Сертификация гостиниц: параметры, стандартизация, порядок проведения процедуры

Любое коммерческое предприятие хочет извлекать максимум прибыли из своей деятельности. В условиях рынка для сохранения конкурентоспособности, увеличения притока клиентов нужно повышать качество своих услуг или товаров. У каждого предприятия свои инструменты достижения поставленных целей. В нашей статье мы поговорим о гостиницах, стандартизации и сертификации гостиничных услуг как о способах получения более высокой категории и широкого признания.

сертификация гостиниц

Общие сведения

Присвоение категории гостинице осуществляется по результатам сертификации. Большое количество звезд позволяет пройти международную аттестацию.

Сегодня ключевым нормативным актом, регламентирующим сертификацию и стандартизацию гостиниц, выступает Приказ Минэкономразвития № 197 от 21.06.2003. По итогам проведения проверки присваивается одна из 4 категорий: высшая, первая, вторая либо третья. Высшая категория разделяется на: "сюит", "апартамент", "студию", "кинг-сайз", "люкс". Третья категория обозначается одной звездой (*), а высшая – пятью (*****).

Нюансы

У многих владельцев отелей возникает вполне логичный вопрос: "Обязательна ли сертификация гостиниц в России?". Нет, не обязательна. В настоящее время каких-либо предписаний для владельцев мест размещения граждан не существует. Вполне вероятно, что в будущем на федеральном уровне будет принят нормативный акт, согласно которому будет проводиться обязательная сертификация гостиниц. Сегодня отели и другие места временного размещения граждан должны лишь соответствовать требованиям госстандартов, СНиП, гигиеническим нормам и прочим положениям, действующим в сфере гостиничного бизнеса. Для этого проводится стандартизация мест временного размещения граждан.

Добровольная сертификация гостиниц осуществляется по договору, заключаемому с уполномоченным органом. Гостинице необходимо подать заявку и заполнить специальную анкету. После получения указанных документов уполномоченный орган определяет порядок сертификации.

Гостиницы проходят процедуру главным образом для себя. Получив более высокую категорию, они могут установить более высокую стоимость своих услуг. "Звездность" гостиницы указывает на уровень качества ее услуг. Чем больше звезд, тем выше качество.

стандартизация и сертификация гостиниц

Подготовительный этап

Система сертификации услуг гостиниц существует в России достаточно давно. За многие годы она претерпела множество изменений. В частности, существенно изменились правила и процедуры.

Сегодня сертификация услуг гостиниц проводится в несколько этапов. На первом – подготовительном – организация заполняет и подает заявку и анкету. В анкете необходимо отразить сведения о структуре и особенностях номерного фонда. Эта информация необходима для определения объема работы по классификации номеров и ее стоимости. После принятия документов уполномоченный орган по сертификации составляет проект договора, определяет процедуру и мероприятия, входящие в нее. Соглашение передается гостинице для согласования. Если руководство все устраивает, оно подписывает договор.

Важные моменты

При сертификации на "звездность" гостиница должна предоставить все документы, подтверждающие соблюдение санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических норм, требований по охране природы и пожарной безопасности.

На основании договора вносится предоплата, а затем формируется специальная комиссия. Ее члены и будут проверять гостиницу, оценивать структуру номерного фонда, качества услуг, определять, насколько четко выполняются требования нормативных актов.

Ход проверки

Члены комиссии используют специально разработанную систему баллов. Результаты оценки фиксируются в протоколе.

В ходе сертификации гостиницы проверяется соответствие номеров существующим категориям. Итоги этой оценки также фиксируют в протоколе.

В конце проверки составляется итоговый акт. Его подписывают все участники комиссии и ее председатель, а также представитель гостиницы. К этому акту прилагают все протоколы, составленные по ходу проверки.

сертификация услуг гостиниц

Аттестация

Она проводится на втором этапе сертификации гостиницы. Что собой представляет аттестация?

