Обязательной частью общественной жизни является правовая культура, и правовое сознание возникает только при условии присутствия всей совокупности ее социальных явлений - и материальных, и духовных. Как объект исследования правовая культура изучается культурологами, а также огромное значение она имеет в теории права, поскольку в ней содержатся составляющие и правовые, и неправовые.
Объекты общественного права
Поскольку в обществе существует право, должны присутствовать и правовая культура, и правовое сознание, только тогда состояние социальных институтов становится качественным. Это не просто явления социальной жизни в совокупности, это характеристика уровня развития и показатель эффективности всей правовой системы.
И юридическая теория, и юридическая практика, и все достижения, все результаты правовой сферы, ценность правовых постулатов - все это обуславливается наличием и уровнем развития правовой культуры и правового сознания.
Структура
Существуют самые разные толкования и трактовки данных терминов. Правовая культура и правовое сознание - явления многоуровневые, состоящие из многих чисто качественных оценок. При этом работают следующие институты: действующее законодательство, то есть позитивное право, развитые правоотношения, правопорядок и законность, беспрепятственная реализация права.
Сюда же относятся работа государственного аппарата, юридическая наука, образование, литература, помогающие проведению качественных индивидуально-правовых актов, а также многое другое - данный перечень, наверное, всегда будет открыт. Главное - понимать, что довлеет в каждом из пунктов именно правосознание, а правовая культура и правовое воспитание всемерно поднимают его качественный уровень.
Разделение на уровни
В зависимости от того, насколько качественно развивается правосознание, правовая культура и правовое воспитание проявляются на уровне индивидуальном, то есть это то, что присуще отдельной личности.
Следующий уровень - корпоративный, когда рассматриваются эти положения в отдельном коллективе.
Далее следует общий уровень правового сознания, правовая и политическая культура проявляется тем или иным образом в целом обществе, где эти явления не могут не получить политической окраски.
Заключительный уровень - самый высокий - общечеловеческий, или цивилизационный, он включает в себя все перечисленное выше уже в мировом масштабе. Такова структура правового сознания. Правовая культура должна присутствовать всюду, где появляется человек, проявляясь соответственно условиям, сложившимся при его появлении.
Форма общественного сознания
Формирование правового сознания и правовой культуры происходит как идеальное отражение подобных явлений в людском сознании. Они всегда совершенно точно знают, как жить правильно, как должны складываться события, а также какая должна быть реакция на результат. Однако ничего идеального в реальной жизни не бывает, а потому правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание всегда будут иметь огромное пространство для развития.
Именно это относится к любому виду правовой культуры: к обыденному, к профессиональному (юридическому), к научному (доктринальному) - всегда будет не только возможен, но и необходим рост и повышение качества в сознании людей привычных правовых явлений. Реальность эта субъективная, хотя наполняет любой момент социальной жизни и на любом уровне как представление отдельного человека или целой группы людей, а также всего общества о праве объективном, которое существовало ранее, существует в данный момент и должно существовать далее всегда.
Идеология и психология
В структуре сознания взаимодействуют две взаимосвязанные составляющие - психология и идеология, если рассуждать кратко. Правовое сознание и правовая культура целиком и полностью зависят от уровня их развития. Идеология включает в себя накопленные правовые знания, концепции, идеи, представления и теории, то есть это понимание права, его рациональный уровень, который формируется в процессе осмысления, интеллектуальной обработки полученной информации.
Психология - оценка явлений с эмоциональной, чувственной стороны, сюда обязательно входят настроения, переживания, стереотипы, привычки, то есть эмоции и чувства. Это уровень интуитивный, стихийный, который разумом не контролируется. С точки зрения психологии, правовое сознание и правовая культура, их соотношение более всего влияют на выбор модели поведения - правомерной она будет или нет. Во всяком случае, каждый человек может воспринимать право не только рассудком, разумом - интеллектуально, но прежде всего эмоционально, как бы чувствуя и ощущая его воздействие.
Правовое воспитание
Правовая информация обязательно передается из поколения в поколение: это и опыт, и знания о праве. И это обязательно составная часть образования личности и общего воспитания. Цель преследуется всегда одна и та же - совершенствование правового воспитания, и культура безопасности тогда тоже будет на высоте. Каждому отдельному человеку прививается осознанное стремление к поведению правомерному, чтобы сделать правильный выбор модели поведения и тем самым повысить общее состояние правопорядка и законности.
Самые первые сведения о том, как вести себя хорошо, а как плохо, человек получает в семье и в самом раннем возрасте. То есть уже с младых ногтей он, пусть и неосознанно, знакомится с правовой культурой. Правовое воспитание личности далее осуществляется с подключением других субъектов, в том числе государства. Это детский сад, школа, профессиональные учреждения образования, разнообразные социальные объединения, коллектив.
Государство очень заинтересовано в повышении правовых знаний и общей культуры общества, а потому правовая пропаганда присутствует всюду, распространяясь среди населения с помощью самых разнообразных информационных средств. Особенно большой вклад вносит наука и профессиональное юридическое сопровождение.
