Спасо-Преображенский храм в Ярославле является главной церковью в бывшей мужской обители. Это известный памятник архитектуры и живописи XVI века. Возвели его в 1506-1516 годы по указанию Василия III.
Строительство
С целью возведения Спасо-Преображенской церкви в Ярославле в город прислали московских мастеров из тех, кто строил храмы в Московском Кремле. Эта церковь находится на фундаменте собора, который был построен в XIII веке, но рухнул во время пожара в 1501 году. На данный момент она является самым древним каменным строением в Ярославле.
Как видно на фото, Спасо-Преображенский собор в Ярославле является четырехстолпным крестово-купольным сооружением. Подклет у него достаточно высокий. С 3 сторон его окружают галереи – открытые двухъярусные конструкции с западной и южной частей. Он обладает шлемовидными главами, которые некогда покрывались белым немецким железом.
Архитектура Ярославского Спасо-Преображенского собора содержит признаки ордерной системы. А декор местами навеян ренессансными мотивами. В целом памятник легок и строг. Это вполне в стиле архитектуры России 16 века.
История Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле содержит многочисленные эпизоды перестройки. Его постоянно реставрировали, и наиболее масштабные работы данного профиля проводились с 1919 года. Завершала этот процесс в 1957-1961 годы Е. Караваева. Это было сделано с целью окончательного восстановления древнего облика архитектурных построек.
Интерьер
Стены расписывали в 1530-1540 годы московские и местные мастера. Эти сведения весьма точно и емко сохранились в истории Спасо-Преображенского собора Ярославля: упоминания о данном моменте имеются в летописях, которые находятся в клеймах внутренней грани западных столбов. Там имелась подпись, которая увековечила имена мастеров на века. Подписавшиеся там братья Афанасий и Дементий Сидоровы стали таким образом первыми местными художниками, чьи имена известны сегодняшним потомкам.
Кроме того, своей подписью они увековечили и имя храма. На данный момент Спасо-Преображенский собор Ярославля - это вообще единственный российский памятник грозненского времени, точная дата росписи и имена мастеров которого известны.
Расписывался храм по традиционной системе. В живописи отмечаются достаточно высокие художественные достоинства, монументальность, духовность. Известно, что живопись реставрировали несколько раз. В 1700-1781 годы ее полностью восстановили снова. В 1814 году живопись в Спасо-Преображенском соборе Ярославля была прописана масляной краской и последствия этих правок наиболее значительны. Пострадала композиция Страшного суда, несколько фресок оказались утраченными в ходе перестроек.
Монастырь
Весьма интересна история Спасо-Преображенского мужского монастыря в Ярославле. Именно здесь в XVII веке нашли «Слово о полку Игореве» - важнейший памятник древнерусской литературы. Обитель была известна и в отдельности, ведь дата ее основания – XII век.
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь сыграл ключевую роль в истории города. На протяжении долгого времени это был духовный и экономический центр. Вокруг него собирались окрестные земли. Обитель была соперником посада.
Известно, что здесь часто любил проводить время Иван Грозный. Он подарил местным монахам несколько сел, 200 деревень, рыбные угодья. Его сын Федор также любил здесь бывать. Большинство имеющихся здесь построек было возведено позже основания непосредственно монастыря. К примеру, стены здесь изначально были из дерева. И лишь в XVII веке их перестроили в каменные. Тогда же появились и башни.
В XVIII веке в обители обустроили библиотеку и начали активно переписывать книги. К концу того же века здесь жил митрополит. Когда прогремела революция, Спасо-Преображенский собор Ярославля сохранили, а монастырь сделали музеем.
Достопримечательности
Их на данной местности имеется множество. Спасо-Преображенский собор Ярославля является главнейшей постройкой обители. Фрески его - древнейший памятник архитектуры. В нем имеется иконостас, некоторые иконы которого пришли из глубокой древности.
Рядом со Спасо-Преображенским собором Ярославля имеется множество любопытных древних сооружений. К примеру, внимания заслуживают Святые ворота. Их создали в начале XVI века. Они находились на парадном входе в обитель. Кроме того, именно с них как с дозорной вышки рассматривали окрестности.
Немаловажная часть комплекса – Трапезная палата. В ней выделяются три постройки – непосредственно она сама, церковь Рождества XVI века, настоятельный корпус XVII века. Сохранились кельи, в которых еще в XVII столетии проживали монахи.
При Спасо-Преображенском соборе в Ярославле имеется и свой музей. Монастырь больше не считается действующим, он превратился в один большой заповедник. Тут проводятся экскурсии, рассказывающие о деревянной скульптуре, резьбе древнерусских соборов. Кроме того, тут имеется богатейшее собрание древних рукописей. Отдельная экспозиция составлена из «Слова о полку Игореве».
Богатая история комплекса
Одним из самых древних сооружений города является Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Он наблюдал фактически всю историю города за последние 800 лет. Когда Ярославль был основан, князь Ростовский Ярослав заложил Кремль, названный Рубленым городом. Местные язычники были выселены, а здесь остановились выходцы из княжеского стольного града. Они начали осваивать приречные зоны весьма активно. Согласно результатам археологических исследований, данная местность была густо заселена в XI-XII веках.
