Промышленный переворот, начавшийся в конце 18 века в Англии и охвативший в последствии развитые государства (в 19 веке), являл собой замену ручного производства машинным, переход к фабрике от мануфактуры. Ведущими социальными классами становятся рабочие и буржуазия. Основой производства являются фабрика и завод, оснащенные машинами.
Промышленный переворот шел постепенно. В первой половине 19 века революция после Англии охватывает США. Затем возник промышленный переворот в Европе. Причем в восточной ее части индустриальная революция так и не закончилась.
Начало промышленного переворота затронуло легкую промышленность. Затем машинизация начала охватывать и прочие производственные отрасли. Этот период ознаменовался техническими изобретениями, среди которых токарный станок, швейная машина, новый транспорт (паровоз и пароход), виды связи (радио, телеграф, телефон).
Во второй половине 19 века промышленный переворот перешел на новый этап развития. В этот период был изобретен двигатель ДВС (внутреннего сгорания), фонограф (записывающее и воспроизводящее звук устройство), открыта нефть, химическое производство. Люди начали активно использовать электричество.
Промышленный переворот проходил в благоприятных условиях. Их создало образование США. Ткацкие станки и механические прялки появились в Америке в 1789 году. После того, как рабочий-эмигрант из Англии Плейтер составил чертеж ткацкого станка, через год в США начала работать первое текстильное фабричное производство. По истечении пятидесяти лет потребление на фабриках Америки хлопка выросло больше чем в двадцать два раза.
Следует отметить, что наибольшая активность по внедрению паровых двигателей отмечалась с начала сороковых годов 19 века. Такое сравнительно позднее внедрение было обусловлено распространением водного двигателя, в сравнении с паровым, более дешевого.
Большое значение в развитии индустриальной революции в Америке придавалось строительству железных дорог. В период с 1830 по 1850 произошло более чем пятикратное увеличение железнодорожной сети.
Рост добывающей отрасли и металлургической промышленности был связан в значительной степени с механизацией транспорта. Так, в первую половину 19 века отмечалось увеличение добычи чугуна в 12 раз, а добычи угла – в несколько тысяч.
Индустриальная революция позволила США развить собственное машиностроение. Так, в Пенсильвании, Нью-Йорке были построены большие заводы по производству паровых двигателей.
Следует отметить, что большой вклад в развитии индустрии в Америке внесли гении инженерной мысли (Кольт, Зингер, Морзе). В стране набирало обороты сельскохозяйственное машиностроение, что было обусловлено возрастающими потребностями фермерского хозяйства. В период 40-х – 50-х годов в Америке были созданы великолепные механические молотилки, сеялки, сенокосилки и прочее оборудование.
За пятьдесят лет в США объем импорта возрос в 4 раза, а экспорта в 3,7. Однако в середине 19 века в ведущие позиции в экспорте занимали все еще сельскохозяйственная продукция и сырье.
В России процесс индустриального переворота шел несогласованно в территориальном и отраслевом секторе. Это и послужило причиной достаточно длительного, полувекового перехода страны от ручного труда к автоматизированному производству. Началась машинизация в хлопчатобумажной индустрии в тридцатых годах, а закончился в металлургии в восьмидесятых годах.
К моменту отмены крепостничества более чем 60 % продукции в отрасли обрабатывающей промышленности производилось вольнонаемными рабочими на заводах и фабриках.
В середине 19 века было основано около сотни машиностроительных производств, однако в металлургии продолжали применять ручной труд.