Поэтическое искусство, как и любое другое, складывается из многих составляющих. Из чего сложено стихотворение? Наверное, любой может вспомнить со школьных уроков литературы такие базовые составляющие стихотворчества, как размер или рифма. На самом деле рифма и размер - это лишь внешние параметры произведения, так сказать, его "технические характеристики". Они лишь помогают выразить сокровенную суть стихотворения. Без технического мастерства поэту не обойтись, но не менее важно то, что называют "поэтическим образом". Это элемент стихотворчества, связанный уже не с формой, а с содержанием стихотворения.
Любое произведение искусства служит воплощением мысли и чувства его создателя. При этом обычно творец старается высказать свою мысль как бы в обход привычных нам слов и выражений. Особенно это касается поэзии. Не зря Юнна Мориц писала:
За зубами поэзия держит язык.
Все та же поэтесса Юнна Мориц в том же стихотворении "Зверь голубой" писала, что цель поэтического искусства - "имя воспеть, но не выдать". Под "именем" здесь имеется в виду идея, тема стихотворения, его стержень, его основа. Но "имя" в стихотворении читатель сможет найти, только напрягая воображение, поскольку оно "спрятано" от сознания читателя выразительным средствами. В этом отчасти и заключается искусство стихотворца. И одним из важнейших поэтических средств, подчиняющим себе остальные, является так называемый поэтический образ.
Этимология явления
Чаще всего мысли и чувства творца воплощаются в творчестве при помощи образов. Вообще что же это такое - образ? Обратимся к этимологии этого слова. Оно пришло в русский язык из старославянского, где обозначало "лицо" или "щека". Слово "образ" употребляется также в греческом языке в значении "икона", "изображение".
Суть явления
Любой художественный (в том числе и поэтический) образ, избранный творцом для выражения его мысли, знаком среднестатистическому читателю. Это обычно какой-то вполне привычный предмет или явление, например, природное явление, которое мы часто наблюдаем. При этом художник раскрывает это явление так, что оно неожиданно открывается читателю совершенно в новом свете. Гениальные творения выявляют в окружающих нас привычных предметах и явлениях то, чего никто в них не замечал. И вот тогда предмет или явление становится изучаемым явлением.
Поэтический образ помогает создать развернутое сравнение, причем таких предметов или явлений, сходства между которыми никто не замечал. Или, может быть, предметы или явления выбраны внешне сходные между собой, но творец находит неожиданные точки соприкосновения.
Изучаемое явление на примере поэмы М. Цветаевой
Гениальным примером ярчайшего изучаемого явления является "Поэма горы" Марины Цветаевой. Ну, казалось бы, гора, - любой ребенок знает, что это такое. Однако для М. Цветаевой образ горы - это всего лишь средство для того, чтобы читатель понял, какой невиданной силы страсть испытывают лирические герои. Это страсть размером с высоченную гору, вершины которой устремлены в небеса:
Оттого, что в сей мир явились мы -
Небожителями любви
Вникнув в специфику сложного понятия, постараемся ответить на вопрос, какие поэтические образы наиболее часто встречаются в поэзии.
Изучаемое явление в народном искусстве
Начать следует, наверное, с образа природы. Он получил очень широкое распространение в стихотворениях разных поэтов. Среди произведений, в которых образ природы играет важную роль, и чисто пейзажная лирика, и философские, и любовные стихотворения, для которых природа - лишь средство, чтобы уточнить, пояснить и наиболее полно раскрыть авторскую мысль.
С пейзажной лирикой, наверное, все понятно, - здесь природа выступает как предмет поклонения, восхищения, любования. Чтобы разобраться с ролью природы в любовной лирике, обратимся сначала к народному искусству. В жанре народной лирической песни издавна использовалось такое поэтическое средство, как образный параллелизм. Суть его заключается в сравнении состояния человека, его дум, его чувств и переживаний с миром природы. В народных песнях, построенных подобным образом, одна строфа обычно описывает некое явление природы, другая - идентичное ему состояние человеческой души:
Туманно красное солнышко, туманно.
Что в тумане красного солнышка не видно.
Кручинна красная девица, печальна;
Никто ее кручинушки не знает.
Поэтический образ природы в профессиональной поэзии
Поэты также прибегали к сравнению душевного состояния лирического героя с разными состояниями природы.
