Каждый человек хоть раз кому-то уступил. Нас с самого детства этому учили. Делить игрушки, уступать старшим, покоряться кому-то или обстоятельствам, потому что "так надо". И в большинстве случаев в этом нет ничего плохого. Уступчивость учит нас думать не только о себе. Однако будьте осторожны.
Излишняя сговорчивость может сыграть с вами злую шутку. Когда ради других вы готовы жертвовать своими планами, временем, интересами и в итоге жизнью. Которую вы могли прожить по-своему, но живете так, как вам сказали жить. Это не ваша судьба. Необходимо учиться отличать обычные уступки и помощь людям от манипуляций, которые губят вашу личность и жизнь. Научитесь говорить "нет" всему, что вас не устраивает.
Значение понятия
Уступчивость - это вид социального воздействия, когда один индивид стремится удовлетворить потребности других в ущерб своим желаниям. То есть такой человек спокойно отменит свои планы, которые планировал неделю назад, ради того, чтоб пройтись с подругой по магазинам за компанию, чтобы ей не было скучно.
Часто такое поведение расценивают как слабость, ведь если ты не в состоянии отстоять свои права и интересы, то ты слабохарактерный человек. Но это не совсем верно.
Уступчивость - это спорное качество, польза которого зависит от конкретной ситуации. В одном случае мягкость сыграет вам на руку, например во время семейного конфликта это позволит вам сгладить углы и завершить ссору без больших потерь. В другом же случае сговорчивость принесет лишние хлопоты и проблемы. Например, работу сверхурочно. В глазах начальника вы - настоящий герой, но чего это будет стоить вам?
Альтруизм и покорность
Мягкими людьми очень легко манипулировать. Они добрые и не видят подвоха там, где он есть. Если хорошо попросить, надавить на жалость, то они с радостью и безвозмездно все сделают.
Бескорыстная уступчивость - это оказание помощи без требования чего-либо взамен.
Нет ничего плохого в разумном альтруизме, не переходящем личностные границы человека. Но не стоит ради мнимой цели ломать себя в угоду другим.
Смиренный тип характера
У человека уступчивость характера выражается в ориентации на людей, на их проблемы и желания. Это несамостоятельные, пассивные, неуверенные люди, которые угождают другим ради своей безопасности и спокойствия. Они нуждаются в защите, руководстве и любви. Довольно часто за маской добродетели скрывается враждебность и злость по отношению к окружающим. Это связано с тем, что этот тип личности подавляет и скрывает свою агрессивность.
В толпе такого человека легко узнать по сдержанному, скованному поведению. В присутствии других они смущаются и теряются, поэтому обычно держатся в тени.
Уступчивость и упрямство
Принятие решений в ситуациях зависит от индивидуального отношения человека к его ресурсам и интересам, а также потребностям других людей. Ресурсы - это все то, чем мы обладаем, что у нас есть. Интересы - это действия, которые мы готовы возложить на себя. От того, как они распределены между собой, зависит то, как человек себя поведет. Упрямство и уступчивость - два противоположных качества.
В зону личного пространства уступчивого индивида входят интересы и потребности других людей, а ресурсы выступают средством манипуляций. Такой человек щедро делится всем, чем владеет. К чужим потребностям он относится чутко и с пониманием. Но стоит только кому-то покуситься на его интересы, то реакция с его стороны может оказаться неожиданной и агрессивной.
В зоне личного пространства упрямого человека попадают ресурсы, а интересы являются причиной воздействия. Он может спокойно ими делиться с другими, выслушивать и принимать предложения. Но если кто-то посягнет на его ресурсы, то встретит жесткий отпор и резкую реакцию.
Упрямство - это противоположное качество уступчивости. В меру упрямый человек никогда не позволит использовать себя в чужих интересах. Это самостоятельный, активный и уверенный в себе индивид, который диктует свои правила игры. Таким человеком сложно манипулировать.
Техники воздействия
В психологии уступчивость - это отличный метод достижения многих целей. Ею пользуются маркетологи и продавцы, заставляя нас быть сговорчивее и покупать товары.
- Заискивание - человек выставляет себя в более привлекательном свете в глазах другого, чтобы облегчить достижение цели. Например, использование лести в качестве инструмента.
- Взаимность - если нам сделали что-то хорошее, то мы считаем своим долгом отплатить тем же. Это очень действенный метод, который работает, даже когда услуга сделана случайно или исходила от неприятного человека.
- Метод "дверью в лоб" - сначала вас просят о большой уступке, когда вы отказываетесь, требования снижаются до тех пор, пока вы не согласитесь. Этим методом пользуются продавцы, предлагая товар по завышенной стоимости, а затем, постепенно ее снижая, делают вам большую скидку.
- Метод "нога в дверях" - вас просят о маленькой просьбе, если вы согласились, значит, выполните и остальные, более серьезные. Например, коллега попросил подменить его на несколько часов, вы соглашаетесь. В следующий раз он попросит вас подменить его на весь рабочий день.
- Метод "это еще не все" - прежде чем вы согласились, вам предложат дополнительные выгодные условия и предложения. Этот прием используется в рекламе по принципу: "покупаете один - второй в подарок" или "три по цене двух".
- Метод "низкого мяча" - человек соглашается на услугу на определенных условиях, а затем эти условия без его ведома меняют.
Стратегия уступчивости
Все время от времени ругаются и ссорятся. Но бывают ситуации, когда хорошие отношения нужно сохранить любой ценой. Лучше всего уступить в тех случаях, когда конфликт себя исчерпал, но перепалка продолжается автоматически. Такое поведение усугубит ситуацию и породит новую волну спора. Уступчивость - это отличный выход из неловкого положения. Она поможет в следующих случаях:
- Ваш оппонент безоговорочно прав, и вы это понимаете.
- Предмет конфликта для вас менее важен, чем для противника.
- Если вы уверены, что разногласие закончится проигрышем, то данный шаг позволит минимизировать потери.
- Ваш оппонент сильней вас.
Тактики
Это трудные, но действенные приемы, которые помогут сгладить конфликт. Используйте их в крайних случаях, потому что подавление отрицательных эмоций может плохо сказаться на вашем самочувствии. Старайтесь все же решать разногласия с помощью переговоров и совместно находить компромисс.
- Делайте вид, что ничего плохого не произошло и все нормально.
- Ведите себя так, будто ничего не случилось.
- Подавляйте отрицательные эмоции.
- Идите к цели обходным путем, например через обаяние.
- Молчите и обдумывайте план мести.
Уступчивость - это и не хорошо, и не плохо. Это инструмент, которым пользуются люди для достижения результата. Иногда эти цели положительные и направлены на благо, иногда отрицательные и разрушительные. Все зависит от личности.
Чтобы не попадаться на манипуляции и уметь регулировать ситуации в свою пользу, необходимо знать, как работает этот механизм. Уважайте себя, цените время и любите свою жизнь!