Аэростат заграждения: названия, принцип действия и применение во времена ВОВ

Аэростат – это воздухоплавательное судно, которое удерживается в воздухе за счет подъемной мощности, обусловленной разницей массы помещенного в оболочке судна газа и массы равнозначного параметра сухого воздуха. Аппарат спускается и поднимается по закону Архимеда. Наполняется он водородом, в редких случаях гелием и светильным газом. Данные судна имеют три основные разновидности: контролируемые, свободные и привязные. Третьи активно применялись как аэростаты заграждения.

Свободные модели

Свободные аэростаты

Они могут двигаться только по ветру, и управлять ими можно только в условиях вертикальной плоскости. Их первое появление было отмечено во Франции в 1783 году.

В военной отрасли на этих моделях происходит обучение пилотов разных аэростатов осуществлению свободного полета.

Строение аэростатов включает три основных компонента:

  1. Сферическая оболочка, сотворенная из тонкой ткани на основе хлопка и бумаги и пропитанной каучуковой смесью. Это гарантирует высокую газонепроницаемость. В ее верхней части устроен клапан, выпускающий газ при надобности проведения спуска. Внизу сделано отверстие со специальным рукавом. Через него аппарат пополняется газом на земле, и это топливо свободно выходит при расширении в процессе полета.
  2. Подвесной обруч. К нему крепится корзина, предназначенная для размещения экипажа, требующихся предметов и приборов. А еще присоединены якорное устройство и массивный канат, имеющий длину 80-100 м. Благодаря канату судно может тормозить и мягко спускаться на землю.
  3. Сетка, помещаемая на сферическую оболочку, к стропам которой монтируется подвесной обруч.

В корзину спускаются две веревки: первая – от клапана, вторая – от разрывного механизма, который вскрывается при экстренном спуске и срочном выпуске всего топлива.

Объем свободных моделей лежит в диапазоне 600–2 000 м3.

Привязные модели

Привязные аэростаты

Они поднимаются и спускаются, будучи присоединенными к металлическому тросу. Он идет от барабана специальной лебедки, установленной на земле.

Эти модификации используются преимущественно в военной отрасли. В зависимости от выполняемых задач их подразделяют на наблюдательные модели и аэростаты заграждения. Первые используются для разведывательных задач, вторые – для оборонительных.

Наблюдательные аэростаты

Их возможности отражены в следующей таблице:

Задачи обзора

Макс. дистанция (км)

Разрывы легких артиллерийских снарядов

11

Разрывы их тяжелых аналогов

17

Вспышки вражеских артиллерийских залпов

16

Окопы и созданные ограды

12

Движение масштабной армии по дорогам

15

Дым от паровозов

30

Дом от морских эскадрилий

80

Ориентировочный состав эскадры и вектор ее движения

35

Свои функции аппарат выполняет в дистанции 6-12 км от передовой зоны врага. Участок подъема выбирается на основе двух факторов: получения оптимального обзора территории расположения противника и обеспечения незаметности наблюдения.

Аппарат, находящийся в нерабочем состоянии, скрупулезно маскируется и располагается на биваке, удаленном максимум на 3 км от участка подъема.

Аэростат наполняется горючим прямо на биваке или на расстоянии около 500 м от зоны ожидаемого слежения. Поднимается аппарат с этого же места и оттуда направляется на лебедке к участку подъема. Двигаться он может с выпущенным топливом или наполненный газом. Первый метод актуален при существенных переходах и движениях по железнодорожным линиям. Опустошенную оболочку возможно было расположить на одной повозке.

Второй метод использовался в следующих ситуациях:

  1. При наличии удобной дороги без препятствий осуществляется движение на тросе.
  2. По бездорожью (на тройнике).
  3. При наличии очень широкой дороги и необходимости скрытной дислокации аппарата (движение на спусках, приближенных к земле).

Динамика движения наполненной модели составляет 3-4 км/ч. Для этого параметр ветра должен превышать 7-8 м/сек.

