Образовательный мониторинг - это... Определение, виды, цели, методика и принципы проведения мониторинга

Применяемые в педагогике традиционные средства оценки, а также тесты полученных достижений не позволяют должным образом выявить уровень полученных результатов учебно-воспитательного процесса. Для этого требуется, к примеру, определить не просто способность учащегося к решению задач, а его умение видеть и ставить их. Также невозможно при использовании обычных педагогических средств оценить способности учащегося к языку в виде владения им как средства коммуникации и т.д.

Именно поэтому возникла потребность в разработке принципиально иного инструментария образовательного процесса. Это средство, которое позволит выявлять его качество, а также сформированность у учащихся универсальных учебных навыков. Данная потребность была удовлетворена после появления во ФГОС образовательного мониторинга.

Определение понятия

Слово «мониторинг» имеет латинское происхождение. В переводе с этого языка оно означает «надзирающий» и «напоминающий». Изначально данный термин весьма активно использовали в экологии. Мониторинг в этом научном направлении применялся для наблюдения, оценки, а также прогнозирования состояния окружающей нас среды в связи с происходящими в ней изменениями, вызванными ведением человеком хозяйственной деятельности.

цветные карандаши на столе

Однако в последнее время термин «мониторинг» стал использоваться в более широком смысле. Под ним понимают постоянное наблюдение за определенным процессом, выполняемое с целью выявления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату. На сегодняшний день мониторинг применяют не только в экологии, но и во многих других науках, в числе которых находится педагогика.

Что же данное понятие означает в учебном процессе? Образовательный мониторинг – это оценка его качества. При проведении подобных работ обеспечивается непрерывное слежение за учебным процессом и его содержанием. Это дает возможность прогнозирования его развития и приобретения передового опыта. Другими словами, образовательный мониторинг – это форма организации, сбора и обработки информации о педагогическом процессе, а также ее последующее хранение и распространение.

Существуют и другие определения данного понятия. Так, по мнению А. С. Белкина, образовательный мониторинг – это непрерывный процесс научно обоснованного диагностико-прогностического отслеживания учебной деятельности. У Э. Ф. Зеера трактовка данного понятия несколько иная. По его мнению, образовательный мониторинг – это процесс, позволяющий отследить состояние объекта или системы при использовании периодически повторяющегося или непрерывного сбора данных, которые являются некой совокупностью тех или иных ключевых показателей.

Мониторинг образовательного процесса выполняют тогда, когда возникает необходимость в постоянном отслеживании явлений, имеющих место в естественной предметной среде. Подобные мероприятия позволяют в дальнейшем внедрять полученные результаты для повышения эффективности управления всей системой обучения.

Само понятие мониторинга образовательного процесса близко к смыслу таких терминов, как «аттестация» и «контроль». Тем не менее, последние понятия являются лишь частными случаями общей системы наблюдений.

Основные принципы

Каковы особенности мониторинга образовательной деятельности? Данный процесс является целостной системой, обладающей при своей организации следующими принципами:

  1. Непрерывность. Мониторинг образовательной системы представляет собой динамически развивающуюся целостную совокупность элементов. Ее структурно-функциональные изменения носят всегда как количественный, так и качественный характер. С помощью мониторинга образовательных областей становится возможным корректировать, а также сдерживать или ослаблять те или иные тенденции учебного процесса.
  2. Научность. Данный принцип подразумевает собой построение определенной организации наблюдения. Ее основой при этом являются научно-обоснованные характеристики образовательного процесса, исключающие житейско-бытовые подходы к их оценке.
  3. Воспитательная целесообразность. Данный принцип организации мониторинга образовательных достижений вовсе не является для педагогов самоцелью. Его используют только как средство для глубокого изучения и надежный инструмент для управления учебными процессами. Данный принцип указывает на то, что при использовании различных методов мониторинга в образовательных учреждениях не должны применяться технологии, которые нанесли бы ущерб достоинству и интересам личности.
  4. Диагностическо-прогностическая направленность. Данный принцип указывает на необходимость соотнесения информации, полученной в процессе слежения за образовательным процессом, с нормативными критериями педагогической деятельности.
  5. Прогностическое наблюдение. Смысл любого мониторинга образовательных организаций состоит не только в составлении заключения о тех или иных тенденциях, которые имеют место в образовательном процессе. Проводят его и для прогнозирования возможных направлений педагогической деятельности, призванных поддержать и развить положительные и трансформировать нежелательные явления.

