Менеджмент как искусство управления возник в глубокой древности. Его описание в качестве вида человеческой деятельности встречается в трудах Сократа. Древнегреческий философ, живший в первом тысячелетии до н.э., описывает процесс управления людьми как попытку поставить определенного человека на определенное место и добиться от него желаемого результата деятельности. Судя по многим дошедшим до наших дней источникам, история менеджмента зародилась несколько тысячелетий назад, а сама наука управления людьми прошла в своем становлении несколько определенных этапов.
Доисторические люди, жившие разрозненно, не нуждались в управлении их деятельностью со стороны. Основной целью их существования было выживание в суровых условиях природы. Наши древние предки, объединявшиеся для совместной жизни в племена, уже нуждались в том, чтобы рядом с ними был мудрый человек, принимающий оптимальные для всего племени решения, разрешающий конфликты внутри племени, выносящий приговоры о наказании в чем-либо повинных. Таким человеком стал вождь. По мере разрастания социальных групп людей возникла необходимость разделения труда, однако, весь этот труд также должен был быть контролируемым кем-то со стороны. Так появляются первые зачатки управления отдельными группами людей, разделенных по их профессиональным признакам.
История менеджмента в современном понимании этого слова начинается с индустриальной революции, произошедшей в 17-19 веках. Именно в этот период в Европе возникают первые производственные предприятия, нуждающиеся в по-настоящему талантливых управленцах. Наука управления складывается к концу 19 века. В этот период времени появляются первые работы ученых, посвященные данному виду человеческой деятельности.
Этапы и школы в истории менеджмента
Менеджмент в качестве профессиональной деятельности впервые рассматривается американцем Г. Тауном в его докладе, подготовленном для выступления на собрании общества инженеров-механиков. На данном собрании он впервые высказывает свое мнение о том, что общество нуждается в подготовке специалистов-управленцев.
Всего за историю экономических учений 20 века сформировалось пять школ управления:
- школа научного менеджмента (основатель Ф. Тейлор, автор многих книг, посвященных этой теме);
- административная школа (родоначальник – французский инженер А. Файоль);
- количественная школа (представители – Д. Томпсон, Г. Акофф, Д. Марч);
- бихевиористская школа (ее становление связано с развитием социологии и психологии, известными представителями считаются Ч. Бернард, Ф. Герцберг, К. Арджирис);
- школа человеческих отношений (основатель – американец Э. Мэйо).
История менеджмента включает в себя пять основных этапов развития управления, первый из которых начинается на заре 20 века и совпадает со временем зарождения школы научного менеджмента. Возникновение административной школы Файоля в первом десятилетии 20 столетия ознаменовало наступление второго этапа развития управленческой деятельности.
В это же время в США начинается история финансового менеджмента. Вторая мировая война оказывает значительное влияние на становление управленческой мысли, первые двадцать лет после ее окончания совпадают с третьим этапом оптимизации менеджмента.
Следующая ступень развития управленческой деятельности связана с наукой – психологией, которая только набирает обороты. Для пятого этапа развития менеджмента (80-е гг.) характерно открытие такого мощного механизма, как организационная структура. Современное управление связано с развитием компьютерных технологий и автоматизацией производства. Сегодня история менеджмента не заканчивается, наука управления продолжает активно развиваться и совершенствоваться.