Такой аэростат очень уязвим при вражеских атаках. Поэтому его требуется основательно охранять. Для этой цели были задействованы истребители или зенитные оружия. А его экипажу предоставляли ручной пулемет и парашюты.

Модель Парсеваля

Начальные разведывательные аппараты имели сферическую форму и простое устройство.

В 1893 году немецкий полковник Парсеваль соорудил змейковую модель, в которой подъемная мощность газа дополняется силой ветра.

Аэростат Парсеваля

Аппарат оснащен цилиндрическим коробом, ограниченный полушариями в носу и на корме судна. Внешнюю составляющую оболочки образует мощная двухслойная ткань. Внутри ее разделяет перегородка на два отсека: вместилище для топлива и баллонет. С наружной стороны к ней прикреплены:

  1. Устройства устойчивости: хвост с парашютами, паруса (2 штуки) и рулевой мешок. Воспринимая воздействие ветра, они мешают вращению аппарата вокруг его оси.
  2. Два такелажа: подвесной и привязной. Первый служит для монтажа корзины. Второй имеет множество веревок и позволяет крепить судно к привязному тросу.

Параметры оболочки указаны далее:

Величина

Показатель (в м)

Объем

1 000 м3

Длина

25

Диаметр сечения поперек

7,15

Предельная подъемная высота

1 000

Средняя функциональная высота

700

Модель способна подниматься, если скорость ветра не превышает 15 м/с.

Последующие модификации

После изобретения Парсеваля были созданы более совершенные технологии.

В 1916 г. во Франции создают модель «Како». Форма ее оболочки – яйцеподобная. Объем - 930 м3. Средства для стойкости: стабилизаторы (две единицы) и рулевой мешок. К аппарату можно закрепить 2 корзины. Его предельная подъемная высота – 1 500 м, а средняя функциональная – 1 000 м. Модель может взлетать при скорости ветра не более 20 м/с.

Ближе к завершению Первой мировой войны в Италии была сделана модификация «Аворио Прассоне». Формат ее оболочки – эллипсоид. В кормовом участке она преобразуется в конус. Баллонет сосредоточен в нижней ее части. Устройства стойкости такие же, как в системе «Како». Взлет возможен при показателях ветра не более 26 м/с.

Чуть позже во Франции был выпущен аппарат «Зодиак».

Модель Зодиак

Его особенности:

  1. Варьирующийся объем.
  2. Отсутствие баллонета.
  3. Оболочка удерживает форму за счет автоматической смены ее объема. На это влияет давление газа, меняющееся в диапазоне 850–1 050 м3.

Главный минус данных этих трех систем заключается в сложности передвижения в наполненном формате.

Оснащение в Первой мировой войне

Русская армия в этот период в своем арсенале применяла две модели аэростатов:

  1. Модернизированный аппарат Парсеваля.
  2. Аэростат Кузнецова.

Фото аэростата заграждения Парсеваля представлено далее.

Модернизированный Аэростат Парсеваля

Он характеризовался усиленной устойчивостью и грузоподъемностью. Например, он спокойно держался даже при ветровой нагрузке 100 м/с.

Аэростат воздушного заграждения, созданный в 1912 году советским конструктором В. В. Кузнецовым, стал первым отечественным аппаратом такого класса.

Здесь были задействованы эластичные шнуры, интегрированные в оболочку. За счет этого обеспечивалась фиксация ее формы. Объем оболочки составлял 850 м3. А образующим материалом являлась прорезиненная двухслойная газонепроницаемая ткань.

Картина в период ВОВ

Время войны

В это время погибло много аэростатчиков. Кто-то сгорал вместе с аппаратами, кто-то не выдерживал огромных нагрузок, кого-то поражали вражеские обстрелы. Большинство из них разбивалось.

Однако применение аэростатов заграждения было необходимо, хоть и приходилось жертвовать многими людьми. Они играли значительную роль в системах ПВО.

