летом 78-го его тело было обнаружено в автомобиле «Волга» в гараже на его даче в поселке Абрамцево. По официальной версии, причиной смерти стал сердечный приступ. Однако до сих пор весьма популярна версия о том, что Келдыш покончил собой, отравившись выхлопными газами из-за глубокой депрессии, вызванной плохим состоянием здоровья. Ему было 67 лет.

После Келдыша президентом академии стал физик Анатолий Александров. Считается одним из основателей ядерной энергетики, его основные труды посвящены физике твердых тел, ядерной физике и физике полимеров. Избран на эту должность он был на безальтернативной основе. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году стала его личной трагедией. В том же году ушел с поста президента. Поддерживал версию о том, что виновниками стали представители обслуживающего персонала станции, хотя доклад государственной комиссии подтвердил, что большое значение оказали общие технические причины.

Последним президентом советской академии стал физик и математик Гурий Марчук. Он работал в области физики атмосфер, вычислительной математики, геофизики. В 1991 году его сменил математик Юрий Осипов уже в статусе президента Российской академии наук.

Структура и филиалы

Научная комиссия

Первые отделения на базе академии были основаны в 1932 году. Ими стали Дальневосточный и Уральский филиалы. В Таджикистане и Казахстане появились научно-исследовательские базы. В будущем появились Закавказский филиал с отделениями в Азербайджане и Армении, Кольская научно-исследовательская база, Северная база, филиалы в Туркмении и Узбекистане.

В состав академии входили 14 республиканских академий, три региональных отделения (Дальневосточное, Сибирское и Уральское). Существовало четыре секции:

  • математических и физико-технических наук;
  • биологических и химико-технологических наук;
  • наук о Земле;
  • общественных наук.

Также существовало более десяти комиссий. Самыми заметными были археографическая, закавказская (занималась работами вокруг озера Севан), полярная, по изучению естественных производительных сил, комплексному изучению Каспийского моря, племенному составу населения СССР и сопредельных стран, Урановая, Селевая комиссии, постоянная историческая комиссия и многие другие.

Научная деятельность

Вестник АН СССР

Считалось, что основные задачи академии – полномасштабное содействие внедрению научных достижений в практику коммунистического строительства в Советском Союзе, развитие и выявление фундаментальных и самых важных направлений науки.

Научно-исследовательская деятельность велась через сеть лабораторий, институтов и обсерваторий. Всего в структуру АН СССР входили 295 научных учреждений. Помимо научно-исследовательского флота, сети библиотек, существовало собственное издательство академии наук СССР. Оно называлось «Наука». По состоянию на 1982 год было крупнейшим не только в стране, но и в мире.

Фактически его предшественником стала типография академии наук, в которой академические издания печатались еще с XVII века. В составе советской АН издательство было основано в 1923 году. Поначалу базировалось в Петрограде, его первым руководителем был советский минералог и основоположник геохимии Александр Ферсман. В Москву издательство переехало в 1934-м.

К концу 80-х ежегодный тираж составлял почти 24 миллиона экземпляров. В последние годы издательство академии наук СССР переживает не лучшие времена, регулярно подвергается критике со стороны комиссии по борьбе с фальсификацией научных исследований и лженаукой за издание монографий сомнительного содержания на платной основе. В настоящее время находится на грани банкротства.

При этом в прежние годы здесь выпускались авторитетные журналы, имевшие общее название «Известия академии наук СССР». По своим направлениям их издавали различные отделения и секции АН СССР. Это было одно из традиционных периодических изданий академии, восходившее к журналу «Комментарии» (он печатался с 1728 по 1751 год). Например, секция общественных наук выпускала две серии «Известия академии наук СССР», посвященных литературе, языку и экономике. В секции наук о Земле выходили четыре серии: геологическая, географическая, физика океана и атмосферы, и физика Земли.

В советское время академия считалась крупнейшим центром развития фундаментальных исследований в области общественных и естественных наук, осуществляла общее научное руководство по всевозможным направлениям, координируя работу в развитии механики, математики, химии, физики, биологии, наук о Вселенной и Земле. Проводимые исследования внесли большой вклад в развитие культуры, устроение технического прогресса, укрепление обороноспособности страны, развитие ее экономики.

По крайней мере, так позиционировала себя АН СССР в советское время. В современной действительности ее деятельность нередко подвергается критике. В частности, часть экспертов отмечает, что даже несмотря на формальную ответственность за развитие и состояние всей советской науки и широчайшие полномочия, за все время своего существования АН СССР так и не смогла выступить ни с одним действительно серьезным и значимым проектом, который мог бы реформировать всю советскую науку.