Деформации правового сознания
Правосознание достаточно часто у отдельных граждан существует в деформированном состоянии. Например, достаточно часто встречается негативное отношение к гражданскому праву, когда человек отрицает его социальную ценность, то есть осознанно выбирает модель неправомерного поведения. Это правовой нигилизм.
Бывает и противоположное отношение к праву, когда гражданин преувеличивает его роль в общественной жизни, абсолютизирует его. И такие проявления не менее неприятны и вредны для нормального течения бытовых явлений в социуме, поскольку правовое регулирование не всюду можно применять. Это практически болезнь, называемая правовым фетишизмом.
Третий вид деформации правового сознания заключается в недостатке правового воспитания. Это правовой инфантилизм, когда роль права недостаточно оценивается и, вообще, граждане прав не знают - ни своих, ни чужих. Уровень правосознания должен в целом совпадать с уровнем правовой культуры в любом масштабе - как индивидуальный, так и корпоративный, общественный и цивилизационный.
Оценка уровня правосознания
Прежде всего правосознание является воплощением поведения субъектов, только так и возможно оценивать и характеризовать его уровень на практике. Выявляются все изъяны в правовых установках как отдельного индивидуума, так и общества в целом лишь при перенесении теоретических установок в практическую среду.
Реализация правосознания происходит в естественных условиях сложившейся правовой культуры, являясь необходимым элементом ее и отражаясь во всех иных ее составляющих, как бы объективируясь в них. Характер правосознания исследуется посредством анализа специфики через вербальные и реальные его внешние формы. Правовая действительность довольно легко поддается такому анализу.
Деятельностный подход
Чтобы определить понятие правовой культуры, научная литература использует этот термин. Деятельностный подход основывается на внимании к внешней стороне событий, требующих оценки уровня правовой культуры. Это прежде всего деятельность и результаты ее, рассмотренные с точки зрения правовых отношений. В состав правовой культуры входят право и правовые отношения, правовые учреждения, рассматривающие правовое поведение и оценивающие правосознание.
Значение правовой культуры может рассматриваться в узком значении и в широком, но это всегда правовая деятельность, то есть в ней участвуют правовые институты, действуют правовые нормы и принципы, применяется творческий подход к правореализующей деятельности отдельной личности, групп и общества в целом. Это и информационные, и политические, и социальные компоненты, которые составляют суть правовой культуры.
Функции правовой культуры
Упорядоченный характер общественных отношений гарантирует разработку принципов, норм, моделей поведения, а также правовых образцов. Это регулятивная функция правовой культуры. Чтобы в обществе доминировали конституционность, законность, правопорядок и, как следствие этого, повысилась безопасность личности и общества, необходимо обеспечить это созданием разнообразных правовых средств, и именно это осуществляется с помощью охранительной функции правовой культуры.
Для анализа развития государственных правовых отношений со всеми их тенденциями и закономерностями нужно определить самые действенные механизмы для реализации правовых целей и решения правовых задач. Именно это воплощает прогностическая функция, анализирующая эффективность и качество правовой культуры в настоящем и проецирующая ее развитие в будущем. Реализация правовой политики имеет множество форм, и четвертая - правопреобразующая - функция отображает именно такое многообразие проведения реформ, направленных на правовой и социальный прогресс в обществе.
Воспитательная функция
Это целенаправленный процесс, осуществляемый государством и негосударственными органами, организациями, учреждениями, а также отдельными гражданами, и направлен он на формирование правового сознания. В эту деятельность входит не только изучение правил и норм, но и общая правовая пропаганда, просвещение, а также юридическая практика, самовоспитание и самообразование.
Воспитательная функция правовой культуры формирует зрелые юридические представления, убежденность в значимости и необходимости активного социального правового поведения и нетерпимости к нарушениям и злоупотреблениям правом. Именно так создаются правопорядок, правовая система и государственность - через ценности и предпочтения, основанные на правовой культуре, с формированием социальной ответственности каждого гражданина.
Ценности правовой культуры
У каждой общественной системы - экономической, политической, правовой - есть собственные ценности, без которых невозможно ее функционирование. Содержание этих ценностей различно, но все они друг с другом теснейшим образом взаимодействуют, поскольку наделены многими общими и вполне универсальными свойствами. Наполнение этим ценностям обеспечивают остальные области культуры - религиозная и нравственная, политическая и экономическая, научная и образовательная. Так создается духовный общественный строй, организуется система нравственных координат.
Большинство населения должно иметь высокий уровень правовой культуры. Так, в России народ гораздо более ответственен и справедлив, чем его представители в государственном аппарате и его реформаторские силы. Только благодаря этому относительный порядок в стране сохраняется.
Объединение признаков правовой культуры
Правотворчество - правовая деятельность, формирующая и принимающая общенародные ценности, результаты которой всегда видны каждому индивидууму. Нормы поведения и сознательный выбор их характеризуют универсальность характера ценностей правовой культуры данного общества. Здесь критерий - значимость в общественном благе правовых реформ, которые апробируются и реализуются.
Многие области культуры ставят общественные ценности во главе всей знаковой системы правовых отношений, а правовая культура не может иначе функционировать. Только практическая деятельность может явиться показателем ценности данной системы, поскольку теоретическая информация не реализует в необходимой мере даже самые простые коммуникативные функции.