К началу вражеских налетов на Москву в городе был сформирован серьезный арсенал для обороны. В нем значилось порядка 125 аэростатов воздушного заграждения. Хотя по расчетам их должно было быть 250. Вскоре в целях улучшения качества обороны их количество довели до 300 машин. И все они взлетали одновременно для защиты столицы.

Советские посты

Во время войны аэростаты заграждения использовались во многих уголках СССР и за его пределами. Так, с их помощью осуществлялась оборона города Плоешти. Причина крылась в расположении там крупного нефтеперерабатывающего предприятия и огромных складов топлива.

Список городов, где применялись данные системы в 1941-1945 годах, отражен в таблице. Там же указаны номера и виды войск, выполнявших оборонительные задачи.

Город

№ отряда

№ полка (П) или

отдельного дивизиона (ОД)

Архангельск

26

Баку

5 П

Батуми

7 ОД

Владивосток

72 морской ОД

Воронеж

4 и 9

Горький

8 и 28 ОД

Запорожье

6 ОД

Киев

4 и 14

Куйбышев

2

Ленинград

3, 4, 11 и 14 П

Москва

1-3 дивизии

Мурманск

6

Одесса

6 П

Плоешти

15

Рига

26

Ростов-на-Дону

9

Саратов

4 ОД

Севастополь

1

Сталинград

6 и 26 ОД

Хабаровск

12

Харьков

6 ОД

Ярославль

1

В совокупности насчитывалось более 3 000 постов.

Применение АЗ и АН

Такие аббревиатуры были введены в СССР для обозначения аэростатов заграждения и наблюдения, соответственно.

Отряды АН действовали в интересах артиллерии. Ленинградский и Волховский фронты стали местом работы первого дивизиона АН.

Он отстаивал Ленинград во время блокады, а завершил войну в Берлине. Только за период 1942-1943 гг. его аппараты совершили более 400 подъемов в небо и обнаружили порядка 100 вражеских батарей.

Сразу после 22 июня в Ленинграде начали действовать 328 постов аэростатов заграждения. Их разделили на три полка.

Посты, сосредоточенные в шахматном алгоритме, защищали:

  1. Городскую территорию.
  2. Подходы к ней.
  3. Часть Финского залива.
  4. Воздушные лазейки к Кронштадту.
  5. Морской канал.

Друг от друга посты были отдалены примерно на 1 км. Устраивали их также:

  • на площадях;
  • во дворах;
  • в припортовых зонах;
  • на территориях заводов;
  • в парках.

На каждом посту было два идентичных аэростата. Они поднимались поодиночке или в дуэте. Вытягивался трос с лебедки.

Одиночный аппарат взлетал на 2–2,5 км. Верхняя модель из дуэта достигала высоты 4–4,5 км. С помощью строп аэростаты монтировались к тросам. Аппараты поднимались только ночью по двум причинам:

  1. Днем врагу их проще ликвидировать.
  2. Бомбежки имели, в основном, ночной режим.

По своему облику аэростаты заграждения были похожи на дирижабли. На каждом посту работал 12 сотрудников: 10 рядовых, 1 моторист и 1 командир. Список их обязанностей выглядел так:

  1. Подготовка площадки.
  2. Разворот оболочки.
  3. Заполнение аппарата.
  4. Рытье траншеи для лебедки и землянки.
  5. Обеспечение связи и маскировки.
  6. Ремонт при надобности.

Тяжкое время Ленинграда

Аэростаты заграждения в обороне Ленинграда

Таковым явился период с осени 1941 по весну 1942 года. Тогда происходили самые тяжелые и интенсивные бомбежки.

Как только враг возникал над городом (обычно в ночное время), в небе появлялось мощное освещение (за счет специальных ракет). Благодаря чему противник отчетливо видел свои цели.