Награды, учрежденные АН СССР

Эмблема АН СССР

Выдающиеся исследователи и ученые при этом регулярно получали премии и медали за свои труды, изобретения и открытия, которые имели важнейшее значение для теории и практики.

Золотые медали академии наук СССР присуждались за выдающиеся научные достижения, изобретения и открытия. Также существовали премии, которые присуждались за отдельные научные выдающиеся работы, а также за серии работ, объединенных одной тематикой.

При этом высшей наградой считалась большая золотая медаль имени Ломоносова, которую начали присуждать с 1959 года, ее могли получить и иностранные ученые. Первым обладателем медали стал Петр Капица за работы по физике низких температур. Также среди лауреатов были Александр Несмеянов, японцы Хидеки Юкава и Синъитиро Томонага, англичанин Говард Уолтер Флори, иранец Иштван Русняк, итальянец Джулио Натта, француз Арно Данжуа и многие другие.

Институты

Заседание президиума АН СССР

Большую роль играли институты академии наук СССР в развитии деятельности этого учреждения. Каждый из них специализировался на каком-то отдельном направлении, которое стремился всесторонне развивать. Например, в 1944 году была основана академия медицинских наук СССР. Идея ее создания принадлежит Георгию Митереву и Николаю Бурденко.

Концепция, предложенная Бурденко, максимально отражала существовавшие в то время взгляды научной медицинской элиты страны. В число ее основных задач вошла научная разработка проблем практики и теории медицины, организация совместных научных исследований, в том числе международных, подготовка высококвалифицированных научных работников в области биологии и медицины.

В составе академии было три отделения. Отделение микробиологии, гигиены и эпидемиологии объединяло семь институтов, 13 институтов входили в состав отделение клинической медицины, наконец, еще 9 институтов подчинялись отделению медико-биологических наук.

Ныне существующее отделение химии и наук о материалах РАН раньше было академией химических наук СССР. Это структурное подразделение появилось в 1939 году после слияния группы технической химии с группой химии Отделения естественных и математических наук. Сотрудники вели активную деятельность, в частности, выпускалось большое количество популярных в то время журналов: «Неорганические материалы», «Журнал общей химии», «Химическая физика», «Успехи химии» и многие другие.

Академия педагогических наук СССР объединяла самых выдающихся ученых в сфере образования. Она была создана в 1966 году после преобразования академии педагогических наук РСФСР, существовавшей предыдущие два десятилетия. Ее штаб-квартира располагалась в Москве, при этом она входила в состав министерства просвещения.

Своей целью академики постановили развивать и осуществлять исследования по ведущим направлениям психологии, педагогики и возрастной физиологии. В системе академии существовало только три отделения. Это отделение частных методик и дидактики, общей педагогики, возрастной физиологии и педагогики, а также 12 научно-исследовательских институтов.

Институт истории академии наук СССР появился в 1936 году после ликвидации коммунистической академии. Она передала все свои учреждения и институты в систему АН СССР. Он включал в свою структуру историко-археографический институт академии наук СССР и институт истории коммунистической академии. С 1938 году существует Ленинградское отделение.

В 1968-м был разделен на институт всеобщей истории и институт истории СССР. Произошло это после выхода резонансной книги Александра Некрича «1941, 22 июня». В 1965 году она оказалась буквально в эпицентре политического скандала. Сразу после выхода этого тома книгу мгновенно раскупили из магазинов, крали из библиотек, а спекулянты продавали ее в 5–10 раз дороже номинальной стоимости. Уже в 1967-м она была включена в перечень запрещенной литературы. Причина такого ажиотажа стала в том, что автор впервые в советской истории заговорил о неготовности советской армии к Великой Отечественной войне, в том числе об истреблении командных кадров, которое велось с ведома Сталина и Политбюро. Некрич ожидаемо рассчитывал, что его поддержит антисталинское лобби, но ошибся. Высокопоставленные военные раскритиковали ее.

Позицию самого Некрича несколько раз разбирали в Комитете партийного контроля. Партийными разборками это дело не ограничилось: институт истории разделился на два учреждения. Уволить ученого никто не решился, так как он был слишком известен за границей. Поэтому его отправили в институт всеобщей истории, чтобы он больше не занимался ничем, что было бы связано с отечественными делами. В 1976 году он эмигрировал из страны.

Все это в очередной раз доказывает, что в советской науке, в первую очередь, ценились не факты, аргументы и доказательства, а лояльность существующей власти, умение выбрать ту «правильную» тему, которая будет адекватно воспринята руководством. Причем руководством не только самой академии, но и страны в целом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.