Педагогическая специальность: понятие, виды и классификация, условия получения и общие основы педагогики

Педагогическая специальность – это один из видов деятельности педагога в пределах определенной профессиональной группы, который характеризуется совокупностью навыков, знаний и умений, которые были приобретены в результате образовательной деятельности, и помогающий в постановке и решении определенных задач педагогики в соответствии с уровнем компетенции педагога. В этой статье данное понятие будет рассмотрено более подробно.

Ценности педагогики

Для педагогической специальности характерны следующие ценности:

  1. Альтруистические – польза педагога для общества в целом.
  2. Ценности труда – возможность самореализации, общение с детьми.
  3. Ценность вознаграждения за труд.
  4. Ценность самовыражения.

Невозможно представить педагога, который ориентирован на личностное развитие ребенка, но при этом не имеет своей четкой позиции по всем вопросам. Позиции педагога должны быть непосредственно отражены в его деятельности. Одна из мотиваций педагога представляет собой личностное самосовершенствование.

Карьера и педагогика

Развитие личности педагога - это стержневой фактор педагогической специальности. К основным сферам деятельности педагога можно отнести непосредственно педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и совершенствование личностных качеств. Между всеми компонентами педагогической деятельности существует тесная взаимосвязь. Основными факторами развития педагога являются активность преподавателя, его жизненная позиция, которая является ключевой в формировании педагога как личности.

Карьерный рост – это продвижение по службе, развитие в каком-либо виде деятельности, достижение определенного уровня успеха. Зачастую учитель, стремящийся к профессиональному росту, довольно активен, искренне хочет максимально реализовать свой потенциал, является творцом своей судьбы. Это может быть как содержательный рост, так и административный, но главное в карьерном продвижении – это упорное стремление стать лучшей версией себя.

Связь компетентности и должности учителя

Существует два педагогических понятия, которые необходимо различать. Среди них следующие:

  • Характеристика педагогических квалификаций неразрывно связана с педагогическими должностями (директор, завуч) и педагогическими специальностями (педагог-организатор, социальный педагог, социальный психолог). В этом случае квалификация напрямую ассоциируется с понятием компетентности.
  • Педагогическая компетентность преподавателя связана с его профессионализмом и мастерством. Для определения компетентности педагогов проводится государственная аттестация: стажер; преподаватель; старший преподаватель; преподаватель-методист; исследователь-преподаватель; преподаватель высшей категории.

Невозможно представить себе карьеру учителя без повышения квалификации. Она является своеобразным социальным лифтом в педагогике, с помощью которого учитель может достичь должности ученого-исследователя.

Разнообразие педагогической деятельности

В настоящее время факультеты и специальности в педагогических университетах нашей страны связаны не только с непосредственной деятельностью педагогов, но и со смежными специальностями. Так, например, в педагогических вузах России факультеты начального образования соседствуют с психологическими, а факультеты исторического направления - с факультетами менеджмента, права и экономики. Это связано с тем, что в нашей стране происходят переходные экономические процессы, что является причиной появления в средних общеобразовательных учреждениях новых предметов, которые помогают подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом мире.

Например, с недавнего времени в качестве дополнительных предметов в средних школах появились такие дисциплины как право, экономика и дополнительный факультатив под названием профориентация. Последний направлен на самоопределение и успешную социализацию ученика.

Самые популярные педагогические направления

По данным социологических исследований, около 90 % населения мира считает преподавателей и профессоров своеобразными моральными авторитетами в ряде вопросов. Наличие подкованности в педагогических вопросах означает высокий уровень развития личности, а также дает возможность дать должный уровень образования подрастающему поколению. Ниже представлены самые востребованные специальности высшего педагогического образования в нашей стране:

  1. Педагог дошкольного образования.
  2. Учитель начальных классов.
  3. Преподаватель старших классов и высших учебных заведений. Это может быть как однопрофильное направление (литература, русский язык, математика, география, история), так и двойной профиль, например экономико-правовой или экономико-технологический.
  4. Педагог-психолог в дошкольных учреждениях.
  5. Педагог-психолог в начальной школе.
  6. Информатика и ИКТ в средних и высших учебных заведениях.

Работа в специализированных учреждениях

Существуют вузы, в которых можно получить высшее педагогическое образование по специальностям, невероятно востребованным в специализированных учебных заведениях. Это могут быть интернаты, коррекционные лагеря, интернаты с определенной направленностью (например, футбольные). Ниже представлены специальности, по которым в вузах страны ведется педагогическая подготовка:

  1. Дефектология дошкольников (работа с отклонениями у детей дошкольного возраста).
  2. Олигофренопедагогика (работа с детьми с психическими отклонениями).
  3. Сурдопедагогика (работа с глухонемыми детьми, изучение языка жестов).
  4. Логопедия (исправление дефектов речи).
  5. Специализированная психология.
  6. Лечебная педагогика (работа с детьми, направленная на улучшение их физического состояния).
  7. Проектная деятельность логопеда (разработка программ по улучшению речи в школьных и дошкольных учреждениях).
  8. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Бакалавриат в педагогическом образовании

Существует два уровня подготовки по специальностям педагогических вузов - бакалавриат и магистратура. Если вы получаете педагогическое образование с психологическим уклоном, то бакалавриат научит вас:

  1. Технологии психологического диагностирования с применением передовых технологий.
  2. Развитию у школьников и дошкольников готовности к действию и успешной ориентации на этапе профессионального и жизненного определения.
  3. Определению факторов, тормозящих личностный рост и развитие ребенка.
  4. Умению развивать задатки одаренных детей.
  5. Проведению консультаций с родителями и педагогами, решению психологических проблем.
  6. Реализации психологической коррекции в поведении детей и подростков.
  7. Оказанию необходимой психологической помощи ребенку и подростку.
  8. Проведению психологической работы, направленной на выявление и коррекцию психологической дезадаптации школьников и дошкольников.

Магистратура в педагогическом образовании

Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля "Информатика и ИКТ в образовании":

  • Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
  • Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
  • Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
  • Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.

Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования

Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно - наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:

  1. Заочная форма обучения (пять лет).
  2. Дневная форма обучения (четыре года).
  3. Дистанционная форма обучения (три и более лет).
  4. Магистратура (от двух и более лет).
  5. Повышение квалификации (от полутора месяцев).
  6. Переподготовка (около полугода).

Получение второго высшего образования в сфере педагогики

Если вы хотите получить второе высшее образование по педагогическим специальностям и квалификациям, то стоит помнить о том, что в нашей стране это возможно исключительно на платной основе. Также стоит помнить о том, что получение педагогического образования на очной форме обучения всегда выходит значительно дороже, чем получение высшего образования на заочной форме обучения.

Крупнейшие государственные вузы могут предложить такие формы обучения, как вечерняя, дневная и заочная. В последнее время заочная форма обучения стала проводиться на дистанционной основе, что облегчает получение второго высшего образования. Это очень актуально для работников дошкольных образовательных учреждений и центров развивающей подготовки, потому что в этой сфере обязателен диплом именно о дошкольном высшем образовании.

Комментарии