Понятие возраста в психологии: определение, периоды, особенности
Понятия психологического возраста и психологии развития тесно взаимосвязаны между собой. Каждая возрастная категория имеет свои особенности, а люди могут по-разному выглядеть и вести себя в зависимости от множества разнообразных факторов.
Понятие
Понятие возраста в психологии (кратко если говорить) существенно отличается от хронологического порядка, который берет начало со дня нашего появления на свет. Рассмотрим само понятие возраста.
Возраст – это ступень роста и индивидуального развития человека. Можно выделить два его типа – хронологический и психологический. Они выражаются временными единицами, отделяющими момент появления объекта на свет до его психологической зрелости.
Понятие возраста в возрастной психологии определяется на основании ступени онтогенетического развития, которая базируется на закономерностях формирования организма, условиях жизни, воспитании и обучении.
Изначально психологический возраст рассматривался как умственный благодаря работам ученых Франции. Определялся данный показатель на основании специального исследования, которое включало тестовые задания. Позднее было предложено рассматривать соотношение умственного к хронологическому возрасту.
Отечественная психология базируется на трудах Л.С. Выготского, который ставит вопрос о проблемах культурного возраста. То есть два человека, у которых одинаковый возраст согласно паспортным данным и приблизительно одна категория интеллектуального развития, могут различаться культурным возрастом.
Периоды
Итак, продолжаем обсуждать понятие возраста в психологии. Возраст и развитие требуют градации на жизненные этапы. Рассмотрим данное понятие на основании четырех подходов, применяемых к оценке прожитых лет.
- Биологический возраст. Базируется на основании формирования человеческого организма.
- Психологический. Основан на культурном поведении.
- Социальный возраст. Отображает степень принятия общественных ролей и задач, а также их функций.
- Физический. Оценивается исключительно по количеству прожитого времени.
Согласно показателям биологического возраста, жизненный путь подразделяется на следующие этапы:
- Дети до 16 лет.
- Юность – люди в возрасте от 16 до 21 года.
- Зрелость – до 60 лет.
- Пожилой возраст берет начало с 60 лет.
Вот мы рассмотрели периоды и понятие возраста в психологии. Какие факторы оказывают влияние на психологический возраст?
Основные структурные компоненты возраста
Биологический возраст включает в себя изменения, которые происходят снаружи: седина, пигментация, морщины, которые отлично видны в зеркале (состояние внутренних органов мы увидеть не можем). И также о биологическом возрасте можно судить по таким факторам, как усталость, слабость и постоянные болезни. Биологическое старение свойственно не только пожилым людям, но и молодым.
Итак, понятие возраста в психологии и основные структурные компоненты возраста:
- Образ жизни (физическая активность, уход за собой, наличие вредных привычек, стрессы и прочее) составляют 50%.
- Экологическая обстановка вокруг вас - около 20%.
- Генетические особенности - около 20%.
- Качество и уровень жизни составляет порядка 10%.
Можно заметить, что люди, которые живут в благоприятных условиях, в зрелом возрасте выглядят гораздо лучше своих сверстников. Также важно отметить, что решающую роль в замедлении биологических часов играет психологический настрой человека. Должно присутствовать четкое убеждение в том, что на борьбу со старением необходимо тратить деньги и время.
По мнению доктора психологических наук С. Краусса, в организме не происходит особых изменений в тридцатилетнем или сорокалетнем возрасте. Но человеку свойственно расстраиваться, осознавая такую непривлекательную для себя цифру. На основании этого люди часто считают себя старыми, а вместе с этим меняют отношение к жизни. Большинство начинает ограничивать себя во многом, ссылаясь на возраст. После чего запускается и сам процесс психологического старения, люди бросают заниматься спортом и начинают уделять меньше времени своему внешнему виду. Женщины в погоне за сохранением красоты прибегают к процедурам, которые не соответствуют их возрасту. По этой причине процесс биологического старения ускоряется.
По словам большинства ученых, биологический возраст человека зависит от 200 показателей. Человек, который не ищет у себя признаков преждевременного старения, полон сил и энергии, а его внешность практически не затрагивают серьезные изменения.
Методы возрастной психологии
Понятие возраста в психологии развития кратко и обобщенно мы рассмотрели. Что касается методов, то основными из них являются:
- Метод поперечных срезов. Базируется на изучении большого количества людей разного возраста. Целью исследования служит получение сравнительных данных о психологических нюансах и особенностях каждой возрастной категории.
- Метод продольного изучения. Данное исследование заключается в длительном изучении одних и тех же испытуемых людей. Целью исследования является отслеживание возрастных изменений и психики.
Качественное выявление своеобразных ступеней психического развития и определение возрастных границ представляет собой очень непростую задачу, так как психологический возраст существенно отличается от фактического количества прожитых лет.
