Экономика — это та сфера жизнедеятельности общества, которая так или иначе затрагивает абсолютно все население планеты. Любые действия, связанные с обменом, куплей или продажей, наймом рабочей силы, уже являются экономическими. Поэтому начало экономической истории принято считать началом истории человечества. Все мы участники экономических отношений.
Сущность экономического поведения
При условии, что все мы являемся частью экономики и экономических отношений, можно предположить, что наши действия играют роль не только в нашей жизни, но и в жизни всего общества. Отдельные личности, предприятия и государства своими действиями всегда стремятся получить максимум выгоды при минимуме затрат. Так, получение какой-либо выгоды или прибыли за счет использования своих ресурсов и есть эк. поведение.
Если рассматривать отдельно взятую личность, то выбор способа накопления денежных средств, периодичность тех или иных покупок, способ заработка — все это экономическое поведение. Стоит отметить, что у каждого индивида оно разное и зависит от множества факторов.
Экономическое поведение человека в узком смысле
Если не смотреть на поведение всех людей вместе, а остановить внимание на мотивах, целях и поведении отдельного субъекта, то можно заметить следующее: каждый человек стремится к личной выгоде. Кроме того, он старается выиграть максимум при минимальных затратах. Все мы хотим меньше работать, но больше зарабатывать, меньше платить, но больше получать.
Поэтому экономическое поведение человека в узком смысле можно рассматривать как способ заработка. В этом случае можно выделить следующие виды поведения: наемный труд, предпринимательство, инвестирование, талант. Наемный труд — это самый распространенный способ заработка. В данном случае выбор места работы будет зависеть от условий, заработной платы, привычек, образования, опыта и так далее. Следующий способ — предпринимательство. В данном случае экономическое поведение будет обусловлено наличием ресурсов и умением их использовать. Инвестиции — это метод заработка за счет исключительно вложения собственных средств. Талант, а точнее, его реализация — это также способ заработка и получения каких-либо выгод.
Факторы, влияющие на эк. поведение
Если абстрагироваться от экономики, то можно сказать, что все мы совершенно разные. У нас разное образование, характер, привычки и взгляды, семьи и национальности. Все это влияет на нашу жизнь. Так же и в экономическом поведении человека. Наши возможности, ресурсы и желания полностью определяют поведение в рамках экономики.
Первое, что влияет на эк. поведение, то есть мотивы экономического поведения — это поиск выгоды. Выбирая банк для вклада, человек отдаст предпочтение тому, который предлагает более выгодные условия или больший процент. Так же он поведет себя при выборе работы: среди предложений на рынке труда он выберет ту, где будет наибольшая оплата или комфортные условия.
Следующий фактор — привычки. Если человек из года в год привык покупать определенный набор продуктов, ходить в ограниченное количество магазинов и заведений, работать в конкретных условиях, то это формирует его экономическое поведение, и даже если предложить ему другие варианты, то он, скорее всего, проигнорирует их, исходя из привычек.
На поведение также могут влиять временные цели. Например, желание купить квартиру может остановить перед лишними покупками, которые обычно человек совершает, и подтолкнуть к накоплению или открытию вклада.
Также факторами, влияющими на поведение, могут стать: экономическая ситуация, национальность, традиции, семейное положение и так далее.
Структура эк. поведения
Многие исследователи, изучающие вопросы экономического поведения, сходятся в том, что в его структуре можно выделить следующие факторы: экономическое сознание и экономическую культуру, экономические эмоции, стереотипы, мышление.
Экономическое сознание заключается в осознании и использовании действующих экономических процессов, знании законодательства и применении возможностей.
Экономические эмоции — это чувства, которые человек испытывает в связи с приобретением чего-либо, осознание необходимости действия или бездействия в сфере экономики. Эта часть структуры экономического поведения тесно связана с психологией и ощущениями. Стереотипы и мышление — это знания, опыт и умение применять их на практике для достижения экономических целей.
Модели эк. поведения
Далее рассмотрим модели экономического поведения. К их выделению существует множество подходов, которые берут за основу разные факторы. Например, можно отметить монетарное, инвестиционное и предпринимательское поведение или разделить модели по принципу рыночной организации. Также существуют модели, разработанные учеными и носящие их имена, например, модель Алчияна, модель инвестиционного поведения Кеинса, модель Сороса.
Все они носят достаточно абстрактный характер и описывают поведение людей с разными ресурсами в различных экономических ситуациях. За основу может быть взята мотивация, наличие частной собственности, таланты, образование и другие факторы, которые человек может использовать для получения выгоды.