Однако на берегах Которосли имелось место культового значения для язычников. Это было Велесово капище. Согласно некоторым сведениям, во второй половине XII века здесь основали монастырь именно для того чтобы уничтожить языческое место поклонения. К тому моменту это было традицией: сооружать на месте языческих капищ храм.
Кроме того, нередко люди стремились сделать время празднования либо характер поклонения близким к православным святыням. Так языческий день Велеса и день преображения Спаса отмечали в один день – 6 августа. На месте существовавших построек в XIII веке князь Константин Мудрый заложил «церковь каменну» Преображения Спаса. Ярославль обладал особым значением, так как здесь имелись княжеские форпосты.
Князь Константин до 1214 года основал первое на севере Руси училище. Тут были монастырские библиотеки, в которых хранилось больше 1000 греческих рукописей - богатейшие по тем временам запасы. Имелись и свои переписчики, переводчики. Вероятно, здесь создали известное Спасское Евангелие XIII века. Это важнейшая экспозиция в музее Ярославля.
Археологические раскопки у собора
Возведение храма завершал Всеволод Константинович в 1224 году. Но из-за татаро-монгольского нашествия на множество лет расцвет волжского города был прерван. Последствием пожара 1221 года стало уничтожение 17 церквей. Подобно многим другим русским городам, в 1238 году Ярославль захватили, разорили и сожгли дотла. Жители, до последнего защищавшиеся, были убиты. Об этом говорят археологические раскопки 2005-2006 годов на месте бывшего Успенского собора на Стрелке.
Обнаружены были групповые захоронения. Почти все костяки в них принадлежали женщинам, старикам и детям. Других почти не было, так как дружинники были на реке Сить, где совместно выступали против вражеских отрядов. Удары, приводившие к смерти, наносили сверху, сбоку либо сзади. Исследования показали, что захоронения произвели не сразу, а несколько позже, в весенний период. Это говорит о том, что жители уничтоженного города зимой совершили исход, а после частично вернулись вместе с теплом.
Ценная находка в соборе
Возвышение монастыря происходило в конце XIII века. Тогда он стал княжеской усыпальницей. Ранее княжескую семью хоронили в Петровском монастыре либо в Успенском соборе. Но начиная с Федора Черного их стали хоронить здесь.
Не сохранилось деревянных и каменных монастырских построек. Однако археологические раскопки пролили свет на их изначальное местоположение. Стал ясным и их внешний облик. Стены были в форме неправильного пятиугольника, имелись башни и ворота.
Собор возводили в 1216-1224 годы. Рядом имелся храм Входа в Иерусалим 1218-1221 годов. Вокруг монастыря имелся ров. Также был и застенок. После очередного пожара 1430 года в подклете Спасо-Преображенского собора нашли мумии 3 человек. Имелись сведения о том, что некогда тут производились чудесные исцеления. Пожар позволил обнаружить чудотворные мощи, которые после стали святыми. Это были ярославские князья Федор и два его сына – Давид и Константин.
Золотой век
Этим периодом для Ярославля считается время правления Федора. В конце 1250-х годов княжеский трон остался без наследника и дочь Константина, который погиб в легендарных сражениях на Туговой горе в 1257 году, по традициям тех лет не могла быть наследницей. По этой причине ее мать Ксения приняла решение найти знатного зятя, но недостаточно богатого для присоединения Ярославля к своему княжеству. Она выбрала Федора Черного, черниговского князя, правление которого было весьма успешным.
Впоследствии
Если бы дальше события складывались также благоприятно, не исключено, что вокруг этого центра формировалась бы русская государственность. Дети Федора - Давид и Константин - былого величия отца не добились. В дальнейшем на протяжении множества веков город с его монастырем играл важнейшую роль в истории Руси.
Советская эпоха
В советские времена здесь располагалось немало учреждений, одно время на территории обители функционировала школа, располагались военные и вход осуществлялся строго по пропускам, жили и обычные местные жители. Но большую часть времени здесь были открыты выставки и музей. Комплекс получил немало повреждений в ходе обстрелов красноармейцами в 1920-е годы. Но после интенсивно реставрировался. Постройкам вернули их первоначальный вид.
Время работы
Собор не работает с 1 октября по 1 мая. В остальной период времени он открыт каждый день с 10:00 до 18:00, перерывов нет. Выходными считаются среды, а также дождливые дни. Настоятелем является иерей Андрей Рыков.
Как добраться
Располагается он по адресу: г. Ярославль, Богоявленская пл., 25. Добраться до собора можно на автобусах от железнодорожного вокзала, а также от Ярославской стрелки. Остановка называется "пл. Богоявления".
Отзывы
Согласно отзывам, Спасо-Преображенский собор нуждается в реставрации. Большинство туристов отмечает красоту этого места, а также дух истории этого древнего собора. В отзывах говорится, что на входе в комплекс, в котором располагается Спасо-Преображенский собор, вносится плата.