После получения документов по результатам первого этапа орган по сертификации направляет экземпляр итогового акта в ЦОС (Центральный орган по сертификации). Эта структура составляет заключение и передает его в Аттестационную комиссию. По результатам рассмотрения документа гостинице присваивается или не присваивается новая категория.

При принятии положительного решения Аттестационной комиссией, ее председатель подписывает сертификат, который затем отправляется в ЦОС. Этот документ регистрируется в реестре сертификации гостиниц. Вместе с этим заявителю (гостинице) в течение месяца с даты принятия положительного решения направляется уведомление о вручении сертификата. Документ выдается не более чем на 5 лет.

Если гостиница сертификацию не прошла, то комиссия направляет решение об отказе в выдаче сертификата с объяснением причин. Письмо должно быть отправлено также в течение 30 дней с даты вынесения решения.

Заключительный этап

После успешного прохождения сертификации гостиницу будут регулярно проверять. Поэтому администрации организации расслабляться не стоит. Проверки будут проводиться в течение всего срока действия сертификата.

Продолжительность и периодичность инспекций определяется Аттестационной комиссией при принятии решения о присвоении категории. Если в ходе проверок уполномоченные должностные лица выявят существенные нарушения в технологии предоставления услуг, в работе гостиницы в целом, действие сертификата может быть приостановлено или отменено. Соответствующее решение направляется в ЦОС для последующего перенаправления администрации гостиницы.

По завершении действия сертификата проводится процедура подтверждения категории или присвоения новой.

обязательная сертификация гостиниц

Особенности бухучета

Как выше говорилось, сертификация – это процедура платная. Стоимость мероприятия устанавливается сторонами в договоре. Соглашение выступает в качестве первичного документа, на основании которого вносятся сведения в бухучет.

В учете расходы на сертификацию гостиницы включаются в затраты по обычному виду деятельности. Они учитываются в том периоде, к которому относятся. Об этом говорится в Приказе Минфина № 33н от 06.06.1999.

Вместе с тем следует помнить, что сертификат предоставляется на определенный срок. Следовательно, расходы на проведение процедуры необходимо включать в затраты на протяжении всего этого периода. таким образом, бухгалтер первоначально отражает издержки на сч. 97 (расходы предстоящих периодов). Потом на протяжении срока действия сертификата специалист будет отражать в общехозяйственных затратах часть стоимости процедуры. Данный порядок аналогичен порядку учета расходов на лицензирование.

Налоговый учет

Расходы на сертификацию признаются прочими затратами предприятия. Они уменьшают базу налогообложения по налогу с прибыли. Это вытекает из положений подп. 2 п. 1 ст. 264 НК.

Обратите внимание, что в указанной норме нет оговорок относительно добровольной сертификации. Соответственно, руководствуясь ст. 264 НК, бухгалтер гостиницы вполне может учитывать затраты на процедуру в составе прочих расходов. Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, эта позиция представляется не совсем правомерной.

Согласно положениям ст. 252 НК, расходами признаются обоснованные, подтвержденные документально затраты, понесенные налогоплательщиком. Обоснованными издержками считаются затраты, оправданные с экономической точки зрения и имеющие оценку в денежной форме. Документально подтвержденными признаются расходы, доказательство осуществления которых зафиксировано бумагами, оформленными в надлежащем порядке. В целом же затратами считаются все издержки, которые произведены для ведения деятельности, направленной на извлечение прибыли.

добровольная сертификация гостиниц

Если плательщик выполняет все требования ст. 252 НК, то расходы он вполне может учитывать при расчете прибыли. Что касается добровольной сертификации, то при учете затрат на нее все предписания указанной нормы соблюдаются. Следовательно, гостиница, являясь плательщиком налога с прибыли, вправе учитывать издержки на проведение процедуры в целях налогообложения.

Если предприятие применяет метод начисления, расходы на сертификацию следует отражать равными частями на протяжении всего периода действия сертификата. Это правило вытекает из положений п. 1 ст. 272 НК.

