Методы и приемы воспитания: описание, характеристика, классификация
Воспитание является общественным явлением. Это противоречивый и сложный социально-исторический процесс, позволяющий подрастающему поколению входить в жизнь и в отношения между людьми. Помимо всего прочего, воспитание способствует развитию общественного прогресса. При этом оно является настоящей технологией, представляющей собой целостную систему, состоящую из ряда элементов. Рассмотрим их подробнее.
Методы воспитания
Данное понятие является основным элементом технологии воспитания. Методы, применяемые педагогом, представляют собой определенным образом организованную деятельность. При этом каждый из них в отдельности решает свою специфическую задачу. Применение того или иного метода воспитания зависит от особенностей субъектов, участвующих в данном процессе. При этом находят свое проявление свойства преимущественного развития определенных качеств у учеников.
Методам воспитания присущи вполне определенные функции. Каждый из них обладает совокупностью свойственных лишь ему приемов и средств педагогического воздействия.
Стоит отметить, что учителя в процессе своей профессиональной деятельности смогут решить поставленные перед ними задачи по формированию личности ученика только при применении комплексного подхода. А он представляет собой скоординированные действия всего педагогического коллектива с участием общественных организаций.
В основе методов воспитания лежат самые разнообразные приемы и средства. Они тесно связаны меду собой и применяются на практике в неразрывном единстве.
Средства воспитания
Данное понятие означает все то, к помощи чего педагог прибегает при воздействии на своих воспитуемых. Средства воспитания можно разбить на две группы. С одной стороны, к ним относят самые разнообразные виды деятельности. С другой - под средствами воспитания понимают совокупность конкретных предметов и мероприятий, используемых учителем в процессе реализации определенного метода педагогического воздействия. Это может быть слово или наглядные пособия, литература и беседы, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.д.
Приемы воспитания
Данный элемент является составной частью методов педагогического воздействия. С помощью применения самых различных приемов возможно изменение взглядов ребенка, его мотивов и поведения. В результате подобного воздействия происходит активация резервных возможностей воспитанника. После этого ребенок начинает действовать тем или иным образом.
Все существующие в настоящее время приемы воспитания разделены на группы. Первая из них связана с организацией общения и деятельности детей в коллективе сверстников. В эту группу входят такие приемы воспитания:
- «Эстафета». Свою деятельность педагог организует таким образом, чтобы происходило взаимодействие учащихся из различных групп.
- «Акцент на лучшее». Во время разговора с детьми педагог старается подчеркнуть в них самое хорошее. Необходимо чтобы оценка была объективной и опиралась на конкретные факты.
- «Взаимопомощь». При использовании этого приема педагогическая деятельность организуется таким образом, чтобы успех общего дела зависел от того, насколько дети будут помогать друг другу.
- «Разрушение стереотипов». Данный прием предполагает доведение до сознания детей того факта, что в коллективе мнение большинства его членов не всегда является правильным.
- «Истории о себе». Данный прием используется педагогом для того, чтобы дети лучше понимали друг друга. Он предлагает им сочинить историю о себе и вместе с друзьями сыграть ее в качестве маленького спектакля.
- «Общаться по правилам». В этом случае педагог устанавливает для своих учеников определенные правила. Они призваны регламентировать поведение и общение учащихся и определять, в каком порядке и в каких случаях можно опровергать, критиковать и дополнять мнение товарищей. Такой прием позволяет снять негативные моменты в общении, защитив при этом статус каждого из участников.
- «Коррекция позиции». При использовании данного приема педагог способен тактично изменить мнение учеников, а также принятые им роли и образы, которые снижают продуктивность их общения со сверстниками.
- «Общее мнение». Данный прием предполагает высказывание учащихся на тему отношений с окружающими людьми по цепочке. При этом одни начинают, а вторые продолжают, уточняют и дополняют высказанное мнение. От самых простых суждений дети переходят к аналитическим. После этого при введении соответствующих требований педагог переводит беседу в русло проблемных высказываний.
- «Справедливое распределение». Данный прием позволяет создать равные условия для проявления инициативы каждым учеником. Ведь нередко встречаются ситуации, когда агрессивные атаки и выступления некоторых детей гасят желание общения у их одноклассников.