Чтобы увеличить эффективность аэростатов воздушного заграждения в обороне Ленинграда, руководство ПВО требовало развития высоты их подъема. Потолок достигал тогда 4 км.

Его увеличение зависело от качества водорода и атмосферы. В непогоду показатель падал примерно на 1,5 км.

Используемые аэростаты заграждения принцип действия имели следующий: когда самолет сталкивался с их тросом, срабатывала инерционная система, вмонтированная под аппаратом. В итоге он откреплялся, а на окончании троса раскрывался парашют для торможения. Он образовывал тягу, вдавливая трос прямо в крыло самолета, к которому вскоре подходила мина (она также крепилась к концу троса) и при контакте с ним взрывалась.

Увеличение возможностей по высоте было ключевой стратегической задачей. И на одном из складов были обнаружены две модели – триплеты, способные подниматься гораздо выше.

Вскоре ими были оборудованы два поста. Согласно инструкции модель могла занять шестикилометровую высоту, но для этого один трос должен был подниматься тремя постоянными аэростатами.

В октябре 1941 г. на двух постах триплеты поднялись на 6 300 м.

На практике их массовое применение на войне было довольно трудным из-за их массивности, проблематичного подъема и спуска.

И эти две модели дежурили над ленинградским небом меньше года. Затем их больше не эксплуатировали.

Московская оборона

Аэростаты заграждения в обороне Москвы

Первую воздушную атаку на столицу фашисты предприняли 22 июля 1941 г. Их самолеты были вычислены еще на дистанции 200 км. Все войска находились в состоянии боевой готовности, а аэростаты заграждения оперативно поднялись для обороны. На подступах активно работали зенитчики в тандеме с истребителями.

В штурме участвовало порядка 220 вражеских самолетов. Они действовали на различных высотах с 20-минутным интервалом. В сражениях было ликвидировано 20 бомбардировщиков. К городу прошли только единицы. В этом огромная заслуга АЗ.

По окончании 1941 года на страже Москвы действовало 300 постов. Через два года их численность увеличилась почти в полтора раза.

В мае 1943 г. произошло преобразование Первого корпуса ПВО в Специальную московскую армию.

Полки с номерами 1, 9 и 13 трансформировались в дивизии.

  1. Первая включила в себя полки № 2 и № 16. Ее возглавил П. И. Иванов.
  2. Во вторую вошли полки под номерами 7 и 8. Ее командир – Э. К. Бирнбаум.
  3. 3 дивизия аэростатов заграждения состояла из полков № 10 и № 12. Ей командовал С. К. Леандров.

В совокупности они образовали 440 постов. Они оказывали мощное сопротивление, поэтому с апреля 1942 года вражеской авиации из-за огромных потерь пришлось прекратить атаки на Москву.

Но до самого дня победы столичное ПВО работало в полной боеготовности.

Однако были и негативные моменты. Они связаны с налетом на тросы отечественных самолетов. Здесь больший урон понес полк номер 1 аэростатов заграждения АЗ. В число технических потерь вошли:

  1. Самолет-разведчик P-5 (также погиб пилот).
  2. Истребитель.
  3. Самолет с двумя моторами.
  4. Воздушное судно «Дуглас» (в этом случае также погиб экипаж).

За всю ВОВ столичные ПВО ликвидировали 1 305 вражеских самолетов.

После войны

В Советском Союзе в 50-х годах интенсивно развивалось производство ракет. И все подразделения заградительных аэростатов расформировали. Интерес к подобным моделям проявлялся только периодически.

В 1960-м Хрущев побывал с визитом в ГДР. Там он увидел, что американцы устроили воздушное сообщение с западным Берлином. Это очень разозлило советского руководителя, и он издал указ разместить аэростаты заграждения против американских самолетов.

В течение трех месяцев было организовано три дивизии АЗ. Только обучение персонала было осуществлять некому. В Берлин эти силы не направились во избежание конфликта. Через год их расформировали, а все аппараты списали.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.