Юмореска - это шуточная миниатюра в литературной или музыкальной форме

Словесный и музыкальный языки тесно переплетаются между собой, несут интеллектуальную и эмоциональную информацию. Литература и музыка позволяют воспринимать мир как единое целое. Отражают реальность, по-своему выражая человеческие чувства, а их интеграция помогает глубже развивать эстетическое восприятие. Существуют понятия, общие для всех жанров творчества, юмореска - это одно из них.

Обобщенное значение и определение слова

Humoreske от humor – юмор, мимолетная шутка, слово немецкого происхождения. Юмореска - это повествовательная, небольшая по объему, шутливая интермедия, в прозаической или стихотворной форме. По сути осмеивающий, содержащий ноты пафоса анекдот, часто в гротескном виде. Основные значения:

  • веселая музыкальная пьеса;
  • пьеса в рифму с шутливым характером;
  • музыкальное комическое или литературное произведение небольшого размера;
  • маленькое произведение, написанное чтобы рассмешить читателя;
  • смехотворный скетч;
  • смешная сценка;
  • шутливая заметка;
  • юмористический опус.

В литературе

История происхождения начинается в литературе. Юмореска - это маленькое художественное произведение, проникнутое шутливым, а местами сатирическим содержанием. В эпоху Возрождения западноевропейская юмореска в литературе включала в себя популярные городские жанры:

  • фаблио;
  • фацеция;
  • шванк.

В Новое время городской фольклор добавляет ей ноты анекдота, который носит гротескные, чрезвычайно острые черты. Впервые в нашей стране юмореска появилась в XVII веке. Она обретает популярность в прозе, поэзии. Чиновники, представители высших слоев общества, военные, богатые люди становятся типичными объектами сатирической насмешки. Обычно вложенная смысловая нагрузка проявляется в шуточном описании сцен из жизни. Среди авторов-прозаиков на юморесках специализировались: Тэффи, М. Зощенко, А. П. Чехов, И. Ф. Горбунов, А. Аверченко.

Юмореска "Толстый и тонкий"

Как самостоятельный жанр шутливая интермедия не имеет четких очертаний. Остросатирического содержания, как правило, юмореска не имеет, а своими корнями уходит в традиционные средневековые фаблио, шванк и фацецию. В современном фольклоре к юмореске ближе всего анекдот.

Среди поэтов, работавших в данном жанре, стоит отметить С. Полоцкого, С. Черного, Д. Минаева, В. Маяковского.

Музейный экспонат по мотивам юморесок М. Зощенко

В музыкальном искусстве

Юмореска - это в музыке небольшое произведение, полностью шутливого характера или содержащее разделы в юмористическом ключе. Р. Шуман первый в музыкальном искусстве использовал название humoresque. В 1839 году он применил жанр для своей пьесы, состоящей из лирических эпизодов, где удачно соединяются шутка и мечта.

Композиторы XIX века юмореску применяли, чтобы обозначить легкие шутливые пьесы, существующие как отдельное сочинение или в серии произведений, объединенных в одно целое. В большинстве случаев они были фортепианные. Трактовка Э. Грига выглядела иначе, чем у Шумана. Он считал, что это жанровые зарисовки, отражающие самобытные черты народной музыки. В произведениях А. Дворжака, наоборот, ярко проявлялось лирическое начало, y М. Регера - скерцозность.

Юмореска в музыке

Юмореска в русской музыке обладает заметными скерцозно-плясовыми чертами. Из можно заметить у П. И. Чайковского (1872 год), С. В. Рахманинова (1894 год). Среди советских композиторов эту традицию продолжают: Л. Н. Ревуцкий, Р. К. Щедрин, О. В. Тактакишвили и другие.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.