Актуальность планирования вырастает в рыночных условиях хозяйствования как результат поиска рациональных и эффективных способов выживания для компании в условиях нестабильности. Оно является основным элементом в деятельности компании любой организационно-правовой формы. Планирование охватывает все стороны функционирования фирмы, а потому существует много его форм и видов.
Сущность понятий
План — это документ, который представляет собой проект будущего, которое компания хочет увидеть через определенный промежуток времени (как результат), содержащий эффективные средства для его реализации. Основной особенностью плана является его целенаправленность, поскольку он составлен таким образом, чтобы обеспечить эффективную реализацию поставленной цели. Он должен предусматривать, какие действия приведут к намеченной цели.
Вторая важная особенность процесса: он является основой всех других функций управления, потому что без такого процесса нет успешности организации, управления людскими ресурсами и контроля.
Еще одной важной особенностью процесса является его полнота. Это означает, что процесс должен быть функцией каждого менеджера на каждом уровне управления, тогда оно становится полезным инструментом для достижения целей. Планы, созданные на различных уровнях принятия решений в организации, должны быть интегрированы друг с другом, чтобы способствовать принятию правильных решений, достижению целей и контролю за их выполнением на постоянной основе.
Последнее правило заключается в том, что планы должны быть эффективными в реализации. Это происходит, когда при их реализации достигается цель с минимумом нежелательных последствий и с результатами, превышающими расходы.
План должен содержать обоснование, на основании которого руководство сможет принять решение о распределении средств на необходимые расходы без необходимости изучения деталей. План должен быть максимально коротким — не более 6-8 страниц (не считая диаграмм и других презентаций). Слишком много деталей скрывают основную картину.
Если, например, план продукта должен быть представлен в устной форме на собрании или совещании, менеджер по продукту должен быть готов ответить на любые вопросы. Для членов высшего руководства нет ничего более разочаровывающего, чем продление или даже перенос совещания из-за неподготовленности к нему менеджера.
Письменная версия плана должна включать исторические результаты, информацию об идентифицированных рисках и возможностях, прогнозах продаж, установленных целях, влиянии продаж на счет прибылей и убытков, маркетинговых целей, поставленных для продукта или его линейки, а также точных стратегий для достижения поставленных целей. Он должен включать диаграммы (финансовые отчеты), которые позволят быстро оценить программу, а также ее влияние на ситуацию в компании.
Предмет
Предметом планирования являются цели (конечные и промежуточные, желательное состояние дел), к которым компания имеет задачи, способы достижения этих целей, необходимые ресурсы (личные, материальные, финансовые, информационные).
В общем, сам процесс включает формы прогнозирования, формы планирования работ.
Прогнозирование основано на научном исследовании будущих явлений и процессов, потому что данные по процессу — это информация о наиболее вероятной форме будущего. План как совокупность решений предполагает активное развитие компании.
Программирование — это комплекс мероприятий, направленных на установление формального описания целей деятельности организации и определение оптимальных способов их реализации. Создание плана также включает проектирование будущей деятельности компании. Он отличается от программирования прежде всего тем, что разрабатывается несколько программ (вариантов), а план один.
Этот документ носит обязательный характер в организациях, тогда как прогноз является постулативным.
План представляет собой набор принятых решений, в то время как прогноз указывает направления и пути достижения целей.
Классификация видов и форм
Существует много классификаций по разным видам и формам планирования. Разделение планов по субъективному критерию касается тех вариантов, которые подготовлены самим предприятием. Планы создаются для нужд организационной единицы (например, отдела маркетинга, финансового отдела), предприятия (например, филиала компании) или всей организации (компании).
В соответствии с критерием классификации по масштабу различают следующие формы: планы фрагментации и проблем.
Первые из них охватывают узкую область проблем или одну область (например, документ по продвижению услуг компании).
Проблемные планы охватывают большее количество вопросов и учитывают все данные, определяющие успех основной цели компании (например, прогноз рекламной деятельности с учетом бюджета денежных средств, выделенные для этой цели, и потенциальные направления развития объема услуг, предоставляемых компанией).
Планирование в компании предопределяет свой набор инструментов, форм и методов. Среди основных методов можно выделить: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический. Эти методы можно применять к разным формам документов.
Основными видами и формами планирования являются: стратегическое, тактические, оперативное, маркетинговое, финансовое, бизнес-планирование.
Характеристики финансового планирования
Главными моментами, которые определяют ценность планирования как процесса, являются финансы. В основе этого вида документов лежат следующие характеристики:
- финансовые ресурсы компании;
- суммы и виды финансового спроса;
- структура инвестиций — долгосрочная и краткосрочная;
- суммы необходимой денежной массы и сроки инвестирования;
- необходимые кредитные гарантии;
- баланс компании, ожидаемая прибыль и планируемый денежный поток (включая первоначальные затраты, операционные расходы и рентабельность);
- проект погашения кредита;
- доходы и налоги за последний год (в зависимости от требований банка);
- перспективный финансовый прогноз для компании — от 3 до 5 лет;
- баланс компании, то есть активы и пассивы.
Характеристики маркетингового планирования
К форме планирования и прогнозирования маркетинга относят письменный документ, в котором поставлены цели, выбраны средства для их достижения, зафиксирован объем ответственности сотрудника, определен бюджет и методы контроля. Это, прежде всего, документ, который фокусируется на текущих и операционных проблемах. Однако следует помнить, что он должен быть связан с долгосрочной стратегией развития предприятия.
Планирование маркетинговой деятельности позволяет компании организовать свою деятельность, связать ее с целями и измерить эффективность и результативность. Как правило, такой документ создается на один год в связи с необходимостью расчета последствий на предприятиях.