Функции

Проводимый в образовательных организациях мониторинг представляет собой наиболее совершенный способ информационного обслуживания. Он же является одним из элементов системы, призванной управлять качеством образования.

мальчик пишет буквы на доске

Для мониторинга образовательных результатов обучающихся характерно 5 основных функций. Среди них:

  1. Ориентировочная. Данная функция рассматривает умение субъекта педагогического процесса свободно чувствовать себя в жизненном пространстве, используя при этом получаемую и уже полученную информацию.
  2. Конструктивная. С одной стороны данная функция представляет собой кристаллизацию индивидуальной помощи человеку. С другой она необходима для расширения личного пространства. Это становится возможным при взаимодействии с окружающими людьми и установления с ними позитивных контактов.
  3. Организационно-деятельностная. Данная функция представляет собой определение оптимального варианта позиции личности при выполнении ею той или иной деятельности с использованием научно-теоретических знаний и непрерывной интеграции получаемых данных.
  4. Коррекционная. Данная функция необходима для некоторого изменения задач, а также позиции личности в процессе осуществления деятельности.
  5. Оценочно-прогностическая. При выполнении данной функции результаты мониторинга образовательной организации в виде контрольных точек и предполагаемых конечных результатов исследования сравниваются с имеющимися показателями педагогического процесса.

Проводимые наблюдения не заменяют традиционную систему управления ОУ и не призваны ломать ее. Цель выполнения мониторинга состоит в обеспечении ее стабильности, надежности и долгосрочности. В тех случаях, когда управление ОУ организованно грамотно и полноценно, оно своевременно отреагирует на возникающие в их работе изменения и внесет в свои планы необходимые коррективы. А для этого вышестоящим организациям необходимо владение информацией о таких изменениях. Получение подобных данных обусловлено выполнением функции контроля мониторинга. Только она позволит обеспечить столь необходимую для управления обратную связь.

Объекты мониторинга

На что направлено наблюдение в педагогическом процессе? Объектами мониторинга являются:

  • непосредственно сам образовательный процесс;
  • успеваемость учеников;
  • учебно-профессиональная и учебная деятельность воспитанников;
  • развитие личности ученика;
  • становление образовательной группы;
  • уровень профессионального развития преподавателя и его деятельность;
  • становление учительского коллектива.

Предмет мониторинга

Наблюдению в учреждениях образования подвергается состояние объекта. Фиксируется оно при его конкретных изменениях или в те или иные периоды времени. Предметом мониторинга может служить:

  • сформированность общеучебных навыков и умений, а также знаний по конкретной дисциплине;
  • качество образования;
  • достижения детей в учебе, в дополнительном образовании, и многое другое.

Субъекты мониторинга

Под этим понятием подразумевают всех участников педагогического процесса.

мальчик сидит возле портфеля

Это учителя и учащиеся, общественность и родители. Степень участия всех них в педагогическом процессе различна. Тем не менее каждый из этих субъектов получает ту или иную информацию и анализирует ее.

Обработка результатов

Организация педагогического мониторинга состоит из различных уровней предоставления информации. Рассмотрим их подробнее:

  1. На первом уровне информация предоставляется для ученика. У него должно быть право на знакомство с интерпретацией полученных данных. Предполагаемые к изучению результаты должны быть выдержаны в положительном ключе и представлять собой текстовый материал, на основании которого могут быть выявлены образовательные дефициты и обозначены последующие задачи.
  2. Второй уровень информации предоставляется для учителя. В этом случае результаты мониторинга имеют развернутую форму и сведены в таблицы или же представлены в виде гистограмм и графиков.
  3. Третий уровень является итоговым. Это информация, необходимая администрации школы, а также городским и районным управлениям образования. На данном уровне производится вывод обобщенных результатов, на основе которых может быть составлено целостное представление о том, каково качество образовательного процесса, а также сделаны соответствующие выводы и приняты оптимальные решения для исправления ситуации.

Виды мониторинга

В зависимости от выбранного объекта наблюдения и происходит определение специфических задач и целей, которые связаны с реализацией подобных исследований на практике.

