Изучению полинома второй степени уделено много внимания в курсе алгебры восьмого класса. Если этот материал усвоен школьником плохо, то неизбежны проблемы на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ, как профильного уровня, так и базы. К обязательным навыкам, связанным с квадратичными функциями, относится построение и анализ графиков, решение уравнений.
Разложение квадратного трехчлена на множители - одна из стандартных школьных задач. Она является вспомогательной при решении неравенства методом интервалов.
Нахождение корней уравнения
Первое, что необходимо для разложения полинома на множители, - отыскать его корни.
Корни - числа, которые обращают сумму мономов в составе многочлена в ноль, что графически выглядит как пересечение с горизонтальной осью. Они определяются с помощью дискриминанта или теоремы Виета.
Дискриминант трехчлена ax2 + bx + c вычисляется по формуле: D = b2т- 4ac.
В случае, когда дискриминант не отрицателен, корни выражаются через него и коэффициенты полинома:
х1 = 1/2(-b + √D); x2 = 1/2(-b - √D)
Если дискриминант равен нулю, х1 и х2 совпадают.
Для решения некоторых трехчленов удобно пользоваться теоремой Виета:
х1 + х2 = -b : a; x1 × x2 = c : a
Требуется определенная математическая интуиция для применения теоремы. Суть заключается в том, чтобы, зная сумму и произведение двух неизвестных, подобрать эти числа. Если они существуют, то находятся единственным образом (с точностью до перестановки).
Убедиться в справедливости теоремы можно, вычислив сумму и произведение корней в общем виде. Формулы для x1 и x2 также проверяются непосредственной подстановкой.
Правило разложения на множители
Задача решаема в вещественных числах в том случае, если у многочлена есть корни. Разложение определяется формулой:
ax2 + bx + c = а(х - х1)(х - х2)
Примеры
Задача: найдите разложение на множители квадратных трехчленов.
а) х2 - 6х + 5
Решение: выпишем коэффициенты трехчлена:
а = 1; b = -6; с = 5.
Используем теорему Виета:
х1 + х2 = 6;
х1 × х2 = 5.
Видно, что х1 = 1, х2 = 5.
Если по выписанным равенствам теоремы не удается быстро найти корни, стоит сразу перейти к вычислению дискриминанта.
После того как корни найдены, нужно подставить их в формулу для разложения:
х2 - 6х + 5 = (х - 1)(х - 5)
Результат, записанный в таком виде, можно считать окончательным.
б) 2х2 + х - 1
Решение:
а = 2, b = 1, с = -1.
Если старший коэффициент отличен от 1, применение теоремы Виета обычно требует больше времени, чем решение через дискриминант, поэтому перейдем к его вычислению.
D = 1 - 4 × 2 × (-1) = 9.
x1 = 1/2; х2 = -1.
По формуле получается:
2х2 + х - 1 = 2(х - 1/2)(х + 1).
в)х2 - 8х + 16
Решение:
а = 1; b = -8; с = 16.
D = 0.
Так как дискриминант равен нулю, имеем случай совпадения корней:
х1 = х2 = 4.
Данная ситуация, однако, принципиально не отличается от рассмотренных ранее.
х2 - 8х + 16 = 1(х - 4)(х - 4)
Результат чаще записывают в виде: (х - 4)2.
г)х2 - 7х + 1
Решение:
а = 1; b = -7; с = 1.
D = 45.
Приведенный пример отличается от предыдущих тем, что из дискриминанта нельзя извлечь рациональный корень. Значит, и корни полинома являются иррациональными.
х1 = -1/2(7 + √45); х2 = -1/2(7 - √45).
Или, что то же самое,
х1 = -3,5 - 1/2√45; х2 = -3,5 + 1/2√45.
Последний вариант удобнее использовать для записи разложения. Опустив старший коэффициент, равный здесь 1, получим:
х2 - 7х + 1 = (х + 3,5 + 1/2√45)(х + 3,5 - 1/2√45)
Для случая, когда дискриминант отрицателен, в рамках школьной программы достаточно следующего ответа: трехчлен не имеет корней и, следовательно, не раскладывается на множители. Такие трехчлены еще называют неприводимыми. Важно понимать, что речь идет лишь о наличии либо отсутствии действительных корней.
Если же рассматривается поле комплексных чисел, разложение квадратного трехчлена на множители возможно при любом дискриминанте.
Типичные ошибки
1) Многие в самом начале изучения многочлена неверно выписывают коэффициенты, например обращают внимание на порядок следования мономов в записи.
Так, старший коэффициент a в уравнении 101 - 79x + 38x2 равен 38, а не 101, как можно было бы подумать.
Еще одной ошибкой, связанной с коэффициентами уравнения, является так называемая "потеря знака". В этом же примере коэффициент b = -79, а не 79.
2) Привыкая использовать теорему Виета для случая, когда a = 1, школьники порой забывают об ее полной формулировке. В полиноме из первого пункта неправильно считать, что сумма корней равна 79, поскольку первый коэффициент отличен от 1.
3) Вычислительные ошибки - наиболее распространенная проблема учеников. Избежать их во многих случаях помогает проверка подстановкой.
Полиномы третьей степени и выше
Полиномы более высокой степени в школе рассматривают редко, поскольку задача нахождения корней для многочленов третьей степени и выше является трудоемкой. Существуют алгоритмы высокой вычислительной сложности для разложения полинома третьей и четвертой степени. Для пятой степени и выше доказана теорема о неразрешимости уравнения в радикалах в общем виде.
Частные случаи этих многочленов, которые могут быть рассмотрены в старших классах, характеризуются наличием рациональных легко подбирающихся корней. Количество последних не может превышать степень полинома. При работе с комплексной плоскостью их число в точности совпадает со старшей степенью.
Многочлены нечетной степени всегда имеют хотя бы один действительный корень. Это легко показать графически - непрерывная функция, заданная таким полиномом, имеет как положительные, так и отрицательные значения, а значит, проходит через 0.
Все корни двух многочленов совпадают тогда и только тогда, когда их коэффициенты пропорциональны.
В целом задачу о поиске корней и задачу построения разложения можно считать эквивалентными.