- «Мизансцена». Суть данного приема состоит в изменении характера общения и его активизации при расположении учеников в классе в определенных сочетаниях друг с другом, что может иметь место на различных этапах выполнения поставленных задач.
Следующая группа приемов предполагает собой организацию диалога учителя и ребенка, что в конечном итоге должно способствовать формированию отношения последнего к той или иной значимой проблеме. В этом случае используется:
- «Ролевая маска». Учитель предлагает своим воспитанникам войти в образ другого человека, выступив не от своего лица, а от того, чью роль он будет играть.
- «Прогнозирование ситуации». При использовании такого приема педагог, проводя беседу, предлагает детям высказать предположение о развитии того или иного конфликта. Одновременно с этим учитель должен вместе с детьми попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
- «Обнажение противоречий». При использовании данного приема педагог дает творческое задание своим воспитанникам. В ходе его выполнения он предлагает детям обсуждение нескольких точек зрения, противоречащих друг другу.
- «Импровизация на выбранную детьми тему». Данный прием также предполагает творческую работу учащихся. Дети выбирают любую тему, вызывающую у них интерес, и переносят все события в совершенно новые условия.
- «Встречные вопросы». Педагог разделяет своих учеников на группы. Каждая из них начинает готовить встречные вопросы. В последующем они вместе с ответами должны быть подвергнуты коллективному обсуждению.
Используя педагогические приемы, учитель должен в первую очередь ориентироваться на свой собственный пример, обращаться к независимым экспертам, отслеживать изменение обстановки и т.д.
Приемы воспитания представляют собой частные случаи использования отдельных средств воспитания. При этом обязательным условием является учет конкретной педагогической ситуации. Методы и приемы в технологии воспитания могут заменять друг друга. Например, убеждение. С одной стороны, оно входит в перечень основных методов, позволяющих сформировать научное мировоззрение. С другой – является одним из методических приемов. В этом случае убеждение используется при реализации таких методов, как пример или упражнение.
Владение элементами технологии образования
Знание методов, приемов и средств воспитания вовсе не означает, что учитель способен профессионально владеть педагогической технологией. Отведенную им роль данные элементы сыграют лишь в том случае, когда им будет присуща соответствующая упорядоченность.
Владение методами, приемами и средствами воспитания способствует тому, что учитель отберет те из них, которые будут наиболее эффективными в конкретной ситуации. При этом он применит их в определенном сочетании или отдаст предпочтение одному из указанных компонентов.
Вся система методов и приемов воспитания должна использоваться педагогом комплексно и применяться им опосредованно или непосредственно. Основным предназначением данных элементов является установление наиболее эффективного взаимодействия, которое будет иметь место между всеми сторонами обучающего процесса.
Методы и приемы воспитания должны быть применены в совокупности их технологической взаимосвязи. Только в этом случае можно будет достигнуть поставленных перед педагогом целей. Ни один из методов и приемов обучения и воспитания, взятый изолированно, не способен обеспечить формирование у личности высоких моральных качеств, убежденности и сознательности. То есть ни один из этих элементов не является универсальным и не способен решить стоящих перед педагогом задач.
Каким образом должны быть выстроены методы и приемы обучения и воспитания? Исходным моментом для решения этого вопроса является уточнение роли каждого из этих элементов в педагогической практике. Как правило, учитель, придя на урок, вовсе не задумывается над тем, какие методы и приемы воспитания детей будут им применены в ближайший академический час. Тем не менее ему предстоит выстроить свою линию поведения, что особенно необходимо при возникновении сложной ситуации. А для этого учителю понадобятся знания об определенной совокупности возможных решений. Владение методами и приемами воспитания позволяет применять их системно. При этом педагог будет обладать четким представлением о том, что ему делать во время своей повседневной работы со школьниками, одновременно выявляя наиболее эффективные средства, которые позволят достигнуть поставленных целей.
Формирование сознания личности
В педагогической практике существуют методы и приемы воспитания, позволяющие передавать личности знания о явлениях и основных событиях окружающего мира. Их основной целью является формирование убеждений и понятий, собственного мнения и оценки происходящего.