Рациональное эк. поведение
Говоря о рациональном экономическом поведении в рамках экономики, обычно обращаются к теории человека экономического, которая была разработана в конце 19-го столетия. Согласно этой теории все люди, участвующие в хозяйственной деятельности, преследуют различные цели. При множестве целей человек имеет ограниченное количество ресурсов и направляет их в ту сферу потребностей, в которой их применение будет наиболее эффективным.
Например, при ограниченной сумме денег он имеет потребность в отдыхе и покупке автомобиля. Человек вынужден сравнивать желания, количество вложений и выгоду, после чего делать выбор в пользу чего-то одного.
С другой стороны, согласно мнению некоторых исследователей, рациональность поведения также определяет социальная обстановка. То, что может быть рациональным при одном общественном положении и окружении, совершенно нелогично при других обстоятельствах, в другой стране или в другое время. Таким образом, понятие рациональности поведения весьма субъективно и зависит от множества факторов.
Субъекты эк. поведения
Важно отметить, что субъектом экономического поведения в рамках экономической системы может выступать индивид. Это начальная единица, имеющая свои ресурсы в виде денег, таланта, недвижимости, навыков и умений, которая может использовать их для участия в экономике.
Следующим субъектом может выступать группа лиц. Например, люди, объединенные по профессиональному, возрастному, национальному, половому, финансовому признаку. Такие группы влияют на экономику страны и могут изучаться отдельно. Например, группа, объединенная по профессиональному признаку, может совершать определенные покупки, отдыхать или больше работать в зависимости от праздников, сезона и так далее. Это имеет влияние на другие экономические сферы, которые обслуживают эту группировку, например, поставляя сырье, материалы или оборудование, или, наоборот, обслуживаются у данной профессиональной группы. Таким образом, внутри экономики поведение различных групп зависит друг от друга.
Государство также является субъектом экономического поведения. Однако лишь в рамках мировой экономики. Экономическое поведение государства зависит от состояния экономики, наличия ресурсов, исторического развития.
Функции эк. поведения
Поведение человека в экономике как система выполняет ряд функций.
Первая функция экономического поведения — социализирующая. В процессе обмена, потребления, производства и так далее люди проходят процесс социализации. Они общаются, обмениваются информацией, опытом, обучаются.
Адаптационная. Именно экономическое поведение позволяет адаптировать производство и работников под изменения в экономической ситуации. Желание более эффективно использовать свои ресурсы заставляет людей адаптироваться.
Регулирующая функция заключается в том, что в поисках выгоды человек реагирует или не реагирует на предложения, изменения в экономике. Это приводит к обратной реакции. Таким образом рыночные отношения регулируют сами себя под воздействием поведения людей. Так, экономическое поведение отельного человека может влиять на экономику в целом и наоборот.
Формирование эк. поведения
Для рынка в целом и для тех, кто предоставляет услугу или товар, часто возникает необходимость искусственного формирования или изменения экономического поведения. Здесь речь идет, скорее, о покупательском поведении. На втором месте может стоять выбор работы или профессии.
Что касается покупок, то с помощью рекламы, маркетинговых уловок продавец или производитель может создать интерес у покупателя к тем товарам, которые раньше ему были не нужны. Для этого достаточно сформировать иллюзию необходимости или моду. Так, экономическое поведение человека может измениться и, вместо привычных покупок или сбережений, он начнет тратить ресурсы в новом направлении.
Подобным образом можно создать престиж или обесценить какую-либо профессию. При грамотной рекламе человек может пойти даже на низкооплачиваемую работу, мотивируя свой выбор перспективами, престижностью или иными факторами.
Так как экономическое поведение полностью зависит от психического и эмоционального состояния человека, на него можно воздействовать и изменять.
Проблемы эк. поведения
Поведение людей отличается друг от друга. В первую очередь это связано с личностными различиями. Кроме того, все мы имеем разные ресурсы и цели. Проблемы экономического поведения обычно связаны именно с данными особенностями.
Во-первых, разница между ресурсами и целями. В этом случае перед человеком постоянно стоит вопрос о наиболее эффективном использовании ресурсов. Вторая проблема — недостаток знаний об экономических процессах и явлениях. Еще одной проблемой экономического поведения может стать кризис, инфляция, дефицит и другие проблемы самой экономики. Традиции и стереотипы также могут препятствовать логичному и рациональному поведению в сфере экономики.
Заключение
Экономическое поведение — это сложная система действий отдельных субъектов экономической сферы. Они влияют на благосостояние этих субъектов или всей системы в целом. Поведение в экономике можно назвать социально-экономическим поведением, так как оно всегда обусловлено социальными и личностными особенностями. Однако именно это поведение является важной составляющей частью экономики.