Вместе с тем по данному вопросу существует прямо противоположное мнение. Ряд экспертов полагает, что затраты на сертификацию предприятие можно не распределять по периодам, а списать сумму единовременно. Ссылаются специалисты на указанную выше ст. 272 НК и, в частности, на подп. П. 7. В нем сказано, что затраты в виде средств, израсходованных на оплату услуг сторонних организаций, принимаются к учету на день:

  • осуществления расчетов в соответствии с условиями договоров;
  • предъявления плательщику документов, выступающих основанием для расчетов;
  • последний в отчетном (налоговом) периоде.

Пояснения

Добровольная сертификация, как выше говорилось, осуществляется на основании договора гостиницы и уполномоченного органа. Исполнитель осуществляет определенный объем работ. По их окончании плательщик получит документы, доказывающие и обосновывающие его затраты. Сделка, соответственно, будет завершена. Следовательно, предприятие может уменьшить базу налогообложения на понесенные расходы.

Примите во внимание, что налоговая инспекция придерживается позиции, согласно которой затраты на сертификацию подлежат списанию равными частями на протяжении срока действия сертификата. Следовательно, если гостиница спишет их единовременно, свою правоту придется доказывать в суде. Все это касается предприятий, использующих метод начисления.

Если гостиница применяет кассовый метод, то расходы учитываются единовременно после фактической их оплаты. Этот порядок предусмотрен ст. 273 НК.

сертификация гостиницы на звездность

НДС

Услуги по сертификации включены в перечень объектов обложения налогом на доб. стоимость. Учитывая это, орган, выполняющий процедуру, предоставляет заказчику (гостинице) счет-фактуру. В документе указывается стоимость услуг, увеличенная на сумму НДС.

Налог, выплаченный гостиницей за сертификацию, можно возместить на основании ст. 171 и 172 НК. Вместе с тем при использовании права на вычет у бухгалтера возникает ряд вопросов. Например, можно ли компенсировать всю сумму НДС сразу или необходимо возмещать ее частями по ходу отражения стоимости сертификации в учете? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Давайте рассмотрим наиболее распространенные точки зрения.

Распространенный способ учета

Одни эксперты полагают, что принять НДС к вычету гостиница может сразу. Аргументируют они это следующим. В гл. 21 НК нет прямого требования принимать НДС к вычету по затратам предстоящих периодов исключительно в момент списания их на себестоимость (т. е. поэтапно). При этом налоговое законодательство устанавливает требования, исполнение которых позволяет предприятию компенсировать НДС:

  1. Приобретенные услуги используются для совершения облагаемых налогом операций.
  2. Услуги приняты к учету.
  3. Произведена оплата выполненных работ.
  4. Плательщик имеет документ, подтверждающий оказание услуг.

При получении категории:

  1. Сертификат используется гостиницей для оказания услуг, т. е. совершения облагаемых налогом операций.
  2. Уполномоченным органом была оказана услуга – сертификация.
  3. Гостиница приняла выполненные работы к учету (отражена стоимость в составе затрат предстоящих периодов).
  4. Гостиница получила счет-фактуру.

Соответственно, все условия выполнены и предприятие может принимать НДС к вычету единовременно.

Альтернативный вариант

Если говорить о другой точке зрения, то аргументы приводятся следующие.

Гостиница, получившая категорию, отражает первоначально расходы на сч. 97. Согласно положениям ст. 170 НК, НДС, предъявленный при приобретении услуг, не отражаются в расходах, принимаемых к вычету при расчете налога с прибыли.

реестр сертификации гостиниц

Это значит, что по Дт сч. 97 следует учесть сумму затрат на сертификацию за минусом налога на доб. стоимость (при наличии счета-фактуры). НДС по полученной услуге отражается на Дт сч. 19.

Списание производится на издержки обращения и производства равными долями на протяжении срока действия сертификата. Соответственно, суммы налога принимать к вычету нужно аналогичным образом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.