К общим особенностям методов и приемов воспитания данной группы можно отнести их вербальность. Другими словами, они ориентируются на слово. А оно, как известно, во все времена являлось сильнейшим средством для процесса формирования личности. Слово при используемых методах и приемах воспитания обращено к сознанию ученика. При этом оно способствует возникновению у него переживаний и размышлений. С помощью слова дети начинают осмысливать мотивацию собственных поступков и личный опыт. Тем не менее в отрыве от других методов и приемов воспитания, подобное воздействие не может быть достаточно эффективным. Именно поэтому для формирования сознания личности используются убеждения и рассказы, разъяснения и объяснения, этические беседы и лекции, увещевания и диспуты, примеры и внушения. Рассмотрим некоторые из этих элементов подробнее.
Используемое в педагогических методах и приемах воспитания убеждение представляет собой разумное доказательство того или иного понятия, оценку происходящего или нравственной позиции. Учитель предлагает ученикам выслушать предложенную им информацию. Однако при этом дети воспринимают не только суждения и понятия. Большее внимание они обращают на логичность изложения учителем своей позиции. При оценке полученной информации ученики или утверждаются в своих позициях и взглядах, или начинают их корректировать. Убеждаясь в том, что сказанное является истиной, они способны сформировать собственную систему взглядов на социальные отношения, общество и на мир.
Реализовать убеждение как метод воспитания позволяют различные его формы. В частности, педагогом могут быть использованы басни и библейские притчи, исторические аналогии и отрывки, взятые из литературных произведений. Достаточно эффективным станет слово и при проведении дискуссий.
Среди методов и приемов дошкольного воспитания чаще всего встречается рассказ. Используют его также в младших и средних классах.
Рассказ представляет собой яркое и эмоциональное изложение определенных фактов. При этом он входит в перечень методов и приемов нравственного воспитания. С помощью рассказов дети получают умение различать хорошее и плохое. Они впитывают информацию о тех правилах поведения, которые существуют в обществе, а также о нравственных поступках.
Читая рассказ, педагог учит детей так или иначе относиться к героям повествования. Одновременно с этим он раскрывает своим воспитанникам понятие хорошего поступка. Также дети должны услышать и о том, каким героям им нужно подражать и какие качества их характера должны стать для учеников примером. Рассказ позволит детям с новых позиций пересмотреть поведение как свое, так и сверстников.
Для малышей, посещающих младшие группы ДОУ, используются сказки. В них должно быть не более 2-3 героев. Это позволит детям понять и осознать сюжет. Для воспитанников средних и старших групп педагогом подбираются рассказы посложнее. Ребенок в этом возрасте уже способен анализировать услышанное и делать определенные выводы.
Среди методов и приемов нравственного воспитания выделяют также объяснение. Его используют в тех случаях, когда педагог с помощью рассказа не смог добиться ясного и четкого понимания детьми каких-либо правил поведения, принципов, законов и т.д. Объяснение представляет собой доказательную форму изложения, в основе которой находятся логически связанные умозаключения, устанавливающие истинность того или иного суждения. Во многих случаях данный метод педагог сочетает с наблюдением за учениками. Это позволяет ему постепенно перейти на беседу с ними.
Еще одним методом, используемым для формирования сознания личности, является разъяснение. К нему педагог прибегает в тех случаях, когда ему необходимо сообщить детям о новых для них нравственных порядках, повлияв при этом на их чувства. Разъяснение используется с целью формирования и закрепления формы поведения и морального качества. От объяснения и рассказа данный метод отличает ориентированность его воздействия на отдельную личность или определенную группу детей. Разъяснение в педагогической практике постоянно используется при работе с дошкольниками. Ведь эти дети обладают небольшим жизненным опытом и не всегда могут правильно поступить в той или иной ситуации. Именно поэтому воспитателю важно разъяснять им определенные требования и правила поведения, в частности, указывать на необходимость соблюдения режима в детском саду. Основное для педагога, использующего данный метод, - не превращать его в нотацию.
В тех случаях, когда воспитаннику предстоит принять определенные установки, используется внушение. С его помощью педагог способен воздействовать на личность, создавая мотивы ее деятельности.