Особенности психологии детского возраста
Понятие психологического возраста в современной возрастной психологии подтверждает тот факт, что модель поведения в дальнейшей жизни закладывается чуть ли не от самого периода зачатия.
Какова роль детства в психическом развитии? Понятие возраста в психологии детей рассмотрим более подробно.
Возрастная детская психология делает максимальный упор на позитивные моменты. Исследователи нашей современности считают, что малыш начинает знакомиться с миром еще до своего рождения. Поэтому обязанности распределены так, что воспитатели в детском саду заняты завершением начального обучения детей. А за все остальное, и в особенности за основы данного процесса, отвечают только родители ребенка.
Бытует мнение о том, что детям до трех лет свойственно только впитывать полученную информацию. А по достижении этого возрастного периода они способны делать первые попытки, чтобы повлиять на окружающий мир. Именно этот период считается началом формирования правил поведения, которые приобретают большую глубину. Дети способны осмысливать поступающие сигналы. Именно в пятилетнем возрасте у детей начинает зарождаться чувства страха. И они осознанно начинают интересоваться причинами разнообразных событий, которые происходят вокруг них или в мире.
После того как ребенок становится школьником, он сталкивается еще с одной непростой переменой – новые ориентиры. Наивное восприятие окружающего мира продолжает сохраняться, но уже отлично развито понимание происходящих взаимодействий. Именно в этот период детям свойственно осознавать то, что они становятся индивидуальностью. Вместе с этим появляется непреодолимое желание выражать свое "Я". Родителям в такой период становления личности очень важно поддерживать своего ребенка, но в то же время направлять на него и некоторое воздействие.
Юность
Каково понятие возраста в психологии развития в период юношеских лет? Развитие личности достигает своего пика именно в этот период. Людям данной возрастной категории свойственно доказывать свою правоту и самостоятельность, поэтому нередко возникают конфликты. Самый сложный момент данного периода заключается в том, что люди уже могут принимать самостоятельные и взвешенные решения, но им, как никогда, требуется забота родных и близких, а также их верное направляющее влияние.
Стремление получать максимум от своей жизни именно сейчас, провоцирует фаталистические настроения. Психологи советуют в данный период времени выстраивать особую линию поведения таким образом, чтобы человек не чувствовал или не осознавал запретов и ограничений личной свободы, но и спокойно воспринимал советы.
Особенности подросткового возраста
Понятие возраста в современной психологии в отношении подростков не устанавливает четких границ, так как они обозначаются, исходя из индивидуальных особенностей человека. Наряду с понятием подросткового возраста нередко используется понятие так называемого переходного периода. В данный период человек проходит величайший путь развития личности, который сопряжен с внутренними конфликтами. И через внешние срывы, чувство раздражения, подросток обретает чувство личности.
В подростковом возрасте происходит закладка основ сознательного поведения, формируется общая направленность в нравственных представлениях и социальных установках.
Именно особенности развития познавательных способностей напрямую влияют на успеваемость и поведение в обучении. А успешность образовательного процесса зависит от мотивации. Но в реальной жизни можно заметить, что школьники не тянутся к новым знаниям, а напротив, стараются изо всех сил противодействовать обучающему процессу.
Ведущие позиции в интересах молодых людей занимают общественная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в этот период свойственно осознание обучения, так как появляются мотивы, связанные с идеальными профессиональными намерениями. Поэтому обучение скорее приобретает личностный смысл.
Активно развиваются такие операции, как анализ, обобщение и классификация. Приобретается взрослая логика мышления.
Активизируется память в интеллектуальной составляющей. Но используется не смысл, а только механическое запоминание. Подростку свойственно улавливать ошибки в речи педагогов, родителей и людей старшего возраста. На этом этапе становится очень важен авторитет носителя языка. А персональное обучение и правильное восприятие языка и его смыслов индивидуализирует самопознание человека в подростковом возрасте.
Для подростков очень важно общаться со сверстниками. Психология в понятии возраста (виды возраста мы рассмотрели выше) делает особый акцент на этом вопросе. Именно в общении подросток стремится найти свое место, а отсутствие такой возможности может привести к социальной неадаптированности и возможным правонарушениям. В этот период оценка со стороны друзей ценится намного выше, чем от родителей или учителей. Подросток попадает под влияние группы и ее ценностей. Ему свойственно беспокоиться, когда его популярность среди сверстников находится в опасности.
Людям молодого возраста свойственно опираться на мнение других, а не принимать решения самостоятельно. Стремление жить по своим правилам и следовать своей идеальной картине мира нередко провоцирует конфликты между подростком и его родителями. Поэтому важно понимать, что негатив, агрессия и обиды являются эмоциональной реакцией подростка на собственную неуверенность.
