В последнее время психолого-педагогической экспертизе ребенка уделяют огромное внимание, ибо стороны убеждены: суд при рассмотрении гражданских дел ориентируется исключительно на результаты независимого исследования. На самом деле это всего лишь одно из доказательств, учитываемое при вынесении решения. Остановимся на нем подробнее.
Причины назначения по гражданскому делу
Психолого-педагогические экспертизы могут быть двух видов: добровольная и по определению суда.
Если в процессе разбирательства затрагиваются интересы детей, важно выявить, например, их эмоциональную привязанность к каждому из родителей, другим членам семьи, свойства личности, особенности интеллектуального развития и т. д. Для этого требуется использовать знания в области педагогики и возрастной психологии.
Стороны судебного разбирательства могут прийти к обоюдному согласию о необходимости подобной экспертизы и провести ее добровольно в присутствии обоих родителей. В этом случае ее результаты будут трактоваться как рекомендации.
Назначение психолого-педагогической экспертизы судом требуется в следующих случаях:
- Появление адвокатского запроса или ходатайства одной из сторон.
- Судья вправе вынести определение и самостоятельно, если считает, что нет других объективных способов выявить мнение ребенка, например. Так, согласно СК РФ, опрашивать в суде можно только детей 10 лет и старше. Чтобы выявить позицию девятилетнего подростка, необходимо заключение эксперта.
Во втором случае психолого-педагогическая экспертиза для суда будет служить одним из доказательств по делу, но выноситься решение будет на основании их совокупности.
При рассмотрении каких споров требуется экспертиза
В полной семье в роли законных представителей ребенка выступают оба родителя, между которыми могут возникать разногласия по вопросам воспитания. Если их не удается решить мирным путем, одна из сторон вправе обратиться в суд. Первой инстанцией, куда семейное законодательство рекомендует обращаться, являются органы опеки. Однако их решение можно оспорить в суде, если кто-то из родителей с ним не согласен.
Перечислим наиболее часто рассматриваемые гражданские дела, в которых важно выявить интересы ребенка для вынесения решения:
- Ст. 59 СК РФ об изменении имени и фамилии несовершеннолетнего. Обязательное согласие ребенка требуется с 10 лет. До этого возраста между супругами могут возникать споры, особенно если они совместно не проживают.
- Ст. 65 СК РФ об осуществлении родительских прав. В ней говорится о возможных разногласиях по вопросам воспитания и месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании матери и отца.
- Ст. 66 СК РФ о реализации прав на участие в воспитании несовершеннолетнего одного из родителей, не проживающего совместно с ребенком.
- Ст 69 СК РФ о лишении родительских прав. Эта исключительная мера применяется к матери и отцу, злоупотребляющим своими правами и жестоко обращающимся с детьми. Факт физического или психологического насилия должен быть установлен с помощью медико-психолого-педагогической экспертизы.
Обращаем внимание, что любое медицинское обследование требует лицензирования, поэтому следует подробнее остановиться на том, кто имеет право быть экспертом.
Требования к лицам, проводящим экспертизу
По взаимному согласию законные представители ребенка вправе самостоятельно выбрать специалиста для проведения исследования. Главное условие - наличие профессионального образования. Это может быть сотрудник кафедры педагогики и психологии вуза, школьный психолог или индивидуальный предприниматель, имеющий соответствующий диплом. Но каждый, кто проводит экспертизу, должен быть готов к тому, что его могут пригласить в суд для пояснений результатов обследования или итогового заключения.
Более того, по инициативе одной из сторон или суда документ может быть подвергнут рецензированию специалистом более высокой квалификации. Это накладывает определенную ответственность на того, кто проводит обследование. Для экспертизы требуется использование апробированных методик. Она не может выглядеть как описание консультационного приема с последующими выводами.
Если требуется медико-психологическая экспертиза, например, для уголовного дела, где подросток является обвиняемым или потерпевшим, то проводить его вправе только организации или индивидуальные предприниматели, получившие на это соответствующую лицензию. Так, факт жестокого обращения с ребенком и наличие психологического насилия могут быть подтверждены только имеющим на это право учреждением.
Цели психолого-педагогической экспертизы
Если в суде рассматривается дело по определению места жительства несовершеннолетнего, родители которого проживают раздельно, экспертиза не вправе подготовить заключение с окончательным выводом - матери или отцу следует передать ребенка на воспитание. Ибо это не может являться целью исследования.
В законе сказано, что при вынесении окончательного решения суд учтет привязанность ребенка к матери и отцу, сестрам и братьям, возраст несовершеннолетнего, личные качества каждого из родителей и их отношения с ребенком, возможность создания несовершеннолетнему условий для развития. К последнему пункту относятся: род деятельности и режим работы каждого из родителей, их семейное и материальное положение и т. д.