Внушение усиливает другие методы, приемы воспитания дошкольников. Оно особенно сильно воздействует на чувства, а через них - на волю и ум человека.
При использовании этого одного из наиболее эффективных методов воспитания воспитательные приемы, задействованные педагогом, связаны с процессом самовнушения. Ребенок при этом будет стараться дать эмоциональную оценку своему поведению.
Одновременное сочетание просьбы с разъяснением и внушением представляет собой еще один метод воспитания - увещевание. В этом случае очень многое будет зависеть от того, в какой форме педагог станет обращаться к ребенку, от нравственных качеств и авторитета учителя. Какие при этом могут быть применены формы воспитания? Методы и приемы при увещевании представляют собой похвалу, обращение к чувству стыда, собственного достоинства, покаяния. При этом важно, чтобы ребенок осознал пути для исправления.
Методы опыта поведения в обществе и организации деятельности
В своей деятельности педагог стремится отработать у детей привычки поведения, которые в дальнейшем станут для его воспитанников нормой. При этом ему необходимо использовать формы, методы, приемы и средства воспитания, воздействующие на предметно-практическую область. Применение данных элементов способствует развитию у детей качеств, которые позволят им реализовать себя в обществе как неповторимую индивидуальность.
Рассмотрим подобные методы, способы и приемы воспитания подробнее. Одним из таких элементов являются упражнения. При многократном выполнении заданных учителем действий они у детей доводятся до автоматизма. Результатом упражнений являются те или иные привычки и навыки, то есть устойчивые качества человека. В их числе – культура общения, дисциплина, организованность, самоконтроль и выдержка.
Одним из методов воспитания является приучение. Оно представляет собой интенсивно выполняемые упражнения. Прибегают к такому приему при необходимости быстрого формирования необходимых качеств, которые при этом должны быть на высоком уровне.
Еще одним методом воспитания является требование. При его применении норма поведения, выраженная в личных отношениях, стимулирует определенную деятельность ребенка, вызывает ее или тормозит. При этом у воспитанника появляются те или иные качества. Требования могут быть позитивными и негативными. Последние из них представляют собой прямые приказания, угрозы и осуждения.
Еще одним методом воспитания, который развивает необходимые качества и приучает детей к положительным поступкам, является поручение. В зависимости от цели, характера и содержания оно бывает индивидуальным, групповым, коллективным, а также временным или постоянным. Любое поручение имеет две грани:
- меру полномочий (тебя попросили, от тебя зависит успех порученного всем дела и т.д.);
- меру ответственности (ты должен проявить силу воли, то, что было поручено, нужно довести до конца и т.д.).
Методы стимулирования деятельности и поведения
Одной из задач педагогов является формирование нравственных чувств детей. Для ее выполнения используются педагогические методы и приемы воспитания, которые вызывают положительное или отрицательное отношение личности к явлениям окружающего мира и к находящимся в нем предметам. Дети начинают правильно оценивать собственное поведение. А это, в свою очередь, способствует осознанию человеком своих потребностей и осуществлению выбора жизненных целей.
Рассмотрим подробнее такие методы. Одним из них является поощрение. Оно представляет собой выражение положительной оценки педагогом действий своих воспитанников. Применение поощрения позволяет закрепить положительные привычки и навыки детей, неся с собой возбуждение положительных эмоций и вселяя в ребенка уверенность. Среди приемов данного метода выделяют похвалу и одобрение, награждение и благодарность.
Предупредить нежелательные поступки учеников, вызывать чувство вины у детей перед другими людьми позволяет наказание. Его приемами являются: ограничение и лишение определенных прав, наложение на ребенка дополнительных обязанностей, выражение осуждения и морального порицания. Формы таких наказаний также могут быть различными - традиционными или высказанными экспромтом.
Удовлетворить естественные потребности ребенка к соперничеству, к сравнению себя с окружающими и к лидерству позволяет такой метод как соревнование. Он позволяет школьникам осваивать опыт поведения в социуме, развивает эстетические, нравственные и физические качества. В процессе соревнования формируется конкурентоспособность личности, которая учится самореализации в самых разнообразных видах деятельности. Соревнование является одним из элементов методов и приемов физического воспитания.