ученики пишут ответы на вопросы

Другими словами, в каждом конкретном случае берется для осуществления один из видов мониторинга, которые распределены по трем уровням:

  1. Персональный. Мониторинг первого уровня осуществляется ежедневно учителем. При этом он наблюдает и фиксирует динамику развития каждого из учеников, а также всего коллектива в целом.
  2. Внутришкольный. Мониторинг второго уровня проводит администрация образовательного учреждения. При этом происходит слежение за динамикой развития не только школьных коллективов, но и параллелей, а также всего образовательного учреждения в целом. Осуществляют подобный мониторинг с использованием определенных критериев, а также комплексно сразу по нескольким направлениям и временным показателям.
  3. Муниципальный. На этом уровне мониторинг проводится органами управления системы образования. Этими организациями отслеживается динамика развития ОУ.

Методы мониторинга

Существуют различные способы выполнения наблюдений за образовательным процессом. В них входят:

  1. Текущее наблюдение. Данный метод мониторинга освоения обучающимися образовательных программ позволяет отследить изменения уровня профессионального развития исходя из оказываемого на данную характеристику влияния учебного процесса и осмысления происходящих явлений. В этом случае эффективность действий педагога будет зависеть от его опыта, психологической компетенции, отношения к ученикам и т.д. Стоит иметь в виду, что для наблюдений всегда характерна субъективность. А это порой отрицательно сказывается на конечных результатах мониторинга.
  2. Экспликация. В переводе с латинского данный термин означает «разъяснение», «развертывание». Данная методика мониторинга освоения образовательной программы подразумевает собой получение обширной информации об учебно-профессиональной деятельности. Ее использование позволяет диагностировать все те изменения, которые имеют место в развитии ученика, а также оперативно корректировать образовательный процесс. Осуществляют экспликацию при постановке наводящих вопросов, оказывая помощь в виде совместных действий и подсказок, а также поощрения педагогом своих воспитанников. Результаты мониторинга освоения образовательной программы в этом случае регистрируются посредством наблюдения. Фиксирование же данных производится с применением опросников. В них и находят свое отражение эмпирически наблюдаемые качества обучаемых, а также учебно-профессиональные действия.
  3. Методика тестовых ситуаций. Данный способ мониторинга заключается в создании педагогом специальных условий, в которых все структурные компоненты учебно-профессиональной деятельности начинают выявляться наиболее отчетливо. В этом случае применяются приемы в виде прерывания учебного процесса, постановки дополнительных уточняющих вопросов, дозированной помощи в освоении программ и т.д.
  4. Опросный. Данный метод проведения мониторинга освоения образовательной программы используется для получения информации о развитии каждого из субъектов процесса обучения. Для получения необходимых результатов проводится анализ устных и письменных ответов на специально подобранные стандартные вопросы. Подобная тактика позволяет выявить сформированность и уровень выраженности основных элементов учебно-профессионального процесса, особенности направленности педагогов и их воспитанников, а также те или иные учебно-познавательные качества и свойства.
  5. Тестирование. Этот метод предоставляет собой субъективный способ сбора данных, указывающих на уровень развития педагогических процессов и уровень психического развития всех субъектов системы ОУ. Существенным достоинством тестирования является его ориентированность на норму. Это и позволяет после получения результатов сравнивать и сопоставлять имеющиеся данные.

Формы мониторинга

Наблюдение в образовательной деятельности может быть:

  1. Стартовой диагностикой воспитуемости и обучаемости. Проводится подобная форма мониторинга представителями психологической службы. Полученные этими сотрудниками результаты предоставляются всему педагогическому коллективу. В дальнейшем для повышения продуктивности процесса образования учителя используют в своей работе данные психологами рекомендации по коррекции этих показателей.
  2. Экспресс-диагностикой профессионально и социально важных характеристик учеников. Это еще одна форма мониторинга педагогического процесса. Применяется она для изучения динамики профессионального развития на протяжении всего времени нахождения ученика в ОУ. Проводит экспресс-диагностику психолог. Полученные им результаты впоследствии подлежат обсуждению педагогами, которым и надлежит оперативно внести корректировки в учебный процесс. Такие данные служат примерной основой при построении программы мониторинга образовательных результатов и проектирования учебных ситуаций и задач. При возникновении в том необходимости результаты текущих и стартовых наблюдений рассматриваются на проводимых психолого-педагогических консилиумах.
  3. Финишной диагностикой. Это мониторинг освоения образовательной программы выпускником. Полученные данные рассматривают не только уровень формирования старшеклассником своих социально-профессиональных навыков, знаний и умений. С помощью полученной информации проводится диагностика степени развития тех качеств, которые необходимы будущему специалисту.