Подростковый период является очень важным, так как именно в этот период закладываются основы дальнейшей жизни человека. Утверждение собственной независимости, формирование личности и разработка планов на будущее – все это формируется в данной возрастной категории.
Зрелый возраст
Понятие возраста в современной психологии выделяет зрелость как лучший из периодов. Именно в это время происходит расцвет жизненных сил. Но не лишено время и нескольких кризисов.
Во время зрелого возраста у человека существует огромное количество возможностей. Ему свойственно оказывать влияние на окружающих его людей и в то же время не останавливаться в своем развитии.
Этот период характеризуется наличием сил, которые могут быть использованы в духовной, творческой и интеллектуальной областях. И помимо этого, человеку свойственно понимать значимость происходящего, поэтому и возникает реальная заинтересованность в собственном совершенствовании.
Самыми положительными моментами, которые входят в понятие возраста в возрастной психологии являются возможности, основанные на передаче личного опыта и знаний молодому поколению. За счет этого процесса человек в полной мере осознает свою значимость и полезность в огромном мире.
Если жизнь в данном возрастном периоде складывается не лучшим образом, то наступает кризисное время, наполненное застоями, чувством опустошения и постоянным погружением в размышления о проблемах.
Помимо всего перечисленного, зрелости свойственно чувство постоянности и стабильности. Находясь длительное время в таком состоянии, человек начинает обдумывать правильность сделанного выбора в том или ином вопросе или ситуации, а также полноценность реализации собственного потенциала.
Пожилой возраст
Определение понятия возраста и возрастной психологии включает старость. К сожалению, старость приносит с собой ухудшение здоровья, уменьшение круга лиц для общения и выход на пенсию. А самое неприятное, что вместе с этим всем может прийти развитие ощущения ненужности и бесполезности. Связано такое состояние с тем, что у человека появляется много свободного времени, после чего следует апатия, которая сопровождается нежеланием узнавать что-то новое и развиваться дальше.
Людям данной возрастной категории необходима помощь родных и близких. Необходимо дать шанс пожилому человеку почувствовать себя нужным.
После шестидесяти лет меняется отношение к своему внешнему виду. Люди пожилого возраста больше сосредоточены на внутренней гармонии и состоянии здоровья. Именно в этот период свойственно осознавать всю ценность жизни, вместе с этим появляется спокойствие и рассудительность. Нередко близкие могут заметить, что характер пожилого родственника изменился в худшую сторону, связано это с ослабеванием контроля над чертами характера, которые ранее человек скрывал.
Кризисы в возрастной психологии
На каждом этапе развития человеку приходится преодолевать внутренние конфликты и возрастные кризисы. С такими трудностями сталкиваются все, но некоторые люди особенно сложно переживают данные периоды. Возрастная психология выделяет 3, 7, 13, 17, 30 и 40 лет.
Детям в возрасте около 3 лет свойственно проходить этап «Я сам». Все чаще малыш отказывается от помощи взрослых, аргументируя это тем, что данное действие он может выполнить самостоятельно. Дети в этот период становятся очень капризными и упрямыми, могут не реагировать на просьбы родителей. Связано это с тем, что сейчас активно проходит процесс увеличения познавательного интереса и поиска возможностей для влияния на окружающих. Часто дети в таком возрасте стараются показать свою значимость и не отпускают родителей из дома, запрещают им трогать их игрушки и т. д.
Возраст 7 лет приходится на поступление в школу. Ребенок начинает понимать социальные роли и часть из них старается примерить на себя. Активно проявляется интерес ко всему новому и иногда ребенку может казаться, что от него скрывается какая-то очень важная информация. Дети в таком возрасте начинают учиться самоконтролю для правильного выражения собственного мнения и сдерживания бурных эмоций.
В 13 лет подростку недостаточно одних слов и он начинает требовать доказательств. Появляется интерес к искусству, в основном предпочтение отдается музыке. Можно заметить желание подростка находиться в одиночестве, часто это связано с недовольством или беспокойством.
17-летний возраст обусловлен серьезным переходом во взрослую жизнь. Этот этап связан с окончательным выбором сферы дальнейшей деятельности. Некоторые волнения подросткового возраста еще остаются. Но в целом человек готов попробовать свои силы и найти доказательства того, что он уже состоявшаяся личность.
Кризис 30 лет связан с осознанием пройденной дороги. Появляются сомнения в правильности выбора. Возникают мысли об упущенных возможностях. Часто происходит смена приоритетов. А если присутствует невозможность улучшить свое положение, то человек впадает в депрессию.
Кризис 40 лет является переломным моментом в жизни каждого. Особенно остро период протекает, если проблемы в 30 лет не были решены. Нередко в этот период карьерные и семейные проблемы переплетаются, что только обостряет ситуацию.