Самоконтроль и контроль
В процессе своей работы педагогу необходимо изучать поведение и деятельность воспитанников. Другими словами, он должен постоянно контролировать детей. Кроме этого, ученики должны познавать сами себя, проявляя самоконтроль.
В этом случае учитель может применить такие методы:
- педагогическое наблюдение за детьми;
- беседы, выявляющие воспитанность учеников;
- опросы (устные, анкетные и проч.);
- анализ результатов проводимых общественно полезных мероприятий;
- создание определенных ситуаций, позволяющих изучить поведение детей.
При использовании методов самоконтроля, направленных на самоорганизацию поведения личности, ее воли, разума, чувств, может быть применен самоанализ или самопознание. Сущность первого из них заключается в том, что дети (чаще всего подростки) проявляют интерес к своей личности, начиная все более задумываться над своими поступками и отношением к окружающему миру. При этом они дают нравственную оценку имеющимся у них потребностям и желаниям, а также положению в социуме.
С помощью самопознания дети становятся субъектами воспитания, воспринимая себя как уникальную, неповторимую и самостоятельную личность. Ребенок открывает свой внутренний мир, начиная осознавать собственное «Я» и положение в обществе.
Экологическое воспитание
Данное направление считается частью образовательной программы, принятой на государственном уровне. Для решения поставленных задач педагоги используют самые разнообразные методы и приемы экологического воспитания. Что они представляют собой?
Учителя активно применяют наглядные методы, в числе которых находятся:
- Наблюдение. Оно, как правило, имеет определенный объект, цель и сроки. Ведется наблюдение за поведением животных, развитием неживых и живых объектов, а также за изменением качеств и свойств их структуры. Рассматривается при этом и изменение внешнего вида какого-либо явления или объекта.
- Использование наглядного материала. При экологическом воспитании педагог используется такие средства, как картины и фотографии, видеоролики и фильмы, дидактические карточки, иллюстрации и книги.
Для полной интеграции детей в экологическую структуру применяются практические методы. Среди них:
- Моделирование. Данный метод особенно часто используется для дошкольников, а также для учеников начальных и средних классов. Он является не чем иным, как замещением реальных объектов с помощью знаков и схем.
- Эксперименты и опыты. Они представляют собой наблюдение за изучаемым объектом в искусственных условиях.
- Экологические игры. Подвижные и дидактические, словесные или настольные, они позволяют ознакомиться с материалом, познать его и закрепить. В качестве метода экологического воспитания игра очень часто используется воспитателями детских дошкольных учреждений, а также учителями начальных классов.
Музыкальное воспитание
В процессе воспитания детей в данном направлении учителя используют те же методы, которые существуют в общей педагогике. Среди них наглядный, словесный и практический. В каждый из этих методов включена система самых разнообразных приемов. Какой из этих элементов будет выбран педагогом? Конкретные методы и приемы музыкального воспитания будут зависеть от задач, стоящих перед занятием, от сложности изучаемого материала и от уровня развития детей.
Нередко основной целью педагога является показ детям события или явления окружающего мира в самых красочных образах или рассказ о действиях и чувствах людей или животных. Какие методы и приемы музыкального воспитания необходимо использовать в данном случае? Педагог стремится к наглядности. При этом основными ее компонентами являются:
- слуховая наглядность (прослушивание конкретной мелодии);
- тактильная наглядность (ощущение телом тех волновых колебаний, которые исходят от музыкального звучания);
- зрительная наглядность (демонстрация движений танца, использование разнообразных наглядных средств и т.д.).
Рассматривая методы и приемы музыкального воспитания дошкольников, можно обнаружить, что для маленьких детей педагог нередко применяет слово. Его использование обращено к сознанию ученика, способствуя его осмысленности, а также содержательности деятельности ребенка. Наиболее часто, применяя слово, педагог берет на вооружение такой прием данного метода, как объяснение. Его он задействует после прослушивания нового музыкального произведения, упражнения или пляски. При этом чаще всего объяснение имеет вид образного рассказа
Осуществить музыкальное воспитание детей невозможно и без пояснений. Их педагог дает, показывая движения танцев, а также разнообразные певческие приемы.