Мне холодно - знаешь?
Мне холодно - слышишь?...
Дорога лесная
В стенах, да без крыши.
А небо дыряво,
А с небушка каплет...
У мутной канавы я бросила грабли.
Холодные капли
Текут под рубашку,
Озябшие пальцы терзают ромашку.
Ромашка сказала:
-Не любит... Я знаю!
Ни фей, ни русалок -
Дорога лесная!
Мне все по плечу,
Я не думаю плакать,
Но снова кричу
В эту зыбкую слякоть,
Чтоб крик поднимался
Все дальше, все выше.
-Люблю тебя! Знаешь?
Люблю тебя, слышишь?!
В этом стихотворении М. И. Цветаевой ощущение бесприютности, которое все мы чувствуем в холодную дождливую пору, смешано с горечью глубокой тоски по любимому, но не любящему человеку. Становится даже не очень понятно, отчего же все-таки холодно лирической героине, а точнее, - отчего ей холоднее: от погоды или ощущаемой нелюбви. И это только усиливает впечатление.
Образ поэзии. Благословение или проклятие?
Еще один яркий образ, созданный корифеями слова, - это поэтический образ поэзии. Да, само стихотворное искусство нередко воспевалось его служителями. Вкратце коснемся этого явления.
Образ поэзии в стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова и других непременно связывается с лирическим героем (прототипом которого обычно выступает сам поэт), его даром, предназначением и судьбой. Обычно стихотворения, раскрывающие образ поэзии, принадлежат к философской лирике. Зачастую поэты задаются в таких стихотворениях примерно одним вопросом: благословением или проклятием является данный им небесный дар. Образ поэзии помогает раскрыть избранничество ее служителя: поэт - это пророк, слуга Бога, призванный Им быть для общества постоянным раздражителем, чтобы не дать этому обществу погрязнуть в равнодушии. Показательно, что образ пророка для выражения избранничества поэта используется в стихотворениях и Пушкина, и Лермонтова. Это еще один пример умело представленного образа в поэтической речи.
Образ поэзии как страшного искусства, постоянно требующего крови своего служителя, предельно раскрывается в стихотворении Николая Гумилева "Волшебная скрипка", посвященном Валерию Брюсову:
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
В целом стихи разных поэтов, раскрывающие образ поэзии и поэта, сходны по своему замыслу.
Образ родины на примере лирики А. А. Блока
Еще один предельно важный для понимания русской поэзии образ - это образ родины. Он неразрывно связан с образом природы, ведь любовь к родине чаще всего начинается именно с любви к родной природе. Однако наряду со стихотворениями, прославляющими "немудреную красу" русской природы и через это самой России, есть немало стихотворений, в которых образ родины играет самостоятельную и главенствующую роль. Чтобы проиллюстрировать сказанное, хотелось бы остановиться на лирике Александра Александровича Блока.
Для этого поэта поэтический образ родины стал одним из центральных образов его лирики. Само отношение поэта к родной стране необычно: для него она живой человек, причем не любой человек, а любимая женщина, загадку которой влюбленный поэт и пытается раз за разом разгадать в своих стихотворениях. В хрестоматийном цикле "На поле Куликовом" образы любимой женщины и родной страны практически сливаются воедино:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Поэт всем сердцем болеет за родную страну и в то же время, понимая, что еще много горестей придется ей пережить, он уверен в ее светлом будущем (отрывок из стихотворения "Россия":
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Стихотворения Блока - это ярчайшие примеры раскрытия образа родины в поэзии. Они уникальны тем, что своей интимной задушевностью заставляют вспомнить не столько о гражданской, сколько о любовной лирике. Блок относится к родной стране именно как к любимой женщине.
Заключение
Максим Швец в своей книге "Технология русского стихосложения" определяет поэзию как "образную литературно-художественную речь". Из этого следует, что изучаемое явление в поэтической речи имеет крайне важное значение. Если рифма и размер упорядочивают поэтическую речь, организуют ее форму, то образы - это плоть и кровь стихотворения, они раскрывают перед читателем внутреннюю суть повествования, его содержание, смысл, тайну. Не рифма, не размер, а поэтический образ из слов формирует стихотворение и делает настоящее искусство.