Правила создания маркетингового документа:
- анализ ситуации;
- формулировка целей;
- подбор инструментов для реализации задач;
- формирование бюджета;
- определение расписания мероприятий и задач;
- контроль за выполнением.
Характеристики стратегического планирования
Стратегический план является центральным среди видов и форм. Он может быть определен как набор решений относительно основных, направленных целей предприятия, ресурсов и методов, необходимых для их достижения.
Стратегическое планирование имеет дело с решениями, которые имеют долгосрочные последствия, не поддающиеся изменениям. Что касается предмета решения, они в основном отображают сферы деятельности, в которых предприятие хочет работать, и концепции (стратегии) конкуренции в отдельных областях.
Сфера деятельности означает рынок и типы продуктов, в то время как выбор концепции конкуренции касается определения собственной стратегической позиции или метода получения конкурентного преимущества в отдельных областях деятельности. Необходимо определить, например, стать ли ведущим поставщиком на рынке стандартных продуктов из-за низкой (конкурентной) цены. В этом выражается стратегия лидера затрат. Либо можно создать собственный продукт, отличающийся какими-то особыми характеристиками, в чем заключается стратегия дифференциации.
Стратегическое планирование имеет большое значение для компании, так как является основным способом определения направления, масштаба и структуры развития компании. Оно реализуется в основном высшими органами компании и проводится с относительно высокой частотой.
Характеристики тактического планирования
Тактический план среди видов и форм — это набор решений, определяющих цели, косвенно связанные с задачами, сформулированными в стратегическом документе. План также включает меры, касающиеся правил распределения ресурсов в соответствии с текущими задачами и определения правил их эффективного использования при выполнении этих задач.
Особенности оперативного планирования
Оперативный вариант как форма организации планирования — это совокупность решений, определяющих конкретные задачи и действия, необходимые для их правильного выполнения в строго предусмотренное время и условия, которые должны соблюдаться при выполнении отдельных целей и мероприятий (технологических, экономических, организационных), а также внешних условий (например, защита окружающей среды).
Предметом оперативного планирования являются все решения, которые должны приниматься на постоянной основе в различных областях деятельности компании, чтобы своевременно и эффективно реализовывать стратегию и обеспечивать выживание и развитие компании.
Особенности бизнес-планирования
Бизнес-прогноз — это особая форма и метод планирования развития компании. Бизнес-план — это документ прогноза реализации интересов компании. Можно классифицировать следующим образом: внешний и внутренний.
Внешний бизнес-план используется для получения средств при реализации как стратегического прогноза (например, документа развития), так и операционного документа (например, плана компенсации). Он адресован различным внешним субъектам (клиентам, органам власти, общественному мнению), где он должен создать соответствующий имидж компании и перспективы ее развития.
Внутренний бизнес-план служит непосредственно для управления или улучшения управлением и касается отдельных подразделений, а не всей деятельности.
Правильный бизнес-план должен содержать следующие элементы:
- исполнительное резюме;
- анализ рынка и конкуренции;
- описание компании и ее деятельности;
- формат предложения и способ его реализации (описание маркетинговой стратегии);
- организационный профиль компании;
- технический профиль;
- финансовый документ;
- допущения и риски, то есть анализ слабых сторон этого бизнеса (SWOT-анализ);
- график работы.
Основные формы планирования во времени
В связи с горизонтом планирования мы можем различать следующие виды процессов: долгосрочные (перспективные), краткосрочные (текущие) и среднесрочные (многолетние — 2-3-5-летние).
Долгосрочные планы касаются деятельности в области развития, способов завоевания компанией конкурентной позиции, укрепления позиций на рынке, увеличения стоимости активов, развития профиля, характера операций и т. д. Эти планы готовятся на несколько или десятки лет вперед. Поэтому они должны быть дополнены краткосрочными и среднесрочными планами. В таких планах легче учитывать направления изменений в окружающей среде, операционные задачи компании, конкурентные движения или требования рынка продукции.
Характеристики прочих видов планирования
Кроме основных форм: тактического, стратегического и оперативного, также происходит развитие форм планирования в направлении случайного (ситуационного) прогнозирования.
Случайные планы обычно являются проблемными, основная задача которых состоит в том, чтобы решить конкретную проблематику или ситуацию и улучшить отдельные разделы деятельности компании.
Периодическое планирование чаще всего происходит на предприятиях, которые приходят в упадок и нуждаются в активизации (санации) или выполняют более серьезные задачи развития форм прогнозов. Чаще всего имеют дело с разработкой планов реструктуризации (в том числе, корректирующих) и перспектив развития (в том числе, так называемых бизнес-прогнозов).
Часто используются планы реструктуризации на государственных предприятиях, проводящих процессуальные действия в рамках реструктуризации фирм, испытывающих финансовые трудности, а также на предприятиях, которым поручено управление контрактами.
Планы развития существуют на предприятиях, претендующих на получение банковского кредита для инвестиционных целей, и на предприятиях, осуществляющих крупные проекты развития (инвестиционные программы, требующие привлечения капитала).
Особенности в образовании
В образовательной системе предусмотрены своеобразные формы планирования по ФГОСУ . Среди них можно выделить:
- комплексно-тематическое, которое заключается в совокупности методов в соответствии с установленной программой образования по стандарту;
- перспективное – это преждевременное определение порядка и последовательности этапов воспитательно-образовательного процесса на учебный год;
- циклограмма – прогноз организации образовательной деятельности по возрастным группам;
- календарно-тематические – заблаговременное определение порядка образовательной работы с указанием требуемых методов, дат, нормативов и средств.
Таким образом, роль планирования в различных его формах и видах для современных предприятий велика.