Цели мониторинга

Для чего в педагогическом процессе прибегают к наблюдениям образовательной деятельности? Цель мониторинга состоит в получении обратной связи. Его проведение дает понять то, насколько эффективно происходит введение нового образовательного стандарта.

зеленый росток в руках

Порой подобный процесс является формальным. Именно на это и укажет мониторинг, результаты которого станут явным свидетельством того, что педагогический процесс еще не переориентировался на достижение поставленных перед ним новых задач. В таких случаях потребуется принятие определенных мер на управленческом уровне. Ведь изменение образовательных программ или условий при этом не приведут к трансформации учебного процесса. Таким образом, основная цель мониторинга в образовании состоит в определении того, имеют ли место те изменения, которые заданы новыми стандартами, и «работают» ли они на получение необходимого результата.

Задачи мониторинга

Разработанная ФГОС система наблюдений в образовательном процессе должна позволять:

  • проводить качественный и количественный анализ педагогической деятельности на уровне как ОУ, так и регионов;
  • анализировать данные об эффективности мер, применяемых в системе образования для введения и последующей реализации ФГОС;
  • определять причины, препятствующие полному и своевременному введению государственных стандартов;
  • выявлять динамику качественных и количественных показателей, характерных для педагогического процесса;
  • оказывать помощь при разработке рекомендаций по эффективному введению ФГОС.

Циклы и этапы мониторинга

В системе наблюдений над образовательным процессом существуют свои ступени работы. Ученые называют их циклами и этапами мониторинга. Так, период от начала проведения работ до окончательного предоставления полученной аналитико-прогностической информации носит название «цикл». Исходя из предмета и цели наблюдений его временная длительность может быть самой разной. Это месяц и четверть, триместр и полугодие, а также год. В связи с этим выделяют диагностику входящую, текущую и итоговую. Так, при проведении мониторинга образовательных программ педагог проводит наблюдения в первые дни занятий. Таким образом, он получает входящую информацию, указывающую на уровень подготовки детей, на их интересы, возможности и способности.

ученик и ученица

В последующем мониторинг образовательных программ помогает в определении степени усвоения учениками темы дисциплины, ее раздела или учебного материала в целом. Длительность его проведения определяется числом входящих в него циклов, каждый из которых, в свою очередь, содержит несколько этапов, а именно:

  • организационно-подготовительный;
  • аналитически-диагностический;
  • оценочно-прогностический;
  • коррекционный.

Каждый из них является процессуальным элементом наблюдений. На первом из этих этапов ставятся цели проводимых наблюдений с выявлением объекта мониторинга и основных направлений отслеживания и критериев оценки. Тогда же происходит подбор диагностических методов, которые будут использоваться в работе.

Для начала второго этапа характерно опробование критериально-диагностических инструментов. Первоначальные их пробы позволяют убедиться в надежности выбранных средств или же указывают на необходимость внесения определенных изменений. Далее становится возможным приступить к непосредственному сбору данных по полной программе мониторинга образовательных результатов, что требует соблюдения правил осуществления данной процедуры.

С переходом на последующие этапы происходит обработка и систематизация собранной информации. Полученные данные подвергаются анализу и интерпретируются. Это позволяет сформулировать прогнозные заключения мониторинга и сформулировать те или иные выводы. При необходимости производится разработка коррекционных мер и рекомендаций.

После такой подготовки мониторинговой информации она подлежит представлению пользователям. При этом заранее предопределенная ее часть может по различным каналам быть распространена заинтересованным в ней ведомствам, лицам, органам государственного управления, СМИ, представителям деловых кругов и т.д.

люди, изображенные стоящими на линейках

Насколько успешным будет осуществления мониторинга? Качество данного процесса зависит от многих факторов. Позитивное влияние на проводимые мероприятия способно оказать внимание, проявляемое органами управления образования, а также руководителями учебных учреждений. При их искренней заинтересованности в получении разнообразной, полной и достоверной информации, членам службы мониторинга будут гарантированы самые благоприятные условия для проведения работ, доступ к нужным источникам, а также возможность проведения бесед для получения информации от обучающихся, родителей и педагогов. Положительное влияние на качество наблюдений окажет и востребованность полученных данных в полном объеме, а также принятие после их рассмотрения наиболее эффективных решений по управлению образовательным процессом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.