Суд будет рассматривать все аспекты, многие из которых не находятся в компетенции педагога-психолога. Например, материальное положение сторон. Но в ходе экспертизы методики позволяют выявить:
- эмоциональную привязанность несовершеннолетнего к каждому из членов семьи;
- их отношения;
- личностные особенности родителей и самого несовершеннолетнего.
Возможно экспертное заключение по вопросу, могут ли индивидуальные особенности и стиль воспитания матери или отца оказать негативное влияние на развитие ребенка. Оно делается с учетом возрастных и личностных особенностей несовершеннолетнего.
Условия проведения экспертизы
Проведение психолого-педагогической экспертизы требует соблюдения ряда принципов:
- добровольности;
- отсутствия личной заинтересованности эксперта в результатах исследования;
- научности;
- гибкости;
- прогнозируемости.
Для более объективной картины исследование должно проводиться на нейтральной территории - в учреждении, где созданы все условия для комфортного пребывания взрослых и детей, а также для проведения тестирования. В помещении ничто не должно отвлекать испытуемых: внешний шум, посторонние люди, плохое освещение.
Подобную экспертизу часто называют комплексной. Обследование ребенка проводится в присутствии обоих родителей. Это не означает, что они должны находиться в помещении, где проходит тестирование, - для них должна быть выделена комната ожидания. А при выявлении отношения родителей к ребенку, а также их влияния на его воспитание и развитие тестирование должны пройти и взрослые.
Подготовительный этап экспертизы
Экспертиза проводится в несколько этапов. Одним из важнейших является подготовительный. Он важен как с точки зрения настроя ребенка и его родителей, так и с точки зрения наблюдения. Приглашение обоих родителей, между которыми существует конфликт, очень важно для того, чтобы стороны доверяли результатам исследования, которое должно проводиться максимально прозрачно.
Психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда начинается со сбора фоновой информации. Можно понаблюдать, с кем придет несовершеннолетний, как он отреагирует на второго родителя и как все поприветствуют друг друга. Очень показательна предварительная ознакомительная беседа, в ходе которой имеет значение, как рассядутся ее участники, как они будут взаимодействовать, что скажут по существу спора.
Эксперту необходимо выстроить доброжелательные отношения с семьей и объяснить суть проведения исследования. Наиболее эмоционально значимый родитель поможет настроить несовершеннолетнего на тестирование. Само исследование должно проходить без присутствия посторонних лиц, чтобы ничто не отвлекало во время его проведения.
Тестирование
Для исследования чаще всего используются структурированные методики, где имеется возможность ранжирования количественных показателей. Выбор зависит от цели тестирования, возраста ребенка, времени, которыми располагает эксперт.
Для детей младшего школьного возраста применяются проективные методики в виде рисуночных тестов. Например, "Рисунок семьи" Рене Жиля. Для более старших можно воспользоваться "Диагностикой эмоциональных отношений в семье" Е. Бене, "Опросником взаимодействия родитель-ребенок" (ВРР).
Эксперт должен быть готов к тому, что все объективные материалы могут быть истребованы судом при проведении рецензирования, поэтому очень важна достоверная интерпретация результатов. В последнее время все чаще применяется видеосъемка, где фиксируется процесс проведения психолого-педагогической экспертизы, так как при выполнения рисуночного теста, например, поведение ребенка очень диагностично.
Экспертное заключение
Для данного документа нет специальной формы установленного образца, но грамотное заключение должно включать в себя:
- Дату, время и место проведения обследования.
- ФИО обследуемого, возраст и краткие биографические данные (адрес проживания, школа, детский сад, состав семьи и т. д.).
- Кто и в чьем присутствии проводил обследование.
- Цель тестирования.
- Объективные данные, выявленные в процессе наблюдения.
- Перечень используемых методик.
- Результаты тестирования.
- Выводы.
- Рекомендации.
Хотя психолого-педагогическая экспертиза проводится для суда, рекомендации даются родителям. Если у ребенка повышена тревожность, например, и он травмирован конфликтной ситуацией между родителями, необходимо указать, что должны делать взрослые, чтобы облегчить состояние несовершеннолетнего. Суд учтет готовность каждого из них соблюдать интересы ребенка.
Заключение: что нужно знать родителям
По гражданскому делу судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится на добровольной основе. Родители вправе лично отказаться от ее проведения и не подвергать обследованию ребенка. При этом суд будет трактовать отказ в пользу стороны, заявившей ходатайство.
Например, отец хочет доказать, что ребенок эмоционально привязан к нему и хочет с ним общаться. Мать отказывается привезти несовершеннолетнего на обследование, доказывая при этом, что тот забыл отца и не желает с ним видеться. В данном случае суд примет сторону заявившего ходатайство.